Другой — значит мишень

Уже не первый год в обществе повышается общий градус истерии. Если открыть сотни тысяч записей и комментариев в соцсетях, то становится очевидно, что геи и лесбяинки ведут агрессивную пропаганду себя самих и затягивают в свои ряды всех подряд, солдаты НАТО готовы вот-вот топтаться по всему, что нам дорого, всякая там пятая колонна раскачивает лодку и высасывает из людей патриотизм.

Инаковость опасна

Начиная с очень древних времен, люди привыкли относить себя к определённым общностям и считать это частью своей идентификации. Чем дальше мы будем заглядывать в историю, тем более важную роль этого факта принадлежности мы обнаружим. Быть частью чего-то большего означало находиться под защитой этого большего. Быть частью племени, рода, поселения, семьи, профессиональной или религиозной общности считалось огромной ценностью. Недаром же в древности одним из самых страшных наказаний было изгнание из общины.

В современных реалиях понятия принадлежности к «стае» стали более размытыми и даже не всегда осознаваемыми. Но они есть. Когда человек задумывается над похожестью на других, над своими отличиями от кого-либо, когда он знает, что эти «наши», а те «не наши» — это все как раз про принадлежность к группе.

Не изменилось, а только приобрело иную форму и отношение к тем, кто «чужой». Только раньше чужими были, например, люди из другого племени, из другой касты, а сейчас — те, кого я (мы, как группа) таковыми определяем.

«Чужого» всегда чувствуют как опасного. Он может начать войну, украсть что-то, проповедовать на вашей земле другую религию, нести иную идеологию. Он способен расшатывать устои и покушаться на святое, потому что для него оно не святое. Он может «заразить» вас инаковостью, и тогда вы тоже станете «чужими».

Стигмы и ярлыки

Чтобы эффективно бороться с непохожими на нас, их надо как-то обозначить. Самый лучший и понятный способ — обобщить их признаки и определить в какую-то группу. Конечно, признаки должны быть яркими, вызывающими неприязнь и страх. Такими, чтобы было понятно, какую функцию они выполняют. Так люди навешивают на других ярлыки и стигматизируют их.

Лежал в психиатрической больнице? Псих, может убить. Покрасил волосы в розовый цвет? Гей, сейчас пойдет пропагандировать и затягивать наших детей в свои неблагонадёжные ряды. Без маски на лице и чихаешь? Заражён коронавирусом, сейчас мы все от него тоже заразимся и умрём. Женщина за рулем? Обезьяна с гранатой, все аварии из-за таких. Этот список каждый может легко продолжить. Мы, как ни грустно, живём в пространстве стереотипов.

И линчуем на площади!

Итак, люди определили мишень — непохожего и опасного. И вот тут есть выбор, как реагировать. Увы, зачастую начинается дискриминация. Человека уже заклеймили, теперь его можно гнать, бить, убивать. Не обязательно в буквальном смысле, потому что законодательство сейчас всё-таки отличается от средневекового. Но можно сторониться людей с психиатрическими диагнозами и распускать о них сплетни. Можно вытащить из автобуса и избить на остановке мальчика с розовыми волосами. Перекрыть дорогу транспорту, который везёт людей, предположительно заражённых коронавирусом. Перестать пускать в заведение китайцев (и всех азиатов заодно). Подрезать на дороге женщину за рулем, а потом показать ей «фак».

А еще накачивать себя и других, переполняться ненавистью и гневом. Вообще, вот этот «кач» в истерию — явление не новое. Ещё в стародавние времена ведьм на кострах жгли, толпой с вилами шли на проштрафившихся в чем-либо, свергали разнообразных правителей и, бывало, здесь же, на площадях их быстренько всей массовкой лишали жизни разнообразными способами.

Тут ещё нужно упомянуть то, что называется психологией толпы. В толпе человек обезличивается, его ответственность за поступки теперь размазана тонким слоем по всей группе. В толпе человека как бы нет, он анонимен и всего лишь часть большого организма. В толпе человек легко «перехватывает» чужие эмоции и принимает их за свои. Он может гневаться, орать, идти на баррикады и быть уверен, что он это всё сейчас начал чувствовать сам. Причём, чувствовать он это будет несколько ярче и острее, чем обычно. И наконец, в толпе человек становится внушаем, теряет критичность, сейчас все происходящее кажется ему нормой, хотя вполне вероятно, что позже он оценит свои действия, как что-то нехарактерное для себя и не соответствующее его ценностям.

