Белгородская старина. Митрополит Питирим

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии публикует седьмую главу из книги «Белгородская старина». Она называется «Митрополит Питирим».

— Архиереи, управлявшие с 1667 года Белгородской епархией, не раз меняли свои титулы: Белгородско-Обоянский, Белгородско-Курский, Курско-Белго­родский. С 1904 года они стали называться Кур­ско-Обоянскими. И хотя наименование «Белгород­ский» исчезло из титула архиереев, город Белгород и белгородский край, как и прежде, оставались в центре их внимания.

Первым архиереем с титулом Курский и Обо­янский стал епископ Питирим. Он как никто другой из Курско-Обоян­ских владык сделал много для Белгорода и белгородцев. Неоднократно приезжал сюда в бытность свою управляю­щим епархией, не забывал город и когда поднялся на самую высокую ступень церковной иерархии, став митрополитом Петроградским и Ладожским. И нам, белгородцам начала третьего тысячелетия, надо помнить об этом неординарном человеке, а его имя должно занять почётное место в истории Белгородской епархии.

Митрополит Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов) родился в Риге в семье соборного протоиерея. Его родители были глубоко верующими людьми, заботились о духовном воспитании сына и всячески способствовали развитию его религиозного сознания. Однако, когда пришла пора учиться, поступил он не в духовное училище, а в гимназию, где уча­щиеся получали светское образование.

Но и обучаясь в обык­новенной классической гимназии, Павел Окнов отличался от сверстников своей исключительной религиозностью, пламен­ной верой в Бога. В 1878 году он поступает в Киевскую ду­ховную академию с намерением вернуться потом на родину и посвятить себя служению в сане священника, но уже во время учёбы в академии твёрдо решил стать монахом. Сразу же после окончания академии молодой кандидат богословия Павел Васильевич Окнов принимает иноческий постриг и становится монахом. После пострижения в течение четырех лет он преподавал в Киевской духовной академии догмати­ческое богословие и немецкий язык. В 1887 году назначает­ся инспектором, а потом ректором Ставропольской духовной семинарии. Через год был переведён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и возведён в сан архимандрита.

В 1894 году архимандрит Питирим был рукоположен в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епар­хии. На новом месте служения при непосредственном уча­стии владыки Питирима состоялись торжества прославле­ния угодника Божия Феодосия Угличского. Вскоре после этого события преосвящённый Питирим становится еписко­пом Тульским и Белевским, а через семь лет — Курским и Обоянским. В 1909 году он был возведён в сан архиепископа.

Одним из первых шагов преосвященного Питирима в кур­ско-белгородском крае было создание в Белгороде викари­атства. Дальше — больше. Им была воссоздана в Белгороде духовная семинария, что сразу придало городу более значи­мый статус. И хотя семинария состояла только из начальных классов, в будущем он планировал ввести в ней полный курс обучения.

Приезжая в Белгород, владыка всегда после богослужения в Свято-Троицком соборе спускался в пещерку к нетленным мо­щам святителя Иоасафа, которого очень почитал. Еще в нача­ле своей архипастырской деятельности на курско-белгородской земле он выступил с инициативой сбора материалов для ка­нонизации Святителя. Преосвященный Питирим горячо под­держал товарища обер-прокурора Святейшего Синода, князя Николая Давидовича Жевахова, собиравшего материалы для своего труда «Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгород­ский и Обоянский (1705–1754). Материалы для биографии, со­бранные и изданные князем Николаем Жеваховым», который стал основой для канонизации святителя Иоасафа.

Архиепископ Питирим не только оказывал помощь князю Николаю Жевахову в сборе документов, но и сам принимал активное участие в этом деле. В декабре 1908 года он представил Святейшему Си­ноду прошения от белгородского духовенства и мирян с хода­тайствами о причислении епископа Иоасафа (Горленко) к лику святых. По поручению Синода преосвященный Питирим воз­главил особую комиссию по изучению заявлений о чудесных исцелениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя Иоасафа, участвовал с митрополитом Киевским и белгородским духовенством в освидетельствовании нетлен­ных мощей. Во многом благодаря ему император Николай II поддержал обращение белгородцев о канонизации святителя Иоасафа, а Святейший Синод поручил митрополиту Киевскому вместе с архиепископом Питиримом и его викариями совер­шить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей.

