Жизнь с красками. Как корочанский художник в третьем поколении рисует пейзажи

25 марта — День работника культуры. В Белгородской области живёт большое количество людей, занимающихся художественным, музыкальным, литературным творчеством. Так совпало, что в этом году своё 85-летие празднует корочанский художник-пейзажист Александр Горбунков, за плечами которого богатый живописный и оформительский опыт.

Татьяна Дюмина поговорила с мастером и узнала, как он пришёл к искусству, почему пейзаж — его любимый жанр живописи, и как художник в третьем поколении развивается в небольшом районном центре.


Александр Горбунков, фото Татьяны Дюминой

— Александр Александрович, давайте начнём наше знакомство с вашего рассказа о себе. Где вы родились и выросли?

— Родился я в Москве, в 1939 году в творческой семье. Однако уже через девять лет мы переехали в Корочу, где я окончил школу. Живу здесь и по сей день.

— Ваши родители тоже были художниками?

— Да. Можно сказать, что я художник в третьем поколении. Мой дед был художником, с золотой медалью окончил Ленинградскую художественную студию, а потом работал преподавателем в корочанской школе. Отец также стал профессиональным художником, ещё и искусствоведом. Его творческий путь вообще очень интересный. В 1933–1935 годах он по заданию министерства культуры работал на Чукотке с эвенами (коренной народ Сибири и Дальнего Востока — прим. Ф.). Там же открыл мастерскую и впервые познакомил чукчей с карандашом и кистью, научил их рисовать. В той же мастерской занимались резьбой по кости. А в 1938 году в Москве прошла выставка косторезного искусства его мастерской, которая имела большой успех.

— Искусство заинтересовало вас, потому что ваши предки тоже были художниками или по другой причине?

— Думаю, определённая предрасположенность к изобразительному искусству, конечно, передалась мне от родителей. Всё-таки когда ты художник в третьем поколении, не рисовать крайне сложно: так и тянет что-нибудь запечатлеть. Однако меня никто никогда не принуждал и не заставлял рисовать, к карандашу и бумаге я тянулся сам.

Здесь и далее картины Александра Горбункова, фото Татьяны Дюминой


Рисовать: всегда и везде!

— Александр Александрович, практически всю свою жизнь вы живёте в Короче. А как сложилась ваша карьера здесь, в небольшом районном центре?

— Я бы сказал, что довольно удачно. После окончания школы я пошёл в армию, а потом окончил Московский заочный народный университет искусств, стал профессиональным художником. Однако поначалу работал электриком на местном автопредприятии. Но после того, как заведующий районного отдела культуры узнал, что я художник, он позвал меня работать в мастерскую при корочанском Доме культуры, которая в тот момент достраивалась.

Открытие мастерской состоялось в 1970 году, это событие приурочили к знаменательной дате — столетию со дня рождения Ленина. Работало нас там 13 человек. Занимались оформительской деятельностью учреждений и мероприятий: плакаты, лозунги, многочисленные портреты Ленина — всё это делали мы, но и про свободное от политических задач творчество тоже не забывали, конечно. Уже в то время я писал пейзажи и регулярно участвовал в районных выставках местных художников, а также в областных. Так я ещё и с белгородскими художниками подружился. Впоследствии мы часто приезжали друг к другу в гости.

Многие художники часто пишут в мемуарах, что начали рисовать ещё в детстве и пронесли увлечение искусством через всю жизнь. А вы помните, во сколько лет начали рисовать?

— Искусством я увлёкся, когда учился в школе. Там быстро заметили мои способности и стали давать различные творческие задания. Я начал рисовать стенгазеты и плакаты, а к праздникам оформлял школьные залы. Помню как-то к Новому Году нарисовал огромного Деда Мороза на всю сцену актового зала, он тогда всех впечатлил. В процессе обходился подручными средствами, ведь и кисти и краски тогда, после войны, были в дефиците. К сожалению, в 1950-е годы, когда я был школьником, ни изокружков, ни художественной школы у нас не было, поэтому многому приходилось учиться самому. Я наблюдал за людьми, природой, делал наброски и копировал иллюстрации из различных книг. Так понемногу осваивал мастерство.

С того периода карандаш из рук я не выпускал. Рисовал и оформлял мероприятия даже в армии, за что получил отпуск.

— Сейчас почти во всех уголках вашего дома находятся написанные вами картины. А помните ли вы, какой жанр живописи или сюжет интересовал вас больше всего в юности?

— Пейзажи... Природа всегда вдохновляла меня больше всего. Но в юности у меня не было таких навыков, как сейчас, поэтому расцвет моей пейзажной живописи пришёлся на уже более зрелые годы.

Кстати, во времена работы в Доме культуры часто приходилось рисовать Владимира Ильича... Тогда, например, большой популярностью пользовался портрет вождя кисти художника Андреева. Поэтому я неоднократно его копировал, переносил на большое полотно, которое потом вывешивали на фасаде ДК. Я написал столько портретов Ильича, что сейчас могу нарисовать его с закрытыми глазами...

Марка с изображением Владимира Ленина, художник — Н.А. Андреев, иллюстрация: artmuseumnn.ru

— Александр Александрович, в этом году вам исполнилось 85 лет. Вы профессиональный художник, имеете большой опыт работы в сфере культуры. Можете ли вы дать совет начинающим художникам, которые хотят развиваться в творчестве и построить карьеру в искусстве?

— Мой совет очень простой: учитесь! Прежде всего осваивайте базовые навыки, но не останавливайтесь на этом, старайтесь приобретать новые знания, совершенствуйте своё мастерство. Ведь познание тонкостей изобразительного искусства — это увлекательный процесс длиною в жизнь.

