Любовь к истории началась с семьи
— Николай, как вы поняли, что вам интересна история как наука?
— Конечно же, всё начинается с семьи. Интерес к истории ещё в детстве мне привили моя мама Валентина Шевцова и мой дедушка Александр Ушенко. Дедушка всегда много читал, его сложно было застать без книги или газеты. Именно он увлёк меня рассказами о прошлом человечества, и я загорелся идеей узнать обо всём, что происходило раньше. В школе предмет мне нравился, я постоянно участвовал в олимпиадах, занимался краеведением. А после школы поступил на историко-филологический факультет БелГУ.
Я понял, что история повсюду, ей всё дышит. Главное — найти людей, которые могут стать проводниками в увлекательный мир этой науки.
Именно таким человеком для меня стал двоюродный брат моего дедушки Александр Кощуков. Он прожил больше 90 лет и был очевидцем событий Великой Отечественной войны, пережил оккупацию и подробно рассказывал о событиях тех лет. Многие наши беседы я записал на диктофон. До сих пор я разбираю эти разговоры, а потом прихожу в архив, работаю с документами, и его слова всегда подтверждаются.
Фото из личного архива Николая Шевцова
Гёте, Маршак, Византия и Иван Грозный…
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Я аспирант и параллельно ассистент на кафедре российской истории и документоведения НИУ «БелГУ», занимаюсь исследованием событий 16-го века, а также преподаю вспомогательные исторические дисциплины, археологию и другие предметы. На кафедре мы проводим исторические исследования, работаем с архивами.
— Над каким историческим исследованием работаете?
— Пишу кандидатскую диссертацию на тему «Византийская традиция симфонии власти и её реализация в ходе реформаторской деятельности митрополита Макария в середине XVI века». Сейчас собираю библиографию и читаю литературу по истории Византии, чтобы разобраться, как зародилась сама идея симфонии властей. Тема очень интересная и привлекла моё внимание своей необычностью.
И в бакалавриате, и в магистратуре мне уже приходилось изучать различные аспекты эпохи царствования Ивана Грозного, так что эта работа — продолжение выбранного ещё в годы студенчества научного направления. Особенно в ней интересно то, какие элементы византийского наследия перекочевали в Россию, как их трактовали, а что изменили. Работая над исследованием, я изучаю различные письменные источники. В моём случае список литературы весьма обширен. Я читаю и беру информацию из новелл Юстиниана (византийский император — прим.Ф), древнерусских летописей, посланий различных представителей духовенства, переписки Ивана Грозного.
Плюс ко всему пока пишу диссертацию, посещаю музеи, чтобы прочувствовать дух времени. Например, недавно побывал в ГИМе (Государственный исторический музей — прим.Ф), где и прикоснулся к прошлому, увидел, как жили люди в XVI веке, что их окружало.
Государственный исторический музей в Москве, фотография с сайта музея
— А какой исторический период вы считаете для себя наиболее интересным?
— Если постараться, то в любой эпохе можно найти ряд удивительных и интересных фактов. Здесь всё зависит от личной заинтересованности человека — что ему ближе, что привлекло внимание, что зацепило… В данный момент меня больше всего интересует несколько исторических периодов.
Если говорить про всемирную историю, то это неспокойная и противоречивая эпоха Возрождения, подарившая миру великое множество гениев, произведений искусства и идей. В российской истории мне особенно любопытно XIX столетие, когда Пушкин писал свои гениальные произведения, Ключевский исследовал прошлое, а Даль составлял свой словарь… Плюс ко всему, этот век мне также интересен по той причине, что в своих генеалогических изысканиях я медленно, но верно вышел на него, изучив историю своей семьи в наше время и в XX столетии.
Как эпоха Возрождения, так и XIX век были богаты на многочисленные войны, интриги, в эти времена появлялись новые философские учения, развивалась литература. При ближайшем рассмотрении понимаешь, что эти исторические периоды по сей день оказывают мощнейшее влияние как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом.
— Есть какая-то историческая личность, которая особенно вам импонирует?
— Из исторических личностей моё внимание привлекает несколько гениальных человек. Во-первых, это Иоганн Вольфганг Гёте. Его без преувеличения можно назвать величайшим писателем и философом. В подростковом возрасте меня захватил «Фауст», а сейчас время от времени читаю записки его секретаря Эккермана, о чём он беседовал с Гёте. Многое открывается с неожиданной стороны, с чем-то можно согласиться, а с чем-то даже поспорить.
Вторая интересующая меня историческая личность — Самуил Яковлевич Маршак. Он импонирует мне по простой причине — я познакомился с его творчеством ещё в детстве, вырос на его стихотворениях и сказках, а затем уже в сознательном возрасте открыл для себя Маршака-переводчика. Одно время даже зачитывался его переводами шотландского поэта Роберта Бёрнса.
История Белгородчины – непаханое поле для краеведов
— Николай, помимо истории, есть ли у вас другие увлечения?
