Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

В Белгородскую область семья Цукановых переехала в 2005 году из заснеженной Воркуты. По программе переселения из районов Крайнего Севера им предоставили жильё в Строителе. Сразу после переезда Сергей Цуканов пришёл работать на Яковлевский ГОК. Последовав примеру отца, на предприятие устроился его сын Дмитрий, а через некоторое время к коллективу ГОКа присоединилась и сестра Сергея Наталья. Сейчас на предприятии трудится почти вся семья Цукановых.

Ко Дню шахтёра «Фонарь» вместе с Яковлевским ГОКом продолжает делиться историями о людях, которые выбрали своей профессией путь в недра земли. Первая история была про Юрия Попова — его бригада подняли на-гора первую руду, вторая — про семью Семёна и Надежды Жеребятниковых. Они вместе работают на Яковлевском ГОКе и находят время на воспитание пятерых детей. Третьими стали брутальные трое мужчин из семьи Кулаковых, старший из которых готов к тому, что у них сложится шахтёрская династия, но признаётся, что ещё слишком молод, чтобы стать дедом. Сегодня история ещё одной династии — Цукановых.

Под землёй в своей тарелке

В Воркуте Сергей Цуканов закончил среднюю школу, поступил в горный техникум. Там он изучал подземную разработку полезных ископаемых, а после службы в армии пошёл работать по своей специальности.

— Другую профессию для себя даже не рассматривал. Всегда знал, что пойду по стопам отца. Он работал машинистом электровоза на угольной шахте. Любил рассказывать о работе в шахтах, объяснял, как всё устроено. Профессия шахтёра для меня была понятна, знакома с самого детства, – рассказывает Сергей.

Сергей Цуканов и его сестра Наталья

— Помните свой первый спуск в шахту?

— В первый раз в шахту я спустился во время ознакомительной практики в Воркутинском горном техникуме. Нам рассказывали о рабочем процессе, и преподавателям было важно, чтобы мы увидели всё своими глазами, ощутили подземный климат.

Никакого страха при спуске не было. Очень помогли рассказы отца про устройство шахты, я уже знал, чего стоит опасаться, а чего нет. Подземная жизнь мне понравилась сразу, я почувствовал себя в своей тарелке — спустился и пошёл, как по улице, только чуть ниже уровня земли, — вспоминает Цуканов.

— Как отнеслись к переезду в Белгородскую область?

— Исключительно положительно. Жизнь на Крайнем Севере тяжёлая. Затянутое снежными облаками небо, холод, заморозки бывают даже летом. А здесь климат приятный, и весна, и лето настоящие, земля урожайная — всё, как надо! Тем более, в Воркуте шахты закрылись, поэтому оставаться там смысла не было. А здесь у нас всё отлично сложилось, — продолжает Сергей.

За время работы в Воркутинских шахтах он получил значки «Шахтёрская слава» второй и третьей степени. Как отмечает Цуканов старший, устроившись на Яковлевский ГОК, он сразу с инициативой включился в работу, и результатом за его достижения стали премии и почётные грамоты.

Новое поколение шахтёрской династии

Сын Сергея Дмитрий решил продолжить сложившуюся семейную традицию и после окончания учёбы в Яковлевском политехническом техникуме устроился работать на рудник стволовым. Начав свой карьерный путь с низов, Дмитрий вскоре перевёлся на работу на подземный участок закладочных работ крепильщиком, затем прошёл курсы переквалификации и стал горным мастером. Сейчас он исполняет обязанности заместителя начальника участка.

Дмитрий Цуканов и его жена

— Отец для меня — пример настоящего мужчины. Всегда восхищался им, старался на него ориентироваться. В своё время он зажёг во мне интерес к горному делу. Помню, как папа иногда приносил домой кусочки блестящей руды. Я рассматривал её, и мне уже тогда в детстве всё больше и больше просыпалось желание попасть туда, где её добывают, — рассказывает мой собеседник.

Раньше бывало, что плотный график даже не позволял им увидеться. А два месяца назад Сергею предложили перевестись на участок, где работает его сын, и Сергей не раздумывая, согласился. Теперь Сергей и Дмитрий трудятся плечом к плечу на одном участке.

— Сын больше восьми лет работает на ГОКе. Иногда делюсь с ним своим опытом, хотя он сам уже знает специфику шахтёрской работы. Дима прошёл нелёгкий путь: был и стволовым, и машинистом самоходных машин. Никаких привилегий у него не было, сам прошёл по всем ступеням карьерной лестницы, и сейчас он заместитель начальника участка, — с гордостью делится отец.

На мой вопрос, хотел бы он, чтобы внуки сохранили семейную традицию, Сергей Цуканов отвечает с улыбкой:

— Уж, как сложится, так сложится. Конечно, приятно, когда дети, внуки выбирают твою профессию и становятся твоим продолжением, но работа шахтёра не самая безопасная, да и не всем под силу, — рассуждает он. — Отец меня в своё время предостерегал, рассказывал о трудностях, с которыми придётся столкнуться. Но я захотел пойти по его стопам, и ничто не могло меня остановить. У Димы та же история. Поэтому если внуки решат продолжить нашу династию горняков, и я, и сын постараемся им в этом помочь.