Где искать вдохновение?

— Похоже, пейзажи корочанского края стали излюбленным сюжетом ваших картин. Чем вас так привлекают именно корочанские ландшафты?

— Своей живописностью! Природа нашего района удивительно красива: меловые склоны, сочетающиеся с зелёными лугами, смешанными лесами, чистыми водоёмами... Здесь можно забрести в какой-нибудь малоизвестный уголок и на пару дней забыть обо всём, остаться наедине с природой, красками и холстом.

Помню, однажды к нам в Корочу приехал один художник из Ташкента. Поселился на окраине города, рядом с яром. Мой знакомый рассказал мне об этом, после чего я немедленно побежал туда. Постучался, меня очень тепло встретили. Вскоре мы с этим художником виделись по пять раз на дню, вместе ходили на этюды, много пейзажей нашего края написали. Потом он уехал, а подаренные им полотна до сих пор у меня хранятся.

— Вы пишете картины только для души или также продаёте их?

— В основном пишу для себя, хотя, конечно, иногда появляются желающие приобрести какой-нибудь мой пейзаж. Особым спросом пользуются полотна, на которых изображены достопримечательности нашего города. Картины с Ясным колодцем или Храмом Рождества Пресвятой Богородицы, например, нередко пишу на заказ.

— Часто у увлечённых искусством людей есть свои кумиры. Творчество какого великого художника вдохновляет вас больше всего и почему?

— Меня особенно вдохновляют работы Ивана Шишкина и Василия Поленова. Это признанные мастера русского реалистического пейзажа, художники, внёсшие огромный вклад в развитие русской пейзажной живописи. Больше всего в их картинах меня впечатляет, с одной стороны, анатомически точное изображение природы, а с другой — присутствие в них души, чисто русской.

Из современных художников мне нравится творчество Сергея Андрияки, талантливого акварелиста. Вообще, акварель — это сложный художественный материал, и для того, чтобы рисовать им такие изящные, воздушные работы, как у Андрияки, нужно иметь определённые способности и много часов практики за спиной.

Сергей Андрияка «Троице-Сергиева лавра» 2011 год, иллюстрация teplyystanmedia.ru

— Сегодня многие творческие люди пытаются монетизировать своё увлечение и сделать из него доходный бизнес. Вы много лет работали в мастерской при Корочанском Доме культуры. В то время не возникало ли у вас желания открыть собственную художественную студию, чтобы преподавать живопись детям или всем, кто хочет обучиться изобразительному искусству?

— Понимаете, в этом не было особого смысла. Работы у меня и других художников мастерской при Доме культуры всегда было предостаточно. Мы были на спецсчёте районного отдела культуры, материалов нам предоставляли много: огромные полотна ткани, краски, инструменты... У нас было всё, что необходимо и для работы и для творчества.

Как-то после окончания университета, я пробовал преподавать в Доме пионеров в Белгороде. Но дело не пошло, изокружок быстро распался, да и с детьми работать оказалось довольно сложно. А работа в мастерской была плодотворной, не только приносила приличный доход, но и давала свободу творчества. Наверное, в этом и есть разница между советским и сегодняшним временем.

Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородцы могут узнать больше о творчестве художника Василия Поленова и выиграть поездку в его музей

Белгородцы могут узнать больше о творчестве художника Василия Поленова и выиграть поездку в его музей

«Барышню» и «Валета» юных белгородских художниц покажут на выставке генеративного искусства

«Барышню» и «Валета» юных белгородских художниц покажут на выставке генеративного искусства

Белгородские художники организуют онлайн-выставку «Добро пожаловать в город добра и благополучия»

Белгородские художники организуют онлайн-выставку «Добро пожаловать в город добра и благополучия»

Московский художник сделал марку с изображением Фёдора Емельяненко

Московский художник сделал марку с изображением Фёдора Емельяненко

«Хотите покритиковать — сначала повоюйте». Поговорили с главным редактором радио Z-FM о его участии в «Русской весне» и обвинениях в нацизме

«Хотите покритиковать — сначала повоюйте». Поговорили с главным редактором радио Z-FM о его участии в «Русской весне» и обвинениях в нацизме

Ребёнок из Белгородской области прошёл в вокальное шоу «Голос. Дети»

Ребёнок из Белгородской области прошёл в вокальное шоу «Голос. Дети»

«Художник не должен быть голодным». Софья Орешкина — о маргинальности, граффити и паблик-арте в Белгороде

«Художник не должен быть голодным». Софья Орешкина — о маргинальности, граффити и паблик-арте в Белгороде

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Па — можем!». Как белгородцев учат танцам

«Па — можем!». Как белгородцев учат танцам

Из школы на войну. Как корочанского ветерана спас бак с маслом, а после войны он достроил брошенную школу

Из школы на войну. Как корочанского ветерана спас бак с маслом, а после войны он достроил брошенную школу

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

«Всё просто — это удовольствие приносит!». Как белгородец Дмитрий Литвинов стал мастером Кожемякой

«Всё просто — это удовольствие приносит!». Как белгородец Дмитрий Литвинов стал мастером Кожемякой

Застойная самоцензура. Что сдерживает и поддерживает журналистов в период СВО на Украине

Застойная самоцензура. Что сдерживает и поддерживает журналистов в период СВО на Украине

​Полёт «Синей птицы». Как в Белгороде помогают детям с аутизмом

​Полёт «Синей птицы». Как в Белгороде помогают детям с аутизмом

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?

Зелёная мечта после червей губернатора. Как белгородский студент выращивает профессиональный успех на экологических помидорах

Зелёная мечта после червей губернатора. Как белгородский студент выращивает профессиональный успех на экологических помидорах