Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии начинает публиковать главы из книги «Белгородская старина», которая вышла в 2011 году в издательстве «Константа». Знакомим вас с первой главой книги, которая называется «Историк архимандрит Анатолий».

— Имя замечательного самобытного историка архимандрита Анатолия долгие десятилетия было незнакомо советским читателям, а его труды недоступны даже исследователям белгородской старины. Это не удивительно, ведь писал он исключительно о храмах и монастырях. И труды его печатались только в одном издании — «Курских епархиальных ведомостях». Спустя 110 лет после смерти историка были переизданы два его произведения «Белгород и его святыня» и «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», которые для многих современных историков и краеведов стали открытием. Да и имя автора этих трудов большинство белгородцев услышало впервые.

Архимандрит Анатолий (в миру Андрей Ключарев, в старой транскрипции Ключаров) родился в конце 1820-х или начале 1830-х годов в семье сельского причетника (младший член церковного причта — псаломщик, дьячок — прим. Ф.) Курской губернии (точный год и место рождения установить не удалось). Рано оставив отчий дом, он приехал в Белгород, где поступил в духовную семинарию. По окончании учёбы был рукоположен в священника села Сулы Суджанского уезда, через пять лет переведён в Белгород, где 19 ноября 1855 года назначен священником Трёхсвятительской церкви пригородной слободы Саввиной, а 28 февраля 1857 года — настоятелем Кладбищенско-Николаевской церкви в Белгороде.

На молодого батюшку вскоре обрушилось тяжёлое горе — умерла жена, а вслед за ней ушли из жизни и малолетние дети. Похоронив их, Андрей Ключарев в 1859 году оставил приход и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. После он был определён в Белгород, в ставшую ему уже родной духовную семинарию преподавателем по Священному Писанию. Через год он постригся в монахи. В семинарии отец Анатолий занимался обучением своих воспитанников в течение десяти лет. Кроме Священного Писания, с 1868 года преподавал догматическое и нравственное богословие, а также еврейский язык.

Иллюстрация Анастасии Кислинской для Fonar.tv

Строгий и требовательный педагог пользовался большим авторитетом и уважением как у своих воспитанников, так и у преподавателей семинарии. В течение многих лет отец Анатолий состоял членом педагогического и распорядительного собраний правления семинарии, занимал должность инспектора, а позже и ректора семинарии. Также он стал первым цензором «Курских епархиальных ведомостей», которые в то время издавались в Белгороде при духовной семинарии.

В 1873 году отцу Анатолию пришлось покинуть Белгород: на съезде Курского духовенства он был избран смотрителем Рыльского духовного училища. В 1876 году возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльским монастырём; в том же году по прошению уволен от духовно-училищной службы, а ещё через три года утверждён настоятелем Рыльского монастыря, определён благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. За свою долгую добросовестную службу на поприще духовного воспитания молодёжи и пастырского служения архимандрит Анатолий в 1869 году был награждён наперсным крестом, в 1880 — орденом Святой Анны третьей степени, а в 1883 — орденом Святой Анны второй степени.

Скончался архимандрит Анатолий после непродолжительной болезни 10 июля 1886 года. В некрологе, опубликованном в «Курских епархиальных ведомостях», об ушедшем из жизни архимандрите писалось:

«Отличаясь точностью и строгостью, почивший все возлагаемые на него обязанности исполнял точно и серьёзно и такого же исполнения требовал и от других. Но, можно сказать, более важною, чем служебная, была деятельность покойного учёно-литературная. Покойный отец архимандрит был неустанным и почти единственным деятелем по разработке местных церковно-исторических материалов и памятников. В течение почти 20 лет он неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, плодом его трудов было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии».

Фото Дмитрия Романенко

Научно-исследовательская работа занимает особое место в биографии архимандрита Анатолия. Не будучи профессиональным историком, он глубоко изучил историю Белгорода, монастырей и храмов епархии, её архиереев. Ценнейшие материалы по истории города были обнаружены им в архивах мужского Свято-Троицкого и женского Рождество-Богородицкого монастырей, а также в белгородских церквях, которые имели собственные архивы.

Столетиями ко многим из них не прикасалась рука человека. Многие документы портились от сырости и плесени. Архимандрит Анатолий, имевший допуск к монастырским и церковным архивам, с головой ушёл в работу по изучению старинных документов. Впоследствии многие из них были утрачены в результате войн, революций, гонений на Церковь и небрежного хранения. И всё же, не имея подлинных документов, мы знаем не только об их существовании, но и их содержание. В этом заслуга архимандрита Анатолия, который в своё время опубликовал многие документы в исторических трудах. В них историк приводит обширные выписки из царских указов и грамот, переписки белгородских воевод и архиереев. Большое место в его произведениях занимают извлечения из Писцовой книги по Белгороду Василия Афанасьевича Керекрейского, составленной в 1626 году, Переписных книг Афанасия Федоровича Бобарыкина 1646 года, клировые ведомости и многие другие первоисточники по истории города Белгорода и его храмов.