Шахта — второй дом, коллектив — вторая семья

Яковлевский ГОК — первая работа Дмитрия Цуканова, и коллектив его встретил как родного, он сразу ощутил себя не испуганным новичком, а частью большой шахтёрской семьи. Здесь в железнодорожном цехе работает и жена Дмитрия — Вероника.

— Коллектив у нас крепкий, сплочённый. Все ребята друг за друга горой, помогут и словом, и делом, обучат, подскажут, объяснят, что к чему. В общем, в трудной ситуации не оставят. Никогда мы не подводили друг друга, а в нашем деле товарищеская поддержка необходима. Есть у нас в коллективе такая присказка – “не на конфетной фабрике работаем”. И ведь это действительно так, трудности возникают регулярно: тяжёлая физическая нагрузка, технические сложности, изменяющиеся горно-геологические условия… Но мы с коллегами всегда находим выход из проблемной ситуации, — рассказывает он.

Дмитрий пришёл на предприятие, когда трудные времена ушли в историю, и оно стабильно работало. Сергей застал рудник на стадии строительства, и стал свидетелем больших перемен: в забоях появилась новая техника, значительно улучшились условия работы, ввели значительные социальные льготы, а главное ощутимо выросли зарплаты.

И отец, и сын активно пользуются программой «Гибкие льготы», по которой на сотрудника выделяется 20 тысяч рублей в год. Деньги можно потратить на покупку товаров в магазинах-партнёрах ГОКа, приобрести железнодорожные билеты или покрыть услуги платной медицины.

— С 1 июня в столовой предприятия запустили программу здорового питания: платишь 220 рублей за обед, а в конце месяца 150 рублей возвращается. За 20 смен в конце месяца набегает по 3 тысячи рублей, а полноценный обед из трёх блюд обходится всего 70 рублей. А ещё недавно начался набор заявок на программу компенсации процентов по ипотеке. Я уже подал заявку, — делится Дмитрий Цуканов.

Место встречи — ЯГОК

С 2007 года на Яковлевском ГОКе трудится и Наталья — сестра Сергея Цуканова, тётя Дмитрия. Она специалист фронт-офиса, занимается кадровой работой. Её муж тоже здесь, и даже десятилетний сын твёрдо знает кем хочет быть

— Ему очень нравится наша работа, он уже не раз бывал на ГОКе. Глаза горят! Эти высокие здания, трубы, конструкции, проходящие мимо шахтёры в касках — ему всё безумно интересно. Свою роль сыграли и семейные мероприятия, которые регулярно у нас проводятся. Недавно, например, был забег металлургов с весёлыми стартами и футболом. Сын поучаствовал с удовольствием, занял второе место. Как тут не захотеть работать! Правда, он заявил, что будет у нас директором. Ну, директором так директором, — смеясь, рассказывает Наталья.

— Как планируете отметить День шахтёра?

— Это самый главный праздник на предприятии. Во Дворце культуры в Строителе пройдёт традиционный праздничный концерт, шахтёров будут награждать за их заслуженный труд. Мы обязательно всей семьёй пойдём на праздник. Сын тоже будет выступать на концерте, сейчас ходит на репетиции, готовит песню.

— А вам такой семейный подряд нравится? Комфортно работать с близкими?

— Конечно! Мы все люди взрослые, у брата своя семья, у племянника — своя. Каждый погружён в свои заботы. Мы все живём рядом, но регулярно видимся только на работе, вне работы собраться всем вместе получается очень редко. А тут то Серёжа зайдёт, то Дима, то его жена. С каждым пообщаюсь, узнаю, как дела, какие новости. Получается, ГОК нас объединяет.

Текст: Татьяна Дюмина
Фото: Василий Кучма

Другие публикации проекта «Связанные шахтой»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Связанные шахтой. Как молодая семья в режиме многозадачности воспитывает пятерых детей и трудится на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как молодая семья в режиме многозадачности воспитывает пятерых детей и трудится на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как три поколения Поповых увидели первую и миллионную тонны руды на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как три поколения Поповых увидели первую и миллионную тонны руды на Яковлевском ГОКе

Связанные шахтой. Как горное дело становится магнитом для трудолюбивых мужчин

Связанные шахтой. Как горное дело становится магнитом для трудолюбивых мужчин

Белгородцы за границей. «В Индии я понимаю, что могу зайти практически в любой дом, и меня встретят и накормят с любовью»

Белгородцы за границей. «В Индии я понимаю, что могу зайти практически в любой дом, и меня встретят и накормят с любовью»

От почётного знака до строительства жилья. Как помогают многодетным семьям в Белгородской области

От почётного знака до строительства жилья. Как помогают многодетным семьям в Белгородской области

Белгородских чиновников будут мотивировать оплатой отдыха в санаториях

Белгородских чиновников будут мотивировать оплатой отдыха в санаториях

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

Мэрия Белгорода объяснила, что появится на набережной за миллиард рублей

Мэрия Белгорода объяснила, что появится на набережной за миллиард рублей

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода