Кости мамонтов, городища и монеты колониальной Мексики. Что известно о прошлом Белгородской области?

В Белгороде в конце лета провели несколько лекций на набережной реки Везёлки. Мы побывали на них и подготовили подробный рассказ о некоторых наиболее интересных моментах, которые там были озвучены. Одна из лекций была посвящена археологии Белгородской области. Её прочёл кандидат исторических наук, доцент НИУ «БелГУ», археолог Владимир Сарапулкин.

— Археология — это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам. Ключевое слово здесь — наука. Археологи не ищут находки как таковые, хотя и находят их [тоже]. Археологи изучают прошлое на основании находок, объектов и каких-то других свидетельств о деятельности человека в прошлом. Временной диапазон, который охватывает археология, включает в себя весь период существования человека — рода homo как биологического вида, — объясняет Владимир Сарапулкин.

Белгородская область находится на границе растительных зон, и это во многом обуславливает социально-экономические и этнические процессы, которые происходили на нашей территории на протяжении тысячелетий. В нашем регионе встречаются степные, лесостепные пространства, а также массивы широколиственных деревьев.

Владимир Сарапулкин

— Сам этот факт существенно расширяет количество зон, пригодных для хозяйственного освоения коллективами, которые ведут тот или иной образ жизни и хозяйственный уклад. Проще говоря, лесные охотники могут жить в лесах, кочевники-скотоводы в это же время могут жить в степи. Лесостепные пространства могут занимать либо охотничьи коллективы, либо те, кто занимается рыболовством.

Это характерная особенность лесостепи: большое количество доступной биомассы, которую может использовать человек, и соответственно плотность населения и многоукладность.

Ещё одна особенность археологии Белгородской области — это то, что степные пространства региона на протяжении около 5 тысяч лет были коридором, по которому из Азии, в основном из Южного Предуралья, на территорию восточной Европы проходили кочевники.

— У нас существовала одна культура, потом она вымирала, и на её месте появлялась другая. Понятно, что это не означает, что история региона представляет собой волну продолжающихся геноцидов. Просто пришельцы, как правило, привносили настолько мощный культурный импульс, что они почти необратимо трансформировали культуру местного населения, вбирали её в себя, и местный субстрат почти полностью растворялся в культуре пришельцев. Это второй и самый важный фактор, который формирует лицо белгородской археологии.

Кто изучал археологию Белгородскую область на протяжении последних ста лет?

Регулярные исследования археологических памятников области начались в 1900 году. Одним из первых археологов, который исследовал Белгородскую область, был Иван Ляпушкин. После Великой Отечественной войны он открыл целый ряд памятников в регионе и опубликовал первый их свод. Например, было открыто Борисовское городище и городище Собынина раннего железного века. Также Ляпушкин археологически зафиксировал Дмитриевское городище в Шебекинском районе.

Ещё Белгородскую область изучал Пётр Либеров — начальник скифской экспедиции, который в 60-70 годы XX века изучал скифские курганы северо-востока области. Многие из его находок сейчас хранятся в Белгородском областном краеведческом музее.

Светлана Плетнёва, крупнейший хазаровед конца XX-начала XXI века, около 15 лет изучала Дмитриевское городище, и, по словам Владимира Сарапулкина, благодаря ей, этот памятник получил всемирную известность.

— Среди археологических сообществ, которые занимаются раннесредневековой археологией лесных и лесостепных регионов России, Болгарии, Венгрии, он известен как эталонный памятник, — поделился Сарапулкин.

Археолог Андрей Обломский открыл миру памятники раннеславянской культуры на территории современной области, а Александр Бессудов, крупный отечественный исследователь каменного века и мезолита, внёс большой вклад в изучение юго-восточных районов Белгородской области, например Валуйского района.

Эпоха палеолита, древний каменный век

Самой древней находкой на территории Белгородской области считается кремнёвое рубило, которое относится к эпохе палеолита. Его обнаружили в 1921 году.

— Оно было датировано порядка 130 тысяч лет назад. Это очень давно, и на деле изделия подобного рода могут иметь достаточно широкую хронологию. Однако можно совершенно точно сказать, что этот предмет был изготовлен до появления человека современного вида на нашей территории. Мы можем говорить вполне точно, что нашу территорию заселял неандерталец, — объясняет доцент БелГУ.

По словам учёного, неандерталец не только владел рубилом, но также сделал его, использовал, а позднее потерял.

Несмотря на то, что археологи нашли орудия времён палеолита, крупных стоянок этого периода в Белгородской области они не могут найти. И дело не в том, что их нет совсем в нашем регионе — в соседних областях, Курской и Воронежской, такие стоянки есть.

