Белгородская старина. Город на старинных открытках

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии публикует 13-ю главу из книги «Белгородская старина». Она называется «Город на старинных открытках».

— Время неумолимо летит вперёд. Меняют свой облик города, сёла, деревни. В отличие от людей, города и другие населённые пункты с годами не стареют, а наоборот, молодеют.

На протяжении всей своей истории Белгород не раз менял облик. Белгород XVII века отличается от Белгорода XVIII века. В XVIII столетии он был совсем не похож на тот, каким стал в XIX, а в начале XX века он, конечно же, был не таким, каким мы видим его сегодня, спустя сто лет.

Почти уже нет старожилов, которые помнят дореволюционный Белгород. Очень мало сохранилось снимков того времени. В уездном городе фотографов можно было сосчитать по пальцам. Да и снимали они в основном не виды города, а портреты людей. И всё же мы можем представить, как выглядел Белгород в прошлом. И помогут в этом нашему современнику старинные открытки, точнее, открытые письма и почтовые карточки, как их тогда называли.

Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, административные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известковые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десятка открыток с монтажом нескольких видов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».

В отличие от других уездных городов Курской губернии Белгороду повезло значительно больше. Если старинных открыток с видами Валуек, Старого и Нового Оскола, Корочи известно всего лишь несколько десятков, то открыток с видами Белгорода насчитывается несколько сотен. Правда, многие из них повторяют одни и те же виды: здания, храмы и другие достопримечательности, но сняты они с разных точек, что отличает их друг от друга. А многие открытки отличаются только надписями на лицевой и оборотной сторонах.

Первые открытые письма в России были выпущены в 1872 году. Распоряжением Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года разрешена пересылка по почте открыток частного изготовления. В 1895 году вышли первые открытки с видами Москвы, а с начала XX века выпуск открыток начался во многих городах. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там, где размещалось изображение, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное названия «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.

Когда появилась первая открытка с видом Белгорода — неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими открытые письма. Исключением является серия открыток, изданных контрагентством «А.С. Суворин и КО», на которых указан год издания — 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1902 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой письма.

Большинство видовых открыток Белгорода было отпечатано в шведском акционерном обществе Гранберг в Стокгольме, фототипиях «Шерер, Набгольц и КО» и Отто Ренар в Москве, издательстве А. Филько в Вильне и в одесском издательстве. Изданием белгородских открыток занимались как белгородские, так и иногородние торговые фирмы и отдельные купцы и книготорговцы.

Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это — А.М. Иваницкий и А.Д. Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А.Д. Ермакове сведений никаких не имеется, а биография харьковского фотографа А.М. Иваницкого восстановлена.

Алексей Михайлович Иваницкий родился в 1855 году в Белгороде, но уже в детстве уехал в Харьков, где поступил во Вторую Харьковскую гимназию. Из-за тяжёлого материального положения окончить её мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Юлиуса Глентцтнера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые открытки, которую издал А.А. Вейнбаум. Широкую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А.М. Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих выдающихся деятелей литературы и культуры: А.П. Чехова, А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, В.Ф. Комиссаржевскую, Н.К. Садовского и других. Алексей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. В декабре 1920 года он был расстрелян в Крыму органами ЧК. Место захоронения его неизвестно.

Первым издателем открыток с видами Белгорода был белгородский купец второй гильдии Александр Александрович Вейнбаум. Им издано самое большое количество открыток с видами Белгорода (более 200 единственных и повторяющихся видов). Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На лицевой или оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А.А. Вейнбаума, Белгород. Акц. общ-во „Гранберг“ в Стокгольме». А продавал их издатель в Белгороде.

В одной из старых публикаций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 „открыток“, стоит всего 1 р. 25 к.».

Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А.С. Суворин и КО».

Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) — известный русский издатель и журналист. Книгоиздательскую деятельность он начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрёл газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешёвая библиотека». Алексей Суворин издавал также историческую литературу, книги по искусству, адресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал открытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А.С. Суворин и КО» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обеих сериях указано: «Фототипия Шерер, Набгольц и КО».