— У меня есть хобби — краеведение. Я часто хожу в библиотеку, архивы, выискиваю новую информацию об истории нашего города и региона. У меня собралась уже уйма занимательных фактов, которые я вычитал в краеведческих источниках.
Например, однажды из статьи краеведа Василия Васильевича Потапова я узнал, что духовный отец писателя Фёдора Достоевского — Николай Михайлович Вирославский, уроженец города Корочи, а его отец и брат были протоиереями Корочанского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Вообще, каждому историку важно знать историю своего края, поэтому на истфиле студенты изучают такую дисциплину как «История региона». Лекции по этому предмету читает кандидат исторических наук и археолог Владимир Сарапулкин, а практические занятия веду я.
Фото из личного архива Николая Шевцова
— Николай, а что в целом можно сказать про историю нашей области? Насколько она хорошо изучена?
— Белгородская область — молодой регион, у которого тем не менее богатая история. Однако она изучена неравномерно, многие её страницы — непаханое поле для будущих исследователей.
Мы много знаем про историю Белгорода в годы Великой Отечественной войны, про образование области в 1954 году, а вот более ранние периоды истории города изучены мало. При том, что городу, на минуточку, более 400 лет! При этом, как правило, чем дальше мы отъезжаем от областного центра, тем чаще сталкивается с малоизученной историей того или иного населённого пункта, встречающегося на пути.
Но это не значит, что ничего в данном направлении не было сделано. Есть множество исследователей-энтузиастов, прикладывающих усилия к заполнению белых пятен истории нашего региона.
Среди них, например, журналист Борис Осыков, издавший такие сборники, как «Историческая хроника Белгорода» (12+), «Города Белогорья» (12+), «Сёла Белгородские» (12+). А не так давно выпустили сборник «Библиотека белгородской семьи», составленный сотрудниками ГАБО и ГАНИБО, куда вошли научно-популярные статьи по истории региона. Также краевед Василий Потапов написал книгу про семью известных корочанских купцов Балабановых, а его коллега Павел Субботин подготовил и издал фотоальбом «Белгород. Эпоха победителей». Так что летопись края регулярно пополняется новыми страницами.
— История – наука обширная и, наверное, историкам приходится работать со смежными историческими дисциплинами. С какими?
— Безусловно. Изолированно история существовать не может, поэтому есть целый комплекс вспомогательных исторических дисциплин, куда входят геральдика, нумизматика и многое другое. Эти дисциплины позволяют лучше понять историю при изучении. Мне также часто приходится иметь дело с архивоведением и документоведением, так как постоянно нужно подтягивать свои знания в архивах. Ведь прежде, чем учить чему-то студентов, нужно и самому отлично знать, о чём говоришь.
Закончил истфил? Куда теперь?
— Насколько сейчас история популярна среди студентов?
— Истфил всегда был популярен среди абитуриентов. В этом году много ребят пришли учиться на классическое направление «История», что удивило меня, потому что обычно на историков-классиков приходит учиться гораздо меньше человек, чем на историков-педагогов. А в этом году только в одну группу классиков набралось 27 человек. Плюс с недавних пор на исторических направлениях стали выделять больше бюджетных мест, что, конечно, привлекло абитуриентов.
— Куда студенты-историки идут работать после университета?
— На самом деле, вариантов для работы много. Я закончил классическое направление «История», которое подразумевает изучение сугубо исторических дисциплин без каких-либо ответвлений, но даёт широкий спектр возможностей для трудоустройства.
Выпускники этого направления могут работать в архивах, экскурсоводами в музеях, а если пройти трёхмесячные педагогические курсы, могут получить право преподавания истории и обществознания.
Я знаком с несколькими выпускниками этого направления, которые пошли работать в архив, один выпускник сейчас работает в музее-заповеднике «Прохоровское поле» экскурсоводом. Другие ребята преподают в колледжах, лицеях, школах. В школьную педагогику, как правило, идут выпускники такого направления «История и обществознание». Хотя, если пойти в магистратуру и окончить её, потом ребята с этого направления могут продолжить свой путь в науке. Плюс ко всему многие переезжают в другие города, и находят работу там.
Например, я знаю выпускника нашего истфила, который сейчас преподаёт в Высшей школе экономики в Москве.
Ну и, конечно, можно остаться в нашей вузовской системе и продолжить развиваться здесь, как это сделал я и ещё некоторые мои знакомые. Работа в вузе — ценный опыт для молодого учёного. Помимо того, что мы постоянно проводим научные исследования, мы также участвуем в различных мероприятиях. Например, в 2022 году я побывал на конференции «Школа молодого историка» в Туле, где мне удалось пообщаться со студентами других вузов, найти единомышленников, изучить достопримечательности города.
— А как вы видите своё будущее в этой науке?
— Что-либо загадывать сейчас сложно, но на данный момент я планирую остаться в нашем университете, защитить кандидатскую. А вообще мне нравится работать в вузе, и я хотел бы продолжить преподавать. У меня выстроились хорошие отношения с коллегами, они помогают мне и поддерживают, да и студенты радуют, стараются на моих парах и делают успехи.