Идеальный политик, выборы и протесты. Белгородские социологи — о том, как современная молодёжь относится к политике

НИУ «БелГУ» совместно с региональным отделением российского общества «Знание» проводит цикл образовательных лекций на марафоне «Новые горизонты». На последней лекции доктор социологических наук, профессор Инна Шаповалова представила результаты опроса о политическом мышлении российской молодёжи. Мы послушали это выступление и выбрали самые интересные наблюдения.

Во всероссийском исследовании, которое проводили социологи НИУ «БелГУ», поучаствовало более 3 тысяч молодых людей из различных регионов России. Всех опрошенных можно разделить на две категории: студенческая и работающая молодёжь. Исследование проводили в ноябре и декабре 2021 года.

— Политическая культура молодёжи является очень динамичным образованием в условиях возрастной трансформации политического сознания и мышления. Она постоянно преобразуется, происходит утрачивание одних моделей и приобретение других. Процессы вторичной политической социализации позволяют наращивать политический капитал молодёжи и выстраивать новые культурные отношения в системе, — рассказала Инна Шаповалова.

Что влияет на мнения молодёжи о политике?

Исследователи выяснили, что на формирование мнений представителей молодёжи о политике чаще всего влияет близкий круг общения, то есть родственники или друзья. Вторым по значимости является круг деловой коммуникации, что связано с образованием и профессиональной деятельностью.

— Источником конфликта мнений в области политической социализации, как правило, становятся агенты внешнего круга общения, представляющие деловые и сетевые коммуникации. С ближним кругом молодёжь имеет в основном комплементарное мнение. Менее десяти процентов фиксируют здесь какой-то тотальный конфликт. Безусловным лидером среди каналов политической коммуникации и социализации становится политический контент интернета. Его пользователями в течение недели становятся почти 64 процента молодых людей. Вторым по значимости каналом является телевидение, третьим — ближний круг членов семьи и друзей. Вопреки ожиданиям сетевые коммуникации не являются столь популярными в этом отношении, в течение недели на тему политику коммуницируют в них только 32 процента по рейтингу выше их даже газеты и журналы, наименьшим рейтингом обладает радио, — рассказывает Инна Шаповалова.

Уровень интереса молодёжи к политике

Повышение интереса к политике показала практически половина опрошенных. Сейчас, по словам Инны Шаповаловой, идёт увеличение этой тенденции.

— Дополнительной иллюстрацией включённости в политическую коммуникацию является востребованность политической информации для молодёжи. Потребность в постоянном получении такой информации испытывают только 17 процентов молодых людей, большая же часть обращается к ней только в связи с важными политическими событиями, которые кстати наступили сейчас, и соответственно все эти люди сейчас следят за политическим контентом. Восемь процентов интересуются политическими событиями перед выборами и практически четверть исключает политическую информацию из своего коммуникативного поля. Хочу сказать, что именно эта четверть молодых людей сейчас продолжила исключать эту политическую информацию и не обращается к политическому контенту, который сейчас исходит практически из всех источников, — продолжает Инна Шаповалова.

Политические ценности молодёжи

Профессор рассказала, что более 80 процентов голосов набрали десять ценностей, среди которых: качество жизни, безопасность, забота о человеке, справедливость, права и свободы человека, законность, свобода, мир, прогресс и порядок.

— Топ-3 ведущих ценностей формирует человекомерный акцент, а далее по сути идут либеральные принципы. В конце рейтинга располагаются системные требования к государственному устройству. Одновременно мы видим, что предлагаемые в качестве основ для национальной идеи ценности не входят в группу приоритетных для современной молодёжи. Семейные ценности воспринимают как важные 66 процентов, единство — 69, толерантность — 66 процентов, демократию — 64, патриотизм — 55 процентов.

