Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

Ксения Иванова пообщалась с белгородским фотографом Тимофеем Колесниковым. Как он относится к визуальному опыту, почему любит работать в жанре классического портрета и чего никогда не хочет встретить в работах в жанре «ню» — об этом первая публикация авторского проекта Ксении «Люди в городе. Люди в Белгороде».

«Люди в городе. Люди в Белгороде» — это серия интервью с жителями Белгорода и Белгородской области, которые проявляют себя в искусстве, науке, образовании, бизнесе, управлении и других сферах. Цель — показать, как человек живёт своим делом, которое приносит ему доход и даёт возможность самореализации, и при этом получает удовольствие от процесса достижения целей и их результата.

О Тимофее Колесникове я узнала через его деятельность в театре «Спичка», о постановках которого я пишу рецензии (их можно прочесть здесь и здесь — прим. Ф.). Тимофей сделал серию фотографий актёров и художественного руководителя коллектива Оксаны Половинкиной. Его стиль классического портрета мне показался выразительным, утончённым и смысловым. По этой причине для пилота своего проекта я решила взять первое интервью именно у этого человека. В своё время Колесников выставлял работы в фотогалерее имени Собровина, был победителем областного конкурса в категории «Жанровый портрет».

Тимофей Колесников, фото из личного архива

— Тимофей, вы профессиональный фотограф, у вас есть своя страница «Вконтакте», где Вы размещаете результаты творческого процесса с моделями или заказчиками. Вопрос от меня как зрителя, вступающего в диалог с фото: что такое фотография? По вашему мнению, это больше ремесло или искусство?

— Это и сложный, и тонкий вопрос одновременно. С точки зрения фотографа фотографию можно расценивать под разными углами. Допустим, как картину — [оценивая] то, что фотограф хотел рассказать зрителю, назовём это смыслообразующим фактором фотографии. Есть фактор технический: как свет пишет изображение. При этом сам фотограф, безусловно, влияет на расположение кадра, смотрит на расположение модели. Кадр и модель вырисовывают задумку будущего снимка — художественное фото или техническое исполнение...

Фотограф исходя из своего жизненного опыта, из уже накопленных и проработанных знаний, решает на стадии создания фотографии, что и как будет изображено на снимке. К примеру, фотограф-портретист выбирает модель, которая, в свою очередь, должна подходить под определённые критерии возраста, внешности и прочих нюансов. Тем самым задача у фотографа непростая — сделать из фотографии картину, используя даже некоторые фишки, допустим «свет картин Рембрандта». В таком случае фотография становится искусством, а не ремеслом.

Повторюсь, для меня фотография — это одновременно обширное и ёмкое понятие, о котором невозможно рассказать в двух словах. Для одного фотографа и зрителя фотография будет одним вместилищем смыслов, для другого — иным. Сложно разделить однозначно фотографию на искусство или ремесло. Это однозначно синтез.

— Тимофей, мой следующий вопрос вытекает из вашего ответа на предыдущий. Подскажите, образ нашего мышления зависит от того, сможем ли мы стать настоящими фотографами? То есть не исполнителями, повторяющими технику, а творящими свою Вселенную настоящими авторами?

— В основе конечного продукта, фотографии, которая должна понравиться зрителю, безусловно заложено то, как мыслит творец-фотограф. Изначально, как я уже говорил, основа фотографии — это весь опыт и знания фотографа, но может быть такое, что, создавая определённый стиль фотографии, в процессе этого создания что-то может поменяться...

Но на первых этапах фотограф обязан повторять технику кого-то. Это необходимое условие, потому что он ещё не выработал свой стиль. В повторении нет ничего плохого. Оно учит нас искать свой стиль. И здесь есть одна тонкость: можно почти идеально скопировать, но при этом не получить точную копию, потому что ты используешь иную технику и иное видение. В итоге получается твоё собственное произведение, со своими отличиями. Далее от фотографии к фотографии у начинающего фотографа будет вырабатываться свой собственный стиль. Он будет зависеть от мышления фотографа и его насмотренности. Так из технического исполнителя, кем является поначалу каждый фотограф, может появиться именно автор с собственным стилем.

— Давайте попробуем посмотреть на существующие жанры фотографии с позиции вас как профессионала и зрителя. Что вам ближе как профессионалу, а что как зрителю?

