«Всё просто — это удовольствие приносит!». Как белгородец Дмитрий Литвинов стал мастером Кожемякой

Герои публикаций порой находятся самым необычным образом. Так, Ксения увидела у подруги классную кожаную сумку, и от неё узнала о мастерской Дмитрия Кожемяки, куда отправилась за сумкой. И, конечно, не смогла удержаться от расспросов мастера. Читайте её новое интервью в рубрике «Люди в городе. Люди в Белгороде».

«Люди в городе. Люди в Белгороде» — это серия интервью с интересными жителями Белгорода и Белгородской области, которые занимаются любимым делом, растут и развиваются, проявляя себя в искусстве, науке, образовании, бизнесе и других сферах. Цель — показать чем живут герои публикаций, как находят свои маленькие и большие цели, достигают их и вдохновляются своим делом. Собеседниками Ксении были фотограф Тимофей Колесников, уличный баянистЕвгений Мартишин, программист Георгий Набока, руководитель арт-кластера «Октябрь» Дмитрий Алдаев, молодой и перспективный актёр Илья Штейнмиллер. Новым собеседником Ксении стал мастер кожевенной мастерской Дмитрий Кожемяка.

Дмитрий Кожемяка родился в 1986 году в Казахстане, в Белгороде он живёт больше 25 лет, работает в собственной кожевенной мастерской «Кожемяка» на Народном бульваре, 70, делает вещи ручной работы из кожи.

— Дмитрий, Вы давно занимаетесь кожевенным делом? Почему именно это ремесло?

— Отрадно, что мои труды оцениваются по достоинству, и благодарные клиенты рассказывают о моём деле. Учиться шить изделия из кожи я начал летом 2015 года. Вот сейчас понимаю, что уже девять лет — срок весомый, если честно!

Так получилось, что особо и не выбирал своё ремесло, — всё само сложилось. Сначала хотел выделывать шкуры с мехом, чтобы шить ковры, но не нашёл мастера, к которому мог бы пойти подмастерьем. Зато нашёлся человек, который показал, как шить изделия из кожи. Попробовал — понравились и процесс, и результат.

Вы спрашиваете, почему я выбрал ремесленничество? Всё просто — это удовольствие приносит! Я вижу материальный результат труда, могу потрогать руками, увидеть глазами, понимаю, что изделия не только красивые, но и полезные.

— Кожемяка — Ваша настоящая фамилия?

— Моя родная фамилия Литвинов, а такой псевдоним мне предложили друзья. Я посчитал, что Кожемяка — идеально для образа и поможет моему продвижению. Получилось всё просто и понятно, по-нашему, по-доброму и с душой.

— В вашем роду были ремесленники?

— Дед мой по отцу в колхозе работал после войны молотобойцем в кузне, ну и для себя ковал. Дома до сих пор нож лежит, который он бабушке на 8 марта делал, и мы им пользуемся. Тётя рассказывала, что прапрадед по матери, родом из Крыма, занимался кожевенным ремеслом, — вот такая есть связь в роду. Мама — мастер швейного производства, в детстве мы носили одежду, которую сшила или связала мама, поэтому не удивительно, что люблю работать руками, в том числе и шить, но только из кожи.

— Давайте углубимся в специфику вашего ремесла. Расскажите, какие вещи изготавливаете, какие материалы и инструменты используете? Какие изделия наиболее сложные?

— Наша мастерская изготавливает практически любые изделия из кожи, кроме одежды и обуви. Помогаем людям приобрести именно такую вещь, которую им хочется, да хоть бы и с перламутровыми пуговицами! Конечно, для разных изделий нужна разная кожа: где-то мягче, где-то жёстче, толще или тоньше. Бывает, под определённый заказ нужно искать свою кожу, иногда определённого цвета по поставщикам со всей необъятной России. Это достаточно трудоёмкий и кропотливый процесс, но результат оправдывает средства. Инструменты использую самые обычные для ручного пошива: пробойники, иглы, нити, ножи, шила, разметчики, наждаки, сликеры.

Сложнее делать то, за что ещё не брался, особенно если эта вещь маленькая, не имеет прямых углов, вся из кривых линий. Тогда нужно определить точку отсчёта, чтобы можно было отметить шов. Например, было поначалу сложно ключи от машины обтягивать кожей, а когда сделал — оказалось не очень сложно. Больше всего нравится сумки конструировать или кошельки, которых нет в продаже.

— Будучи профессионалом в своём ремесле, вы ориентируетесь на именитых мастеров? Общаетесь с ними?

