«Господи, я же вроде как не тупой, вроде как конкурс выиграл… За что меня отправляют в другую страну?». ​Как ​«уехавший в Белград» студент из Конго осел в Белгороде, где его «околдовали»

Павел Романович — так студены НИУ «БелГУ» называют Шани Павла Нгатейо Акони. Он родился и вырос в городе Браззавиль в Республике Конго. После выпуска из школы поступил в местный университет, а через некоторое время приехал в Белгород и остался здесь.

«О моём переезде в Россию родители узнали по радио»

Павел преподаёт на двух кафедрах — конституционного и международного права юридического института, а также на кафедре второго иностранного языка.

Павел Нгатейо. Здесь и далее фото из личного архива Павла

— Моя преподавательская деятельность длится уже больше пяти лет. После того, как я окончил магистратуру БелГУ, начал здесь же преподавать французский. Этот язык для меня родной — Республика Конго долгое время была французской колонией, но и после того, как Конго обрело независимость, французский язык сохранился как государственный. А ещё у меня есть юридическое образование, полученное в аспирантуре БелГУ, поэтому я преподаю также и международное право.

— Почему Россия?

—Так получилось, что в университете в Конго, где я учился, работала одна полячка. Она преподавала русский язык и работала и центре изучения русского языка при посольстве России в Конго. Она много рассказывала про Россию, и эта страна меня очень заинтересовала, — захотелось её посетить. Тогда я записался на бесплатные курсы русского языка в этом центре, сейчас он называется «Русский дом». Там все желающие могут бесплатно изучать русский язык. Там же я узнал, что каждый год проходит отбор на переезд в Россию на обучение, нужно только занять первое или второе место в конкурсе по русскому языку. Я занял второе и стал готовиться к переезду в Россию. Родителям ничего не говорил. Они узнали, когда моё имя в списке победителей конкурса прозвучало по радио, и, конечно, были ошарашены, но отпустили меня.

«Зачем меня отправляют в Белград?»

— В Россию я прилетел вместе с группой других ребят из Африки. Прибыли мы в Москву. Это было в октябре 2008 года. Из аэропорта нас привезли на вокзал, где всех стали распределять по вузам в разные города, и я не знал, в какой именно город поеду жить и учиться. Кто-то остался в Москве, кого-то отправили в Ростов, а мне сказали, что поеду в «Белград» — именно так я тогда услышал. Помню, тогда подумал: «Господи, я же вроде как не тупой, вроде как конкурс выиграл… За что меня отправляют в другую страну?».

Я подошёл к представителю нашего посольства в России, но он тоже не знал, где находится Белгород. Всех ребят посадили на поезда и отправили по городам, а я последний остался. Наконец-то мне дали билет, тоже посадили на поезд и я поехал, всё ещё думая, что еду куда-то в Белград. И пути всё больше в этом убедился — такая длинная дорога казалась мне бесконечной. Я никогда так долго не ездил. Но в итоге благополучно добрался в Белгород.

Первый год я изучал русский язык. Это называется подготовительный год. Каждый иностранный студент, желающий обучаться в России, получает направление подготовки от министерства образования.

У меня всегда были хорошие баллы по гуманитарным наукам, поэтому в министерстве решили, что я буду учиться на преподавателя русского языка. Когда мне об этом сообщили, я не согласился, потому что меня гораздо больше интересовала история российского права. И когда я пришёл в БелГУ, попросил, чтобы меня направили в юридический институт. Мне заявили, что там иностранцев не обучают. Такой аргумент показался мне слабым. Поэтому я поехал в Москву, пришёл в министерство образования, и в департаменте, который решает вопросы иностранных студентов, сказал, что не хочу быть преподавателем русского языка, а хочу изучать право.

Мне ответили: «Хорошо, если это твой выбор, то мы готовы тебе всё поменять, но нужно, чтобы в посольстве Конго в Москве согласились с этим изменением». Я пошёл туда и взял документ о том, что они не против. Так мне поменяли направление обучения в вузе, и в 2009 году я поступил на бакалавриат юридического института, затем в магистратуру и в аспирантуру.

«Соблазняли и Парижем, и Женевой, но сердце в Белгороде»

— Павел, вы давно живёте в Белгороде. Чем вам так нравится город?

— Даже не знаю, как объяснить мою любовь к Белгороду. За время учёбы я много путешествовал, посещал разные страны и города, но всё равно возвращался сюда. Когда я закончил магистратуру, уехал в Париж к маме. Она мне сказала: «мол, ты закончил вуз, оставляй всё и переезжай сюда». Пока я учился в Белгороде, многие мои друзья переехали в Париж. И пока я был у мамы, все начали планировать мою жизнь, давление было отовсюду. В Париже мне даже предложили место в аспирантуре местного университета, и давления ещё прибавилось. Но где-то внутри я не хотел оставаться во Франции, хотел вернуться в Россию. Друзья и родные этого не понимали.

И вот настал момент, когда мне нужно было подтвердить, буду ли я учиться во французской аспирантуре, а я просто купил билет в Россию и поставил родных перед фактом о том, что возвращаюсь в Белгород. В мире много хороших мест, но есть такие, в которых просто хочется быть, и Белгород — именно такое место.