Охота на ведьм

Так что же с нами всеми происходит, что мы лишь немного переформатировались, но на самом деле с удовольствием и энтузиазмом продолжаем средневековые традиции «охоты на ведьм»?

Для меня одна из причин этого в том, что мы уходим от гуманизма. В нашей стране в последнее время стало всеобщей забавой назначать то тех, то других на роль врагов. Внешних, внутренних, прошлых, настоящих, будущих. Вот этих вот всех, которые гадят в наших подъездах и никак не дают нам зажить богато и счастливо. Когда есть враг, его надо побеждать. А это дело нескорое и затратное, требующее иных личностных качеств, чем в обычное время без врагов. И эти качества через эмоциональную прорисовку образов врага пестуются в людях. А это как раз высокий уровень агрессии, готовность проявлять её в активных действиях, идеологическое оправдание своей агрессии (за правое дело и ради общего блага).

Фон для этого тоже благоприятный. У нас не сытно и не спокойно. То и дело происходят какие-то изменения, которые не дают людям быть уверенным в своём ровном и стабильном завтрашнем дне. Рост цен, повышение пенсионного возраста, введение новых налогов — звоночки, которые звенят в мозгах очень неприятным звоном.

И люди тревожатся: за себя, за детей, за будущее. Из тревоги легко рождается недовольство. А недовольству нужен объект, на который его можно выплеснуть. И этим тревожным людям и их недовольству опять же очень легко и быстро с максимальной клиентоориентированностью этот объект предоставляют. Вот они, голубчики — причины ваших бед: геи, наркоманы, шпионы, носители коронавируса и так далее. Недовольству же нет разницы, куда выплёскиваться. Подменили одну мишень на другую, и ладно. Зато в неё можно азартно и законно стрелять.

Начни со своей человечности

И что со всем этим делать? К разнообразным идеологам и пропагандистам взывать бесполезно. Работа у них такая — рассказывать, кто особо злостно покушается на каждого из нас, и направлять народную агрессию в нужное русло.

Здесь просто снова нужно начинать с себя. Остановиться и не писать очередной злой и оскорбительный комментарий в сети. Удержаться от обсуждения с коллегами кого-то непохожего и раздражающего этим. Не вестись на крики телевизионных комментаторов, когда они в очередной раз рассказывают про кого-то ужасы. Каждый раз, когда хочется написать, сказать, сделать что-то импульсивное, обращаться к себе с вопросом «Это точно моё? Это соответствует тем ценностям, которые внутри меня? Я не стану об этом жалеть? Я понимаю последствия этого?». И тогда, может быть, в мире станет немного меньше злобы и дискриминации. Может быть...

Вероника Малова

Читать больше колонок Вероники Маловой

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Про мотивацию, материнство и «диких родителей»

Про мотивацию, материнство и «диких родителей»

Жизнь в пыльном серванте

Жизнь в пыльном серванте

Самоизоляция: психологическая техника безопасности

Самоизоляция: психологическая техника безопасности

Время быть вместе

Время быть вместе

Белгородцев приглашают на семейные системные расстановки*

Белгородцев приглашают на семейные системные расстановки*

«Травля — это коллективная история». Почему дети жестоки друг к другу и как защитить ребёнка от агрессии?

«Травля — это коллективная история». Почему дети жестоки друг к другу и как защитить ребёнка от агрессии?

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

Белгородские учёные придумали, как замерить стрессоустойчивость с помощью гончарного круга

Белгородские учёные придумали, как замерить стрессоустойчивость с помощью гончарного круга

Эксперты попытались выяснить процент благополучных россиян с помощью «зефирного эксперимента»

Эксперты попытались выяснить процент благополучных россиян с помощью «зефирного эксперимента»

Читатели «Фонаря» рассказали, как борются с профессиональным выгоранием

Читатели «Фонаря» рассказали, как борются с профессиональным выгоранием

Белгородцы могут получить бесплатную психологическую помощь

Белгородцы могут получить бесплатную психологическую помощь

Выносить нюдсы из избы. Рассказываем о секстинге в Белгородской области

Выносить нюдсы из избы. Рассказываем о секстинге в Белгородской области

Мир тревоги. Почему мы беспокоимся и как с этим справиться

Мир тревоги. Почему мы беспокоимся и как с этим справиться