В памяти наших земляков, живших в начале ХХ века, владыка Питирим остался прежде всего как один из глав­ных инициаторов канонизации епископа Иоасафа (Горлен­ко), активным участником подготовки и организатором про­ведения торжеств, посвящённых прославлению нетленных мощей святителя Иоасафа.

Вскоре после Белгородских торжеств преосвящённый Питирим был назначен архиепископом Владикавказским и Моздокским. Перевод на новую кафедру состоялся вопре­ки желанию владыки, но и оставаться на прежнем месте он не мог. Объяснение причины перехода в другую епархию архиепископа Питирима находим в воспоминаниях князя Николая Жевахова:

«Наступил сентябрь 1911 года. Приближалось время бел­городских торжеств, связанных с прославлением угодни­ка Божия святителя Иоасафа. Десятки тысяч паломников стремились в Белгород. Между архиепископом Питиримом и губернатором М.Э. Гильхен возникли трения. Губернатор, ссылаясь на то, что торжество было церковное, находил, что приём почётных гостей является обязанностью епархиаль­ной власти; архиепископ же отвечал, что он и сам на обеды не ездил и у себя обедов никогда не устраивал, и не может принимать на себя забот о внешнем благоустройстве торже­ства, какое и для него лично, и для духовенства начинается и оканчивается только в храме. Несогласованность действий церковной и гражданской властей привела впоследствии к некоторым нестроениям, ответственность за которые пала на архиепископа Питирима, который вскоре после окончания торжеств и был переведён на Кавказ и назначен архиеписко­пом Владикавказским и Моздокским. Это назначение яви­лось большим ударом для Владыки и дало много пищи для самой разнообразной клеветы».

Об этом же вспоминал несколько лет спустя и сам вла­дыка:

«Позднее, уже на Кавказе, я узнал, что враги мои сидели в Курске, а не в Петербурге, и интриговали против меня. Ра­ботал, нужно думать, и Курский губернатор, невзлюбивший меня, что, однако, не мешало ему, во время белгородских торжеств, ни на шаг не отходить от меня, особенно в местах скопления народа. Он боялся покушения и совершенно от­кровенно заявлял мне, что надеется на защиту моего омофо­ра и боится отходить от меня...».

В 1913 году владыку Питирима назначают архиепископом Самарским и Ставропольским, в 1914 — экзархом Грузии, в 1915 — митрополитом Петроградским и Ладожским. Это были тяжёлые предреволюционные годы. Столица встретила нового митрополита враждебно и холодно. Князь Николай Жева­хов вспоминал об этом времени:

«С назначением же Преосвященного в Петербург напад­ки революционеров стали еще более яростными... Владыку стали обвинять во вмешательстве в государственные дела, в интригах против его предшественника, митрополита Вла­димира, перемещённого в Киев, и в открытой дружбе с Рас­путиным. Широкая публика, конечно, не разбиралась в этих слухах, не могла подметить в них выражения тонко заду­манных и умело проводимых революционных программ, и не только верила, но и вторила этим слухам. Мало кто знал, что схема развала России была уже разработана до мелочей и планомерно осуществлялась не только в тылу, но даже на фронте... Государственная дума, печать, тайная агентура вра­гов России, имея общую программу, распределяли роли и задания, сводившиеся к одной цели — как можно скорее вы­звать революцию».

Проживая в столице, митрополит Питирим всегда с те­плом вспоминал возлюбленную им курско-белгородскую па­ству и мечтал вновь посетить дорогие сердцу места. Это уда­лось ему осуществить только в 1916 году, всего за три месяца до Февральской революции.

...Рано утром 8 декабря 1916 года из Петрограда пришла телеграмма на имя архиепископа Курского и Обоянского Ти­хона (Василевского): «Выезжаю сегодня в Белгород. Прошу благословения десятого совершить литургию. Митрополит Питирим».

