— Имя замечательного самобытного историка архимандрита Анатолия долгие десятилетия было незнакомо советским читателям, а его труды недоступны даже исследователям белгородской старины. Это не удивительно, ведь писал он исключительно о храмах и монастырях. И труды его печатались только в одном издании — «Курских епархиальных ведомостях». Спустя 110 лет после смерти историка были переизданы два его произведения «Белгород и его святыня» и «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», которые для многих современных историков и краеведов стали открытием. Да и имя автора этих трудов большинство белгородцев услышало впервые.
Архимандрит Анатолий (в миру Андрей Ключарев, в старой транскрипции Ключаров) родился в конце 1820-х или начале 1830-х годов в семье сельского причетника (младший член церковного причта — псаломщик, дьячок — прим. Ф.) Курской губернии (точный год и место рождения установить не удалось). Рано оставив отчий дом, он приехал в Белгород, где поступил в духовную семинарию. По окончании учёбы был рукоположен в священника села Сулы Суджанского уезда, через пять лет переведён в Белгород, где 19 ноября 1855 года назначен священником Трёхсвятительской церкви пригородной слободы Саввиной, а 28 февраля 1857 года — настоятелем Кладбищенско-Николаевской церкви в Белгороде.
На молодого батюшку вскоре обрушилось тяжёлое горе — умерла жена, а вслед за ней ушли из жизни и малолетние дети. Похоронив их, Андрей Ключарев в 1859 году оставил приход и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. После он был определён в Белгород, в ставшую ему уже родной духовную семинарию преподавателем по Священному Писанию. Через год он постригся в монахи. В семинарии отец Анатолий занимался обучением своих воспитанников в течение десяти лет. Кроме Священного Писания, с 1868 года преподавал догматическое и нравственное богословие, а также еврейский язык.
Строгий и требовательный педагог пользовался большим авторитетом и уважением как у своих воспитанников, так и у преподавателей семинарии. В течение многих лет отец Анатолий состоял членом педагогического и распорядительного собраний правления семинарии, занимал должность инспектора, а позже и ректора семинарии. Также он стал первым цензором «Курских епархиальных ведомостей», которые в то время издавались в Белгороде при духовной семинарии.
В 1873 году отцу Анатолию пришлось покинуть Белгород: на съезде Курского духовенства он был избран смотрителем Рыльского духовного училища. В 1876 году возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльским монастырём; в том же году по прошению уволен от духовно-училищной службы, а ещё через три года утверждён настоятелем Рыльского монастыря, определён благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. За свою долгую добросовестную службу на поприще духовного воспитания молодёжи и пастырского служения архимандрит Анатолий в 1869 году был награждён наперсным крестом, в 1880 — орденом Святой Анны третьей степени, а в 1883 — орденом Святой Анны второй степени.
Скончался архимандрит Анатолий после непродолжительной болезни 10 июля 1886 года. В некрологе, опубликованном в «Курских епархиальных ведомостях», об ушедшем из жизни архимандрите писалось:
«Отличаясь точностью и строгостью, почивший все возлагаемые на него обязанности исполнял точно и серьёзно и такого же исполнения требовал и от других. Но, можно сказать, более важною, чем служебная, была деятельность покойного учёно-литературная. Покойный отец архимандрит был неустанным и почти единственным деятелем по разработке местных церковно-исторических материалов и памятников. В течение почти 20 лет он неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, плодом его трудов было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии».
Научно-исследовательская работа занимает особое место в биографии архимандрита Анатолия. Не будучи профессиональным историком, он глубоко изучил историю Белгорода, монастырей и храмов епархии, её архиереев. Ценнейшие материалы по истории города были обнаружены им в архивах мужского Свято-Троицкого и женского Рождество-Богородицкого монастырей, а также в белгородских церквях, которые имели собственные архивы.