— Весьма лестно, что меня считают профессионалом. Сам считаю, что мне многому ещё предстоит научиться. Конечно, слежу за работами других мастеров, некоторые идеи подсматриваю, на их основе потом придумываю свои.

В нашей стране есть люди, которые талантливы в кожевенном ремесле. Этой весной обращался за советом к одному матёрому мастеру Николаю Бейлинсону из Петербурга. Я не владел некоторой техникой, и Николай мне всё доходчиво объяснил, очень приятный, отзывчивый человек, действительно мастер своего дела. Бывает, и ко мне друзья обращаются за советом.

— Самый необычный заказ у вас?

— Каждый свой заказ я считаю необычным.

В тот момент, когда клиент заказывает, когда мы обсуждаем, когда я обдумываю как мне всё провернуть, чтобы получилось хорошо и качественно, я сижу и думаю, как же это классно!

Процесс изготовления накладывает определённый «сказочный» элемент в ожидаемое, ведь любому мастеру хочется увидеть всё в более необычном исполнении. Но когда вещь приобретает окончательный вид, вся фантастичность исчезает.

— В Белгородской области насколько развита кожевенная отрасль? Какие основные трудности, что положительного?

— Кожу в Белгородской области не выделывают. Знаю, что в Курской области раньше был кожевенный завод (ОАО «Курский кожевенный завод», с 2023 года прекращена деятельность в связи с ликвидацией — прим. Ф.). Все мастера и цеха работают на привозной коже.

Насколько развито кожевенное производство, оценить не возьмусь. Знаю, в Губкине был цех по пошиву обуви, которая продавалась только в Москве. В Старом Осколе есть достаточно известный по всей России цех по пошиву кожаных изделий для животных. Есть несколько цехов, которые шьют галантерею. Мастеров-индивидуалов, таких как я, наверное, и счёту нет.

Если бы в нашей области выделывали кожу, наверное, цехов и мастеров было в разы больше.

— Вы работаете на себя, ведёте своё дело. В условиях нынешней непростой экономической ситуации как-то изменился подход к делу?

— Мы ничего не меняли. Продолжаем работать с душой и на совесть, стараемся помочь каждому, хотелось бы, чтобы заказчиков было больше. Причина их малочисленности думаю в том, что много людей уехало из города.

— Когда вы перестали находить клиентов и они сами стали находить вас, цена изделий изменилась?

— Так получилось, что клиентов я никогда не искал, они находили меня сами. Помогла моя страница во «ВКонтакте», где я давно написал, что шью из кожи на заказ. Когда я начинал заниматься своим ремеслом, в Белгороде , кожевенным делом практически никто не занимался и не было конкуренции. Это фактор сыграл мне на руку, и я стал востребован.

— Какие советы вы могли бы дать начинающим ремесленникам?

— Главный совет: ценить себя и свой труд! Не обесценивайте свои изделия, ведь это влияет не только на вашу репутацию, но и вредит всем остальным мастерам. Развивайтесь, совершенствуйтесь, запасайтесь терпением, ведь сразу ничего не приходит. Чтобы получилась шикарная вещь, нужны постоянные и упорные тренировки, как в спорте!

Фото из архива Дмитрия Кожемяки

— К слову о спорте. Знаю, что вы занимаетесь единоборствами, расскажите об этом.

— С единоборствами я связан на уровне юношеских увлечений. В школе с восьмого класса занимался борьбой, хотя это не самый удачный возраст для профессионального спорта. Поэтому занимался для себя, для развития, для здоровья.

Ещё были джиу-джитсу, рукопашный бой, даже выступал на соревнованиях, но мест особо не занимал. Занимался горным туризмом, ещё в Казахстане, а когда переехал в Белгород, попал в атлетический клуб «ЭРА». Там в качестве развлечения начали бороться с ребятами и так дошло до соревнований и участия в шоу «Богатыри».

Ксения Иванова

Другие публикации проекта «Люди в городе. Люди в Белгороде»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

«Продлить время, чтобы побыть рядом». Как белгородский аспирант создаёт виртуального ассистента рентгенолога

«Продлить время, чтобы побыть рядом». Как белгородский аспирант создаёт виртуального ассистента рентгенолога

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

 «Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

Путь в небо. Как белгородец оставил высокооплачиваемую работу в Сибири и отучился на частного пилота

Путь в небо. Как белгородец оставил высокооплачиваемую работу в Сибири и отучился на частного пилота

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов

Экономия времени и творческий вайб. Почему белгородцы и не только выбирают кофейни вместо рабочих кабинетов?

Экономия времени и творческий вайб. Почему белгородцы и не только выбирают кофейни вместо рабочих кабинетов?

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?