Виртуальный террор
На диких полях интернета водится зверь по имени «кибербуллинг». Его назвали так, потому что название происходит от английского слова «bull», то есть «бык». Явление это означает травлю в сети. Невидимые, но вполне реальные агрессоры нападают в чатах, в социальных сетях, в электронной почте, в СМС, в мессенджерах. Виртуальные «быки» атакуют с помощью угроз, оскорблений, унижений, высмеиваний.
Часто у них есть трудности с выстраиванием реальных здоровых отношений. Внутри них можно обнаружить целые букеты комплексов, страхов, травм, психологических проблем. Они «сливают» негатив на других, тех, кто кажется им беззащитным, они надеются на безнаказанность, они чувствуют себя крутыми.
Кибербуллеры могут использовать фото- и видеозаписи, дискредитирующие человека. Например, выложить или грозиться выложить в публичный доступ сцены насилия или сексуальные сцены. Взломать аккаунт ребёнка, получить доступ к его личной переписке и обнародовать её, или от лица «жертвы» написать что-то неприятное, оскорбительное или провокационное другим людям. Могут начать писать массовые жалобы на аккаунт ни о чём не подозревающего человека. Могут даже пытаться достать человека, вредя его персонажу в играх, удаляя его из игровых групп или просто «убивая» вновь и вновь. Ещё в арсенале троллей — распространение сплетен, клевета и организация бойкотов.
Они хотят навредить жертве, «загнать» её. Увы, вред от не реальных «ударов» может быть вполне реальным и серьёзным. Это ухудшение здоровья, проблемы с успеваемостью, ухудшение самооценки, стресс, депрессия и даже суицид.
Чаще всего травле в сети подвергаются известные личности и подростки. «Звёзды» притягательны, многим хочется заглядывать к ним на кухню и в постель. А подростки просто очень активно «живут» в интернете, поэтому легко могут стать мишенью «террористов».
Преследователь без лица
Перечислю особенности кибербуллинга, которые позволяют отнести его к действительно опасным явлениям.
Неожиданность атаки. Сообщения часто невозможно отсеивать и контролировать. Они могут приходить внезапно и вызывать сильную тревогу.
Круглосуточные нападения. Интернет доступен всегда, соответственно, нападать на жертву в нём можно в любое время, днём и ночью. Это создаёт чувство загнанности и невозможности отдохнуть, «спрятаться».
Скорость света. Здесь речь о быстроте распространения информации в сети. Она может разлететься почти мгновенно и охватить очень большие группы пользователей. Мысль о том, что тебя «раздели» перед миллионами людей может вызывать сильный стыд.
Стайная охота. Кибербуллинг может быть групповым, несколько «хищников» передают друг другу жертву, как мячик, или нападают все одновременно. Этот приём может вызывать ощущение невозможности справиться с агрессией и бессилия.
Безымянный враг. Личность преследователей часто остаётся анонимной. Неизвестность в этом случае делает угрозы более страшными. А в самого анонима можно вложить свои самые ужасные ужасы.
Обидчиков в игнор
Согласно исследованиям, кибербуллинг наиболее распространён среди школьников средних классов, в старших классах этого становится меньше. Некоторые специалисты считают, что девочки активнее «загоняют» жертв, но и сами чаще попадают на крючок к обидчикам.
К сожалению, подростки редко сообщают взрослым о фактах преследования их в сети. Сначала проблема может казаться им не очень серьёзной. Потом они опасаются, что родители просто «заберут» их из этого опасного места, лишив возможности пользоваться интернетом.
Тем не менее, в случаях травли лучше обратиться к взрослым. Если отношения с родителями оставляют желать лучшего, лучше пойти к школьному психологу или учителю, которому вы доверяете.
Подросткам (и более взрослым жителям виртуальной реальности) следует помнить о некоторых правилах безопасности.
В онлайн-беседах желательно самому не проявлять агрессию. Выпады с чьей-либо стороны лучше просто игнорировать, нападающие в таких случаях часто выкипают, как чайник, и «отваливаются». Если попадается упорный преследователь, лучше его заблокировать.
Сто раз подумай — один раз отправь. Это относится к сообщениям, фотографиям, видеороликам, которые вы хотите кому-то переслать, но которые также могут каким-то образом скомпрометировать вас, если окажутся в чужих руках. А ведь могут.
Родители на страже
Что делать родителям, если ребёнок подвергся кибербуллингу?
- Поддерживать, ни в коем случае не обвинять его и не говорить фраз типа «шлялся по всем своим интернетам, вот и нарвался!». Постараться самим оставаться спокойными, чтобы не напугать своей тревогой ребёнка ещё больше.
- Обязательно разговаривайте с ребёнком о происходящем, объясняйте правила поведения в этом «диком виртуальном лесу».
- По возможности сохранить копии сообщений с угрозами и оскорблениями. Если они сохранены, можно попробовать обратиться в полицию. Также стоит обращаться к администраторам сайтов, если там размещают что-то оскорбительное или ложное. На большинстве сайтов администраторы должны по запросу удалять такую информацию.
- Ситуацию с преследованием подростка стоит сделать «громкой». Сообщить руководству школы и учителям. Публичность может испугать обидчика.
- Если известно, кто преследует ребенка, можно связаться с его родителями и поговорить о происходящем, предложив им воздействовать на их разошедшегося «тролля».
- При согласии подростка стоит направить его на психотерапию, где ему помогут справиться с последствиями неприятной ситуации и вернуться к нормальной жизни.
Партнёр проекта
В 2019 году в Белгородской области появился Совет отцов, который возглавил Сергей Фуглаев. Эта организация объединила неравнодушных людей, которые уверены, что папы должны обязательно активно участвовать в воспитании детей. Члены Совета отцов проводят спортивные и благотворительные мероприятия, помогают многодетным семьям и сотрудничают с образовательными учреждениями. Меньше слов, больше дела: подписывайтесь на аккаунты Совета отцов во «ВКонтакте» и Facebook.