— Есть сформировавшийся культурный слой, насыщенный новыми орудиями, костями животных, иногда предметами искусства или того, что называют символической деятельностью. Есть постройки из костей мамонта и так далее. У нас пока подобные стоянки не найдены. Есть ли они на нашей территории? С большой долей вероятности есть. Однако найти их можно, к сожалению, только случайно. Нужно собирать информацию о том, что кто-то когда-то нашёл кость мамонта при каких-то обстоятельствах, и эта кость мамонта может быть составной частью жилища, но пока все наши выезды на кости мамонта к успеху не привели: это были просто кости без стоянок, — рассказал лектор.

При этом люди, жившие ранее на территории Белгородской области, такие стоянки находили, и у белгородских археологов есть подтверждения.

— Мы когда-то откопали погребение человека, которого условно называли шаманом, так как в составе странных предметов, которые его сопровождали, были пластины — предметы из палеолитической стоянки. То есть, этот парень нашёл палеолитическую стоянку, забрал оттуда пластины, и при помощи этих пластин, видимо, лечил своих соплеменников. Лечил, видимо, плохо, потому что погребён он был без головы, — продолжает погружать в историю Сарапулкин.

Мезолит и неолит

— С эпохой мезолита и неолита тоже ситуация неоднозначная. [Находок времён] мезолита известно достаточно много, прежде всего в окрестностях Валуек. В селе Колосково, например, около 19 мезолитических стоянок, но с неолитом всё гораздо хуже. У нас нет нормальной неолитической стоянки с культурным слоем.

Я работаю с 2000 года на территории Белгородской области и пока их не нашёл. Что нашли? Нашли скопление неолитической керамики, в основном она была собрана на Зелёной поляне. Она очень аккуратненькая, богато орнаментированная, но все попытки найти культурный слой пока к успехам не приводят. С чем это связано? Мы плохо ищем неолит. Дело в том, что в эпоху неолита люди селились в тех местах, которые сейчас либо затоплены, либо пойменные. Надо копать в поймах, а это очень тяжело и очень глубоко. Неолитическая археология сейчас также ждёт своего исследователя, — обозначает направления для исследований учёный.

Эпоха палеометалла, бронзовая эпоха

Эпоха бронзы характеризуется тем, что это эпоха, когда человек впервые начал менять ландшафт и окружающую среду. Мы можем наблюдать следы этих изменений. В частности, древние курганы. Благодаря работе археологов на территории Белгородской области найдены уже более тысячи курганов, и с каждым годом их число увеличивается

— В это время внешний вид нашего региона начал меняться, начал получать антропогенные черты. Сам по себе курган — это надмогильное сооружение. У нас также иногда используют поэтичное название «пирамиды из земли». Раскопки действительно показали, что некоторые из них первоначально имели пирамидальные формы. Но в настоящее время, к сожалению, это просто большие кучи земли, поросшие растительностью, — делится учёный.

Как рассказал Владимир Сарапулкин, археологи нередко сталкиваются с тем, что люди пытаются раскопать курганы в надежде найти там какие-либо богатства, однако, по его словам, это бесполезно делать потому, что если в них что-то и было, то курганы разграбили раньше.

На территории региона находят изделия из бронзы, однако чаще всего это случайные находки, которые были либо потеряны, либо закопаны в землю в качестве клада. Таких объектов также в принципе не так много, потому что в Белгородской области нет залежей меди, и на раннем этапе развития человечества бронзу в регион привозили из Карпатского региона.

Ранний железный век

— В эпоху раннего железа ландшафт области получает очередной импульс антропогенных изменений — появляются городища. Это крепости, деревянно-земляные укрепления, которые возводились, как правило, на труднодоступных участках местности, — объяснил лектор.

В эпоху железа выделилось две группы населения. Одна из них оставила после себя курганы, которые в основном концентрируются на северо-востоке области, прежде всего в пределах Красненского района. Многие объекты этого периода на территории Белгородской области были разграблены. Но при этом даже ограбленные курганы дают большое количество находок, в том числе из драгоценных металлов, потому что курганы — это «единственное по-настоящему престижное захоронение».

— Все эти погребённые, даже какие-то рядовые воины или мифические дружинники, были очень состоятельными людьми, так называемой элитой, — пояснил Сарапулкин.

Вторая часть населения, которая, населяла городища, видимо, пыталась прятаться от первой группы, но у неё это не всегда получалось. Это было земледельческое, оседлое население, которое предпочитало лесные уголки будущей Белгородской области.

— Это прямо противоположная курганам какая-то вопиющая бедность. Там очень мало вещей, и на самом деле это очень бледная материальная культура. У нас даже есть портрет людей, которые жили в городищах, их антропология. Это были мелкие, тощие, грацильные люди, которые плохо питались, — рассказал Владимир.