Архимандрит Анатолий написал и опубликовал четыре больших исторических труда: «Белгород и его святыня», «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Историческое описание монастыря Обоянского».

Из опубликованного наследия архимандрита Анатолия наибольший интерес для нас представляет его историческое исследование «Белгород и его святыня». Оно было напечатано в «Курских епархиальных ведомостях» в 1871–1873 и 1884 годы. Ввиду того, что «Курские епархиальные ведомости» были церковно-религиозным журналом, историки советского периода, писавшие о Белгороде, никогда на них не ссылались. К тому же, издавался журнал небольшим тиражом и рассылался главным образом в церкви. В 1930-е годы, когда рушились и закрывались храмы, уничтожались и церковные библиотеки, поэтому полные комплекты «Курских епархиальных ведомостей» в наше время сохранились только в крупнейших книгохранилищах страны. Видимо, по этой причине историки и краеведы не только не использовали в своих работах произведения архимандрита Анатолия, но многие даже не знали об их существовании.

Из исследователей истории Белгорода XIX века труд архимандрита Анатолия «Белгород и его святыня» упоминал лишь член-сотрудник Императорского русского географического общества, наш земляк Александр Максимович Дренякин, давший ему высокую оценку. В предисловии к своему историко-статистическому очерку «Белгород с уездом» Дренякин писал о труде архимандрита Анатолия: «Там доказаны время, место первоначального и позднейшего основания Белгорода, стратегическое в старину его значение, порубежная, сторожевая служба и полная тревог жизнь наших предков во времена нападения татар, литовцев и поляков на Московское государство».

В труде «Белгород и его святыня» содержатся ценные сведения по истории города, подробно и аналитически рассматриваются все версии основания Белгорода, история его храмов, использованы уникальные документы столичных и местных архивов. Особую ценность представляют опубликованные автором документы из архивов белгородских монастырей, большинство из которых впоследствии оказались утраченными.

Логическим продолжением исследования «Белгород и его святыня» является работа архимандрита Анатолия «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», однако это совершенно самостоятельное произведение. В нём также содержится много интересных сведений о прошлом Белгорода.

К «Белгородскому циклу» трудов архимандрита Анатолия можно отнести и его историческое исследование «Упразднённые монастыри». Большая часть этого произведения — описание основанного по указу Бориса Годунова в 1599 году и закрытого при Николае I в 1843 году Николаевского мужского монастыря. В этой работе автор описывает и историю Коренской (Коренной) Николаевской пустыни в селе Устинка (ныне в черте города Шебекино), а также Пятницкой пустыни и Подмелогорского монастыря.

Печатая работу «Белгород и его святыня» в «Курских епархиальных ведомостях», автор подписывал отдельные разделы своего сочинения сокращенно: И. А-ий, а некоторые не подписывал вообще. Переехав из Белгорода в Рыльск и приняв сан архимандрита, он стал подписывать свои произведения: Рыльский архимандрит Анатолий.

Труды архимандрита Анатолия публиковались под общей рубрикой «Материалы по истории Курской епархии». После смерти автора осталось большое количество бумаг, среди которых были уже подготовленные к печати новые рукописи и необработанные материалы: черновики, наброски, планы, записки. К сожалению, их судьба остаётся неизвестной.

Редакция FONAR.TV

«Белгородская старина». Как мы оцифровываем книгу Александра Крупенкова

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

«Фонарь» запускает проект по оцифровке книги «Белгородская старина» краеведа Александра Крупенкова

«Фонарь» запускает проект по оцифровке книги «Белгородская старина» краеведа Александра Крупенкова

Белгородский краевед:  «Павильоны „Оранжевый остров“ — это насмешка над городской архитектурой»

Белгородский краевед: «Павильоны „Оранжевый остров“ — это насмешка над городской архитектурой»

Проекты и их воплощение. Как изменились несколько белгородских новостроек

Проекты и их воплощение. Как изменились несколько белгородских новостроек

​В Старом Осколе краеведческий музей начал проводить виртуальные экскурсии и игры

​В Старом Осколе краеведческий музей начал проводить виртуальные экскурсии и игры

​Двухэтажное здание СИЗО №1 на Белгородском проспекте сносят потому, что оно больше не является объектом культурного наследия

​Двухэтажное здание СИЗО №1 на Белгородском проспекте сносят потому, что оно больше не является объектом культурного наследия

В ЦМИ проведут турнир по настольной игре о Белгородской области

В ЦМИ проведут турнир по настольной игре о Белгородской области

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина.  Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородцам показали, какую технику раньше использовали автоинспекторы

Белгородцам показали, какую технику раньше использовали автоинспекторы

Под Белгородом восстановили бой лета 1943 года

Под Белгородом восстановили бой лета 1943 года