Кроме Вейнбаума и Суворина открытки с видами Белгорода выпускали «Т-во К.П.» (товарищество «Контрагент печати») в Москве, товарищества «А.А. Чернякова и КО» в Белгороде, частные издатели Н.В. Тюленев и Н.А. Седов в Белгороде, А.М. Малыгин в г. Карачеве Орловской губернии, Е.И. Фесенко в Одессе. На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д. Ермаков.

Чёрно-белые, также цветные (раскрашенные) почтовые карточки издавались в Белгороде книжным и писчебумажным магазином «Черняков и КО». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н.В. Тюленев при своем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского монастыря (общий вид, Троицкий кафедральный собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно, они выполнены с негативов изданий А.А. Вейнбаума, так как в точности повторяют его чёрно-белые открытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.

Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контрагентство печати» 1-й образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих открытках уже указывался тираж — 3 тысячи экземпляров. Большая часть их отпечатана со старых дореволюционных негативов.

Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто её издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими населёнными пунктами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовались, но некоторые из них, побывав в далёких городах и сёлах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А происходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым коллекционерам-филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлечёнными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной город.

Письма на старинных открытках написаны в основном пером, реже — карандашом, но, несмотря на столетний возраст, большинство из них не стёрлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем незатейливые. Чаще всего их авторы передавали привет своим родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоминали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с видами Белгорода:

«Москва, Карачаский пер., дом 22, кв. 8. Николаю Михайловичу Позднякову.
Здравствуйте милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура».

«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно приходскую школу. Е[е] В[ысоко] Б[лагородию] Неониле Елисеевне. Г. Голенко.
Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всём».

«М. Новоселица Бессарабской губ., штаб 20-ой пограничной Хоитинской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.
Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и потому плохо. Шлю вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.».

«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв. 11. Е[е] В[ысоко] Б[лагородию] Марие Андреевне г-же Копетиной.1913 года 9 июля 7 1/2 час. Белгород.
Дорогая мама! Ещё отодвинулись немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харькову. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия».

Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже, благодаря своему почтенному возрасту, как и сами открытые письма, представляют историческую ценность.

Редакция FONAR.TV

Другие главы книги Александра Крупенкова «Белгородская старина»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина.  Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Страховы и Савченко

Белгородская старина. Страховы и Савченко

​Двухэтажное здание СИЗО №1 на Белгородском проспекте сносят потому, что оно больше не является объектом культурного наследия

​Двухэтажное здание СИЗО №1 на Белгородском проспекте сносят потому, что оно больше не является объектом культурного наследия

«Что за трек?». Тизер десятого выпуска

«Что за трек?». Тизер десятого выпуска

Идеальная свадьба. Фотограф Евгений Флур — о чёрно-белых снимках и бесценном свадебном подарке

Идеальная свадьба. Фотограф Евгений Флур — о чёрно-белых снимках и бесценном свадебном подарке

История неуспеха. Эпизод № 4 «Елена Викторовна, я вам запрещаю это подписывать»

История неуспеха. Эпизод № 4 «Елена Викторовна, я вам запрещаю это подписывать»

Жильё №1. Как семья за четыре года накопила на трёхкомнатную квартиру [партнёрский проект с ЖНК «ЖБК-1»]

Жильё №1. Как семья за четыре года накопила на трёхкомнатную квартиру [партнёрский проект с ЖНК «ЖБК-1»]

Дом со Знаменем Победы. Краевед предложил увековечить день освобождения Белгорода

Дом со Знаменем Победы. Краевед предложил увековечить день освобождения Белгорода

Человек месяца. Создатель бота для поиска укрытий Андрей Созыкин: «Моя социальная ответственность — помогать, если есть возможность»

Человек месяца. Создатель бота для поиска укрытий Андрей Созыкин: «Моя социальная ответственность — помогать, если есть возможность»

Книжная полка. Про братьев и сестёр

Книжная полка. Про братьев и сестёр

Белгородская старина. Издатель Вейнбаум

Белгородская старина. Издатель Вейнбаум

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Организатор музейного дела

Белгородская старина. Организатор музейного дела