Столетиями ко многим из них не прикасалась рука человека. Многие документы портились от сырости и плесени. Архимандрит Анатолий, имевший допуск к монастырским и церковным архивам, с головой ушёл в работу по изучению старинных документов. Впоследствии многие из них были утрачены в результате войн, революций, гонений на Церковь и небрежного хранения. И всё же, не имея подлинных документов, мы знаем не только об их существовании, но и их содержание. В этом заслуга архимандрита Анатолия, который в своё время опубликовал многие документы в исторических трудах. В них историк приводит обширные выписки из царских указов и грамот, переписки белгородских воевод и архиереев. Большое место в его произведениях занимают извлечения из Писцовой книги по Белгороду Василия Афанасьевича Керекрейского, составленной в 1626 году, Переписных книг Афанасия Федоровича Бобарыкина 1646 года, клировые ведомости и многие другие первоисточники по истории города Белгорода и его храмов.
Архимандрит Анатолий написал и опубликовал четыре больших исторических труда: «Белгород и его святыня», «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Историческое описание монастыря Обоянского».
Из опубликованного наследия архимандрита Анатолия наибольший интерес для нас представляет его историческое исследование «Белгород и его святыня». Оно было напечатано в «Курских епархиальных ведомостях» в 1871–1873 и 1884 годы. Ввиду того, что «Курские епархиальные ведомости» были церковно-религиозным журналом, историки советского периода, писавшие о Белгороде, никогда на них не ссылались. К тому же, издавался журнал небольшим тиражом и рассылался главным образом в церкви. В 1930-е годы, когда рушились и закрывались храмы, уничтожались и церковные библиотеки, поэтому полные комплекты «Курских епархиальных ведомостей» в наше время сохранились только в крупнейших книгохранилищах страны. Видимо, по этой причине историки и краеведы не только не использовали в своих работах произведения архимандрита Анатолия, но многие даже не знали об их существовании.
Из исследователей истории Белгорода XIX века труд архимандрита Анатолия «Белгород и его святыня» упоминал лишь член-сотрудник Императорского русского географического общества, наш земляк Александр Максимович Дренякин, давший ему высокую оценку. В предисловии к своему историко-статистическому очерку «Белгород с уездом» Дренякин писал о труде архимандрита Анатолия: «Там доказаны время, место первоначального и позднейшего основания Белгорода, стратегическое в старину его значение, порубежная, сторожевая служба и полная тревог жизнь наших предков во времена нападения татар, литовцев и поляков на Московское государство».
В труде «Белгород и его святыня» содержатся ценные сведения по истории города, подробно и аналитически рассматриваются все версии основания Белгорода, история его храмов, использованы уникальные документы столичных и местных архивов. Особую ценность представляют опубликованные автором документы из архивов белгородских монастырей, большинство из которых впоследствии оказались утраченными.
Логическим продолжением исследования «Белгород и его святыня» является работа архимандрита Анатолия «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», однако это совершенно самостоятельное произведение. В нём также содержится много интересных сведений о прошлом Белгорода.
К «Белгородскому циклу» трудов архимандрита Анатолия можно отнести и его историческое исследование «Упразднённые монастыри». Большая часть этого произведения — описание основанного по указу Бориса Годунова в 1599 году и закрытого при Николае I в 1843 году Николаевского мужского монастыря. В этой работе автор описывает и историю Коренской (Коренной) Николаевской пустыни в селе Устинка (ныне в черте города Шебекино), а также Пятницкой пустыни и Подмелогорского монастыря.
Печатая работу «Белгород и его святыня» в «Курских епархиальных ведомостях», автор подписывал отдельные разделы своего сочинения сокращенно: И. А-ий, а некоторые не подписывал вообще. Переехав из Белгорода в Рыльск и приняв сан архимандрита, он стал подписывать свои произведения: Рыльский архимандрит Анатолий.
Труды архимандрита Анатолия публиковались под общей рубрикой «Материалы по истории Курской епархии». После смерти автора осталось большое количество бумаг, среди которых были уже подготовленные к печати новые рукописи и необработанные материалы: черновики, наброски, планы, записки. К сожалению, их судьба остаётся неизвестной.