— Я подхожу к любому жанру критически. Но если постараться посмотреть на определённые жанры, забыв, что я сам фотографирую, то, скорее всего, на первом месте у меня будет стрит-фотография (стиль улицы — прим. Ф.), на втором — портрет.

Портрет мне нравился всегда. Для меня изображение человека — это столп, основа, и даже в стрит-фотографии я предпочитаю, чтобы в кадре был человек, потому что этот фактор делает фотографию более живой. Без человека стрит-фото ближе к пейзажу по характеру изображения.

После этих двух жанров, стоящих на первых двух местах, у меня идут оставшиеся жанры. Главный критерий для меня как зрителя — это то, с каким вкусом и интересом сделана фотография, а жанры всё-таки уходят на второй план.

— Очень интересно, спасибо. А что вы можете сказать о насмотренности глаза, то есть о визуальном опыте? Ведь, чем больше прекрасного мы созерцаем, тем тоньше наше восприятие прекрасного, тем больше нюансов мы способны различить.

— Конечно, насмотренность глаза — важнейший критерий при формировании профессиональной личности фотографа. Без неё любитель не станет профессионалом. Именно визуальный опыт и даёт чувство баланса, тонкую линию развития, когда фотограф дошёл до определённого уровня и понимает, что хоть он и всё умеет, но чего-то не хватает. В этот момент на помощь приходит память визуального опыта. Нюансы, собранные в течение нескольких лет, объединяются в один опыт, и получается именно то, что соответствует заложенному образу будущей работы в голове.

Поэтому приятно и полезно смотреть на работы мастеров и замечать нюансы, которые помогут в становлении себя как личности фотографа.

— Давайте поговорим про интимность восприятия. Вы можете вспомнить, когда ваше восприятие сказало мышлению стоп, и вы увидели свой первый кадр? Это может быть не только интуитивное мгновение, но, к примеру, ситуация, когда среди серии снимков вы поняли, что вот он, мой первый настоящий кадр.

Это был кадр в самом начале моего обучения искусству фотографии. Мы с одногруппниками выезжали на место съёмки, фотографировали, пробовали свои силы. Каждый фотографировал в своём стиле. Но у меня получилось интересно: мы все проходили под мостом, но никто не приметил симметричный кадр, где явно прослеживается несколько диагоналей. Я уловил это и сделал снимок. Мой кадр оказался похож на правильный шестигранник.

Причём я сделал этот кадр больше интуитивно, не следуя определённым правилам и технике. Я поразился результату и понял, что это действительно мой первый профессиональный кадр! Тогда я прочувствовал по-настоящему, что такое важность композиции и момента.

— Тимофей, один из ваших самых часто используемых фотожанров — классический портрет. Расскажите о нём.

— Жанр классического портрета в фотографии — это в какой-то степени воспроизведение картин. Конечно, классический портрет в фотографии может расширить смыслы изображаемого, и на двух кадрах мы можем увидеть совершенно два разных образа одного и того же человека. Я имею в виду нюансировку выражений в лице: разное настроение, отражение какого-то субъективного смысла в глазах и прочее. В жанре портрета мне нравится какое-то внутреннее состояние кадра, что мне приятно и как зрителю в том числе.

— Повлияла ли на вас академическая портретная живопись? Принципы, приёмы портретной живописи именно академиков, как примеров для подражания, вы переносили на свои работы?

— Тонко и умело, конечно, можно переносить какие-то принципы из академической живописи в портрет в фотографии. Можно обратиться к великому живописцу голландской школы, мастеру светотени, Рембрандту. То, как этот мастер использовал свет в своей технике живописи, можно повторить и в фотографии. Хотя, скажу честно, это сложно именно с технической стороны исполнения.

В большинстве академических картин, мы помним, изображали женщин. И из жанра обнаженной натуры на картине вышел жанр «ню» в фотографии, это тоже стоит помнить.

Если фотограф работает в «ню», очень важно не перейти определённую границу трактовки обнажённого тела в фотографии, не наполнить вульгарной составляющей, а тонко передать обнажённую натуру, как это старались делать живописцы. Для фотографа сделать это сложно, потому что картина создаётся гораздо больше времени, нежели фотография. В фотографии малейшее изменение света, выражения лица, даже глаз могут значительно изменить результат. В живописи, конечно, это поддаётся корректировке.