Весть о приезде Петербургского митрополита на курско-белгородскую землю здесь никого не оставила равнодушным. Архиепископ Тихон немедленно выехал в Белгород, чтобы вместе с викарным епископом Никодимом (Кононовым) до­стойно встретить и принять высокого гостя.

Поезд прибыл в Белгород 9 декабря в половине седьмого утра. На вокзал встретить митрополита Питирима прибыли вместе с преосвященным Тихоном старейшие священнослу­жители Белгорода, начальники духовных училищ, предста­вители городской и уездной администрации.

С вокзала митрополит Питирим и встречавшие его лица направились в соборный храм Свято-Троицкого монастыря, где владыка Питирим отслужил молебен у раки святителя Иоасафа. Затем он спустился в подземный склеп, где находи­лись нетленные мощи до прославления. Владыка Питирим отдал дань памяти Белгородскому святому, для прославле­ния которого он так много сделал, будучи правящим архиереем Курской епархии.

После краткого отдыха митрополит Питирим посетил от­крытое в Белгороде по его инициативе женское епархиальное училище, побывал в двух госпиталях. Ведь уже третий год шла мировая война, и в Белгороде находилось на излечении много солдат и офицеров, прибывавших ранеными с фронта.

На следующий день, 10 декабря, в день кончины святите­ля Иоасафа, митрополит Питирим отслужил с утра в Свято-Троицком соборе Божественную литургию и молебен у раки святителя Иоасафа Белгородского. По окончании богослуже­ния владыка обратился к молящимся в храме со словами назидания и увещания. В ответном слове Белгородский епи­скоп Никодим тепло поблагодарил митрополита Питирима за посещение Белгорода в столь знаменательный для его жи­телей день памяти святителя Иоасафа.

После службы в соборе преосвященный Питирим посетил покои святителя Иоасафа, где его ожидали почётные белго­родцы и духовенство. У входа в зал епископ Никодим при­ветствовал дорогого гостя Песчанской иконой Божией Мате­ри. В 3 часа дня митрополит Питирим отбыл на поезде из Белгорода.

На обратном пути из Белгорода в Петроград митрополит Питирим остановился на сутки в Курске, где также провёл богослужения в храмах....А в воздухе уже пахло предреволюционной грозой, кото­рая вскоре разразилась над Россией.

Сразу же после Февральской революции преосвященный Питирим ушёл на покой. В последние годы он жил в глубо­кой нужде на подворье Второ-Афонского монастыря. Умер владыка всеми забытый и покинутый в 1920 году в Екатери­нодаре (ныне Краснодар) и был похоронен в местном соборе.

В послереволюционные годы на долгие десятилетия за ми­трополитом Питиримом закрепилась репутация ярого реак­ционера, консерватора и мракобеса. Приложил руку к соз­данию негативного образа преосвященного Питирима и наш современник, писатель В.С. Пикуль в своем романе «Нечи­стая сила» (в сокращённом варианте — «У последней черты»). Но сегодня мы знаем и другие отзывы о владыке. Старейшая жительница Курска Л.Ф. Монтрезор так говорила об архиепископе Питириме:

«Преосвященный пользовался такой любовью, как ни один из его предшественников...».

А вот как отзывался об этом удивительно добром и рани­мом человеке его друг Николай Давидович Жевахов:

«Это был действительно нежный цветок, способный жить, подобно тепличному растению, только в оранжерее. Он не выносил грубых прикосновений лжи и неправды, его при­рода жаждала ласки, любви, мира и тишины... И только в этой атмосфере он распускался, как цветок, раскрывая свои богатые дарования, согревая окружающих».
Редакция FONAR.TV

Другие главы книги Александра Крупенкова «Белгородская старина»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина.  Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Страховы и Савченко

Белгородская старина. Страховы и Савченко

Белгородская старина. Город на старинных открытках

Белгородская старина. Город на старинных открытках

Белгородская старина. Издатель Вейнбаум

Белгородская старина. Издатель Вейнбаум

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Организатор музейного дела

Белгородская старина. Организатор музейного дела