Семья, здоровье и достаток. Что ценят молодые белгородцы и почему некоторые из них уезжают из Белгорода

Семья, здоровье и достаток. Что ценят молодые белгородцы и почему некоторые из них уезжают из Белгорода

В 2021 году студентка НИУ БелГУ Алина Деревлёва защитила выпускную квалификационную работу по теме «Культурный капитал в жизненных проектах молодёжи города Белгорода». Мы пообщались с автором исследования и её научным руководителем, чтобы узнать, почему молодые белгородцы уезжают из города, кто из них и почему предпочитает не строить планов на будущее, и что важнее для молодёжи: культура или религия.

Политическая осведомлённость молодёжи

Как выяснили учёные, молодёжь критично оценивает свои знания в политике и понимание политических процессов. Самый проблемный показатель — политическое участие. Его оценили как низкое почти 60 процентов молодёжи.

— 40 процентов молодёжи не интересуется политической информацией, если она напрямую их не касается, и негативно воспринимают всё происходящее вокруг в политической ситуации. А порядка 20 процентов считают себя недостаточно взрослыми и зрелыми для анализа политической ситуации и участия в политических решениях.

Также в теоретической части Инна Шаповалова упомянула различные виды политических девиаций, то есть отклонений от нормы. По её словам, сейчас в большей степени распространено три вида девиаций: политический эгоцентризм, политический инфантилизм и политическая ксенофобия.

— Политический эгоцентризм — отсутствие внимания к политической информации при непосредственного незаинтересованности субъекта. Политический инфантилизм — восприятие политики и политической информации как сложной, неинтересной, ненужной, не по возрасту. Именно так говорят у нас обычно представители учащейся молодёжи. Политическая ксенофобия — восприятие людей, интересующих политикой, как отличных от других субъектов, непонимание, отторжение и боязнь взаимодействия. Хочу сказать, что тенденции формирования вот этих девиаций мы отмечаем прямо сейчас, — говорит Инна Шаповалова.

Сменит ли молодое поколение нынешних депутатов и губернаторов?

Наиболее важными для 30 процентов молодёжи становятся обязательное участие в выборах и референдумах, а для 21 процента — повышение своей политической активности и информированности очень важно. Участвовать в избирательных кампаниях в дальнейшем планируют 17 процентов. 14 процентов хотели бы выдвинуть свою кандидатуру в качестве депутата и принять участие в протестных акциях. 13 процентов видят себя на должности мэра или губернатора, при этом только 12 процентов хотели бы вступить в партию.

— Если 20 процентов политической активности, это скорее мало, то 12–14 процентов политической продвинутости, к которой мы относим стратегии участия в выборах на какие-то должности, то, на мой взгляд, это много. Перед лекцией я анонсировала вопрос, сменит ли наших депутатов и губернаторов молодое поколение, будет ли оно стремиться занять эти места. Я отвечаю, что да. Это достаточно большой процент, который планирует активно включиться в политическую деятельность и сменить действующих лиц на должности, — делает вывод социолог.

Также Инна Шаповалова добавила, что в стратегиях сельской молодёжи гораздо больше выбора стратегий выдвижения на политические должности.

— Это говорит даже не о том, что сельская молодёжь более политически активна, а скорее о том, что политическая стратегия рассматривается сельской молодёжью как возможность изменить свою жизнь и выйти на какой-то другой уровень.

Отношение к онлайн-голосованию

— Онлайн-голосование вызывает споры о легитимности и применимости, актуален вопрос о повышении электорального участия молодёжи в условиях применения онлайн-технологии. Почти половина считает, что такой эффект возможен, а вот 15 процентов считают, что такая практика ничего не изменит, 17 процентов указывают на подозрительность нововведения, риск возникновения махинаций.

Отношение к протестам

— Отношение к протестной активности у молодёжи неоднозначное. 56 процентов говорят о её позитивном значении, 24 процента считают, что это показатель неравнодушия к судьбе своей страны, 23 процента уверены, что это выполнение функций контроля для власти, а восемь процентов — проявление гражданской солидарности. Отрицательные оценки также есть. Связано это прежде всего с повышением социальной напряжённости и риска для протестующих. Десять процентов не верят в их действенность. Молодёжь готова выйти на протест, если будет ухудшение условий жизни в стране, а также неравенство в российском обществе.