Я родился в Конго, там прошло моё детство, там живёт мой папа. Вроде как именно там я должен чувствовать себя, как дома, но нет… Там я был маленьким, и, можно сказать, мужчиной стал именно в Белгороде, где началась моя сознательная взрослая жизнь в 21 год. С самого начала меня покорила чистота города, его уют. В России я был много где, но уют и колорит провинциального городка есть только в Белгороде. Здесь на моих глазах строились парки, торговые центры, достопримечательности, без которых сейчас сложно представить наш город.

В 2019 году, когда я учился в аспирантуре и активно занимался наукой, я выиграл грант на трёхмесячную стажировку в Женеве, в офисе международного права при ООН. На эту стажировку со всего мира берут 25 человек. В тот год из России взяли троих, и я был в их числе. После стажировки часто предлагают остаться работать в организации, и мне тоже сделали такое предложение, но я вновь отказался и вернулся в Белгород.

Нужно ли говорить, что мои друзья и родные крутили пальцем у виска? Говорили, что, меня, наверное, в России околдовали. Но сердце зовёт. К тому же, русский менталитет стал мне гораздо ближе любого другого. Сейчас я не представляю, как вести себя в других странах, общаться с другими людьми. Я ведь привык общаться как русский человек, привык именно к нашему юмору. Здесь мне всё знакомо, всё понятно. Так что жить я хочу именно здесь, а за границу езжу на время, чтобы увидеться с родителями и друзьями.

«Белгород моего времени — это лучший Белгород»

Когда вы приехали в Россию, с какими трудностями столкнулись? Как быстро удалось найти новых знакомых?

— Знаете, сейчас, когда я общаюсь с новыми студентами в вузе, многие говорят, что им трудной найти друзей. Когда я учился, всё было совсем по-другому. Белгород моего времени — это другой Белгород, это лучший Белгород. Я быстро нашёл друзей и среди иностранцев, и среди русских. Меня поселили в общежитии, рядом с которым был фонтан. Каждый день в 17:00 он играл разными цветами, и полюбоваться им приезжал почти весь Белгород, я тоже туда приходил. Люди постоянно подходили ко мне, интересовались, откуда я, как здесь оказался. Так и завязывалось общение, начиналась дружба. Сложностей познакомиться, обрести новых друзей у меня вообще не возникало. Причём мне удалось завести самых разноплановых друзей, например, некоторые из них работают в МВД.

— Павел, вы посвятили много тёплых слов Белгороду. В будущем не собираетесь переезжать в другой город или страну?

— Не знаю, что должно случиться, чтобы я переехал куда-либо. У меня была масса таких возможностей, но всё же я здесь. Когда началась СВО, я никуда не уехал, хотя порой, когда слышишь громкие «хлопки» или очередной сигнал ракетной опасности, становится страшно. Но для себя я решил, что останусь в Белгороде. Нашему городу и жителям стараюсь помогать, чем могу. Когда случается прилёт, я воспринимаю это как что-то личное. Как только говорят, что нужно идти, чем-то помогать, стараюсь в этом участвовать.

— Даже несмотря на неспокойную обстановку в городе у вас не было мыслей о переезде?

—- Конечно были, не хочу этого отрицать. Более того, мои родные и близкие постоянно спрашивают, почему я остаюсь, когда тут так опасно, советуют уехать хотя бы в другой город. Но это было бы очень странно.

В хорошие, спокойные времена я мог переехать, но не сделал этого, а сейчас, когда город, который я очень люблю, находится в трудном положении, я просто возьму и уеду? Это как бросить свою женщину, когда она находится в опасной ситуации. Я это вижу так.

Хотя я не осуждаю тех, кто уезжает из Белгорода. Но по-настоящему комфортно могу себя чувствовать только здесь. Конечно, я не знаю, что произойдёт в будущем, но сейчас планов на переезд нет.

— А ваше родное государство Конго, как-то помогает вам как гражданину, живущему в сегодняшних обстоятельствах в Белгороде?

— Ко мне обращались представители посольства Конго в Москве и попросили внести своё имя в список граждан Конго, оставшихся в Белгороде, предлагали помощь в переезде в другой город, но я отказался. Хотя я знаю, что студентам, которые хотели уехать из Белгорода и перевестись в другой вуз, наше посольство помогло.

А вообще я уже считаюсь русским, в 2021 году получил гражданство.

Для меня Белгород — это лучший город России. И, как и другим белгородцам, мне безумно грустно смотреть, как наш город страдал, как становился пустым по выходным. Но что поделать? Если мы должны пройти через эти трудности, значит так нужно. Уверен, в будущем Белгород станет ещё лучше и краше. Главное не терять надежды. Военные сделают своё дело, и мир вернётся.

Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Несколько белгородских компаний, оформленных на иностранцев, ликвидируют из-за недостоверных данных

Несколько белгородских компаний, оформленных на иностранцев, ликвидируют из-за недостоверных данных

Вдвое меньше иностранцев стало в Белгородской области с 2022 года

Вдвое меньше иностранцев стало в Белгородской области с 2022 года

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир

​Полёт «Синей птицы». Как в Белгороде помогают детям с аутизмом

​Полёт «Синей птицы». Как в Белгороде помогают детям с аутизмом


-->