Черняховская культура позднеримского времени

Это культура 3-5 веков нашей эры.

— В это время на территории нашей области появляется большое количество изделий из стекла, костяные гребни и другие изделия римского импорта, которые попадают в землю. Гребни также широко распространены. Например, у нас экспонируются найденные в районе автовокзала римские серебряные динарии, — рассказывает о ещё одной эпохе исследователь.

Эпоха раннего средневековья

— Раннее средневековье знаменуется очередным этапом в развитии культуры: прежде всего, появлением первого государства на территории края. Это Хазарский каганат. Понятно, что это была его периферия. Также он знаменуется появлением нового вида объектов — каменные и кирпичные постройки — городища. Их назначение для меня непонятно. Они считаются крепостями, но для крепостей у них слишком маленькие стены — примерно метр в высоту, — высказался Сарапулкин.

Достоверно сейчас фиксируются три городища: в Алексеевке, Колтуновке и Волоконовке. Культура хазарского времени подарила области разнообразные сосуды, а также предметы в большом количестве. Но, в отличие от скифских вещей, это не престижные вещи, а предметы рядового производства: бусы и бисер, число которых в одной катакомбе может доходить до тысячи.

— Мы даже нашли ребро с хазарской надписью. Бычье ребро, на котором выцарапаны три рунических символа. Это демонстрирует уровень распространённости письменности у Хазарского каганата, когда в глухом углу на очень непрестижном предмете выцарапана надпись, — делится учёный.

Развитое средневековье

В период развитого средневековья памятники делятся на два вида: памятники славянские и памятники кочевников. Одним из самых представительных древнерусских памятников, по словам Владимира Сарапулкина, стало Крапивенское городище в Шебекинском районе. Это первый город в привычном смысле слова на территории нашего края. Недалеко от Крапивенского городища было найдено золотоордынское селище.

— Это единственный в своём роде объект на ближайшие 500 километров. Как-то прокралось население, материальная культура которого близка к ордынской, — объяснил Сарапулкин.

Новое время

Новое время характеризуется материальной культурой, известной, прежде всего, по раскопкам городских слоёв, в частности в Белгороде и Валуйках.

— Мы имеем понимание, как выглядит культура людей раннего времени, XVIII века. Это прежде всего керамика двух типов: одна — северного происхождения, другая — южного. Она связана с разными районами экспансии. Также очень распространены были курительные трубки, но это узко датируемая находка: скажем так, в Белгороде начали курить во второй половине XVIII века и закончили в XIX. Также мы находим глиняные игрушки, которые являлись народным промыслом, предметы быта: молоток, грузило и монеты.

Моя излюбленная находка — это монеты Мексиканского колониального чекана начала XIX века, которые обнаружили в районе улицы Победы в Белгороде. Как они там оказались, — вообще непонятно.

Вторая такая находка — это подзорная труба первой половины XIX века. В эту трубу, возможно, рассматривали Наполеона. В настоящее время археологи также ведут исследования культурного слоя города Белгорода (исследователь, скорее всего, имеет в виду раскопки на территории будущего Белого квартала — прим. Ф.), — заключил Владимир Сарапулкин.

Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В культурном центре «Октябрь» пройдёт второй диалог-лекция об урбанистике

В культурном центре «Октябрь» пройдёт второй диалог-лекция об урбанистике

Белгородцев приглашают на открытые лекции на набережной

Белгородцев приглашают на открытые лекции на набережной

В Белгороде намерены продолжить цикл открытых лекций для горожан

В Белгороде намерены продолжить цикл открытых лекций для горожан

Диссертационный совет НИУ «БелГУ» рассмотрел научную работу Мединского. В одной цитате

Диссертационный совет НИУ «БелГУ» рассмотрел научную работу Мединского. В одной цитате

От палки до железа. Кто и как жил на территории Белгородской области тысячи лет назад

От палки до железа. Кто и как жил на территории Белгородской области тысячи лет назад

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Как не бояться руководить проектами. Что рассказали белгородцы на последнем лектории «Прямая речь»

Как не бояться руководить проектами. Что рассказали белгородцы на последнем лектории «Прямая речь»

Коммунальщики приступили к обработке «съеденных» гусеницами деревьев в Центральном парке Белгорода

Коммунальщики приступили к обработке «съеденных» гусеницами деревьев в Центральном парке Белгорода

Займёмся нейрофитнесом! Как в Белгороде провели мастер-класс по концентрации и расслаблению

Займёмся нейрофитнесом! Как в Белгороде провели мастер-класс по концентрации и расслаблению