Какого политика хочет видеть молодёжь?

В проведённом исследовании рассматривались различные критерии того, каким должен быть современный политик. Рассмотрим лишь некоторые из них.

По результатам оказалось, что для молодых людей гендерная принадлежность политика не так важна (65 процентов опрошенных). Остальные голосуют преимущественно за мужчин, а за женщину-политика активно голосуют только 12 процентов. Национальность не интересует 53 процента опрошенных, при этом 44 процента хотели бы видеть политика русской национальности. Религиозная принадлежность не важна для 52 процентов опрошенных. 30 процентов предпочитают православного политика, а 11 процентов — политика-атеиста. Возраст политика оказался на седьмом месте по значимости. Стоит отметить, что 23 процента молодёжи хотели бы видеть политика в возрасте от 35 до 40 лет.

— В целом молодёжь хотела бы видеть прогрессивного, демократически настроенного экстраверта, вдумчивого, рационального до хладнокровия, простого в обращении, настроенного на безопасность и прогресс. Три главных приоритета в чертах: демократичность, прогрессивность и хладнокровие, — подвела итог Инна Шаповалова.
Редакция FONAR.TV

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородские социологи: молодёжь любит общаться, но фильтрует контакты

Белгородские социологи: молодёжь любит общаться, но фильтрует контакты

НИУ «БелГУ»: Большинство белгородцев не осуждает тех, кто даёт или берёт взятки

НИУ «БелГУ»: Большинство белгородцев не осуждает тех, кто даёт или берёт взятки

Олег Полухин: «Мы никак не заткнём всех тех, кто поливает нас грязью, баламутит нашу молодёжь, призывает её на войну с властью»

Олег Полухин: «Мы никак не заткнём всех тех, кто поливает нас грязью, баламутит нашу молодёжь, призывает её на войну с властью»

Займёмся нейрофитнесом! Как в Белгороде провели мастер-класс по концентрации и расслаблению

Займёмся нейрофитнесом! Как в Белгороде провели мастер-класс по концентрации и расслаблению

Социолог из НИУ «БелГУ» составил портрет типичного белгородца

Социолог из НИУ «БелГУ» составил портрет типичного белгородца

Суд отклонил апелляционную жалобу уволенного за пацифистские комментарии бывшего профессора НИУ «БелГУ»

Суд отклонил апелляционную жалобу уволенного за пацифистские комментарии бывшего профессора НИУ «БелГУ»

И филологам пригодится IT. Зачем в НИУ «БелГУ» открыли цифровую кафедру?

И филологам пригодится IT. Зачем в НИУ «БелГУ» открыли цифровую кафедру?

На ты с IT. Как в НИУ «БелГУ» сделали свой киберполигон

На ты с IT. Как в НИУ «БелГУ» сделали свой киберполигон

«Аптекарский огород» и карбоновый полигон. Как меняется Ботанический сад НИУ «БелГУ»

«Аптекарский огород» и карбоновый полигон. Как меняется Ботанический сад НИУ «БелГУ»

«Видел, как человек выскакивает из танка, горит и падает». Как белгородский ветеран СВО решил стать студентом

«Видел, как человек выскакивает из танка, горит и падает». Как белгородский ветеран СВО решил стать студентом

«Ты не один!». Как в Белгороде развивают спорт для инвалидов

«Ты не один!». Как в Белгороде развивают спорт для инвалидов

Белгородские учёные выяснили, как поменялось общество из-за спецоперации на Украине

Белгородские учёные выяснили, как поменялось общество из-за спецоперации на Украине

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?

Искусство распутывать клубок человеческих отношений. Что таит в себе профессия социолога?