— В литературе есть понимание расширение границ текста. Часто используется интертекст — цитирование из других произведений, когда цитата подстраивается под основной корпус текста произведения и служит дополнением и расширением смыслов. Есть ли цитирование в фото?

— Да, я считаю, что к фотографии применима литературная концепция интертекста. [Объясню на примере]. Есть отличный фотограф в жанре «ню» Давид Дубницкий, у которого в работах присутствует тонкое соединение жанров портрета и эротики. Пробуя повторить его снимки, нельзя сказать, что это будет чистой воды копирование. Нет. Как раз-таки это будет цитирование, когда всё равно своя личная трактовка будет присутствовать в фотографии.

— Я до сих пор не задала вам базовый вопрос об образовании. Самое время это сделать: как и где вы учились? Что поняли без учёбы?

— Я инженер по первому образованию, по второму — экономист. В 2018 году обучился искусству фотографии на курсах при Белгородской галереи фотоискусства имени Собровина...

Анализируя свой профессиональный путь, до сих пор я признаюсь сам себе, что любитель. Не могу считать себя профессионалом в полном смысле слова. Я всё ещё учусь и нахожусь на этапе развития.

— Технический вопрос с секретами. Я знаю, что качество изображения зависит от баланса света и тени. Мне как обывателю можете пояснить эту философию в тезисе?

— Свет сам по себе — это ипостась художника. Свет физически создаёт фотографию. Балансом может быть абсолютно в противоположных фотографиях, эта такая неуловимая формула. Можно посмотреть на фото, которое абсолютно тёмное, и увидеть там отблески света, и это будет баланс на представленной тёмной фотографии. И абсолютно светлая, даже белая фотография с небольшими вкраплениями тёмного тоже будет балансом света и тени. Первая тёмная фотография будет сделана в низком ключе, а вторая светлая — в высоком ключе. И оба этих снимка имеют место в диалоге баланса света и тени и не противоречат этому видению кадра.

Могу сказать именно по секрету, что как такового баланса света и тени не существует в природе как априорной категории — его выбирает фотограф на основании условий, задумки, мыслей... Делая множественные кадры, не думайте, что это лишнее. Это отлично и хорошо, что вы тренируетесь, ведь с каждым нажатием кнопки вы становитесь опытнее, приближаете свою личность к статусу профессионала в фотографии.

Ксения Иванова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородский губернатор объяснил, какие фотографии лучше не выкладывать в соцсетях

Белгородский губернатор объяснил, какие фотографии лучше не выкладывать в соцсетях

Белгородский минкульт пока не подготовил к печати фотоальбом любимого фотографа губернатора

Белгородский минкульт пока не подготовил к печати фотоальбом любимого фотографа губернатора

От этих кадров больно. Фотограф «Фонаря» побывал на месте обстрела в Белгороде

От этих кадров больно. Фотограф «Фонаря» побывал на месте обстрела в Белгороде

Фотограф Антон Вергун стал лауреатом конкурса-премии имени Бориса Максудова

Фотограф Антон Вергун стал лауреатом конкурса-премии имени Бориса Максудова

Человек месяца. Директор школы Лилия Каширина: «Детей нужно воспитывать так, чтобы они понимали, что „мир“ много чего значит»

Человек месяца. Директор школы Лилия Каширина: «Детей нужно воспитывать так, чтобы они понимали, что „мир“ много чего значит»

Жизнь с красками. Как корочанский художник в третьем поколении рисует пейзажи

Жизнь с красками. Как корочанский художник в третьем поколении рисует пейзажи

«Вдохновение, Любовь, Материнство». Как белгородский театр «Спичка» погружает в лирику Анны Ахматовой

«Вдохновение, Любовь, Материнство». Как белгородский театр «Спичка» погружает в лирику Анны Ахматовой

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

Книжная полка. Путь к вдохновению

Книжная полка. Путь к вдохновению

 «Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

Связанные шахтой. Как три поколения Поповых увидели первую и миллионную тонны руды на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как три поколения Поповых увидели первую и миллионную тонны руды на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку