Независимому белгородскому театру «Новая сцена-2» в этом году исполнилось 15 лет — его создала в 2010 году режиссёр Оксана Погребняк. Сами участники труппы называют его «подпольным театром глубокого андеграунда и флагманом современного сценического эксперимента». Спектакли «Новой сцены-2» порой заставляют зрителей погрузиться в сложные темы — одиночество, насилие, зависимости, смерть, — но не перестают напоминать о ценности любви, дружбы и семейного взаимопонимания.
Большинство актёров театра не имеют профильного образования, и никто в коллективе не получает зарплату — все параллельно работают где-то ещё. В 2021 году создатель театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк передала руководство проектом режиссёру и актёру Евгению Овчарову. Сама она уехала в Москву, но осталась наставником и вдохновителем театрального коллектива.
С мая по ноябрь 2025 года в «Новой сцене-2» затишье — спектаклей нет, новостей в соцсетях театра — тоже. В октябре Евгений Овчаров сообщил в своём блоге, что устроился на работу в музей Щепкина. Мы решили поговорить с режиссёром о дальнейшей судьбе «Новой сцены-2».
Евгений Овчаров. Фото Алисы Вергун
С новосельем!
Евгений Овчаров сообщил неожиданную новость: скоро «Новая сцена-2» снова начнёт работу в новом, собственном пространстве. Раньше театру приходилось «кочевать» по разным учреждениям — ЦМИ, БГТУ имени Шухова, Белгородский государственный центр народного творчества. Обычно актёрам разрешали там репетировать и играть спектакли бесплатно, но отдельное помещение не всегда находилось. За годы работы к сложным условиям коллектив приспособился: играли постановки и в коридоре, и на улице... Но даже за это приходилось бороться.
— Очень часто были сообщения: «Сегодня, к сожалению, мы не можем вам дать помещение», — поделился Овчаров.
Новое пространство должно решить эту проблему — актёры смогут репетировать, когда удобно.
Искусство без гонораров
За последние годы коллектив значительно сократился — сейчас в театре всего три-четыре человека, включая Овчарова, который продолжает сам играть в спектаклях. Одна из возможных причин такой ситуации — отсутствие материальной поддержки.
— Если ты человеку не платишь, то прямо сильно требовать ты с него не можешь, — признался Евгений Овчаров.
Не все готовы работать «в две смены», совмещая театральное хобби с работой, которая приносит деньги. Как отмечает режиссёр, многие приходят в театр для саморазвития — попробовать новое, побороть комплексы — но не все остаются надолго.
«Новая сцена-2» до сих пор остаётся некоммерческим проектом. Евгений Овчаров признался, что пока покрывает расходы на аренду помещения из своей зарплаты научного сотрудника музея Щепкина. Режиссёр планирует продолжать совмещать руководство театром и работу в музее. При этом Овчаров принципиально не хочет ставить коммерчески успешные, но не соответствующие духу театра спектакли.
— Есть возможность поставить низкопробную комедию с пошловатыми шутками, на которой точно будут зрители. Но я не хочу этого. Потому что это не то, о чём бы я хотел говорить, — объяснил руководитель театра.
Театр неудобных тем
Говоря о разнице между «Новой сценой-2» и другими белгородскими театрами, Евгений Овчаров определяет её как разницу в эстетике и темах:
— У нас вайб таких людей, которые могут сказать то, что очень многие думают, но стесняются. Мы говорим про те вещи, про которые люди лишний раз думать не хотят. Хотя думать надо, — считает Овчаров.
Спектакль «Детский мир». Фото Антона Вергун
Например, одна из любимых постановок Евгения Овчарова — женский моноспектакль «Наташина мечта» — о потребности детдомовской девушки любить и быть любимой.
— Обожаю этот спектакль. Была бы возможность — я бы сам в нём сыграл, — пошутил актёр.
«...хочу любви. Чтоб с фатой и шоколадными конфетами. И чтоб все девки наши за нами шли и нам завидовали. Только это не самое главное. Главное, чтобы он меня любил, чтоб он подошёл ко мне и сказал: „Наташа — ты самая реально клёвая девчонка на земле, выходи за меня замуж“. Я бы тогда сразу пошла», — цитата из пьесы Ярославы Пулинович «Наташина мечта» (16+).
Спектакль «Наташина мечта». Фото Тани Абрамян
«Наташину мечту» Овчаров характеризует как «абсолютно понятную историю». Были в репертуаре и гораздо более мрачные, противоречивые работы — например, мистическая антиутопия «Лето, которого мы не видели вовсе» (18+). Обсуждая с Евгением эту постановку, я осознала, что хоть и видела её несколько лет назад, но совершенно не помню её содержания. Когда режиссёр напомнил мне, что в сюжете фигурирует насилие, которым занимаются подростки, предположила, что после просмотра моя память стёрла неприятные сцены.
— Там вопрос в том, что они [главные герои] — дети-беспризорники. Они никому нафиг не нужны, им не с кем взаимодействовать, кто мог бы их направить на какое-то адекватное занятие, — пояснил режиссёр.
«Придёт лето, которое мы не сможем отличить от других. Придёт осень, которая принесёт с собой лишь портвейн в подъезде — в отличие от портвейна в лесу, летом. Придёт зима, которая будет отличаться от осени лишь тем, что мы переберёмся из подъезда в подвал — к тёплым трубам. А потом — весна, которую мы отличим от зимы только по надоедливому звуку падающих на жестяные оконные козырьки капель! А лето, которое придёт за ней, мы не увидим вовсе — потому что [ничего] не видно из нашего заросшего пылью и паутиной подвального окна!» — цитата из пьесы «Лето, которого мы не видели вовсе» Юрия Клавдиева (18+).
Один из спектаклей, который пришлось временно убрать из репертуара из-за недостатка актёров, — «Города одиночества» (14+). Эта пьеса основана на реальных событиях — трагичной истории одного белгородского студента.
— Юношеский максимализм привёл к тому, что один насмерть замёрз, а другие будут себя за до конца жизни корить, — охарактеризовал проблематику Евгений Овчаров. Это, кстати, не спойлер. Зритель с самого начала знает: главный герой, Илья, после ссоры с девушкой ушёл в тайгу, «как настоящий мужик», и не вернулся. Никто из знакомых его не остановил: все были слишком заняты своими проблемами...
«Почему нельзя придумать города для одиноких? Никто не обнимается на улицах, не лижется на эскалаторах в метро. Только люди без пар. А если пара образовалась, то сразу выселять из города», — цитата из пьесы «Города одиночества» Олега Михайлова (14+).
Рост без равнодушия
В ближайших планах режиссёра — постепенно расширять труппу и вернуть в репертуар несколько успешных спектаклей. Евгений Овчаров надеется, что собственное помещение поможет театру вернуться «к былой славе», но подчёркивает: главное — сохранить узнаваемый «вайб» и способность говорить на сложные темы.
— Хочется, чтобы зритель не был равнодушным, — заключил режиссёр. — Пусть будет неприятие, но главное, чтобы эмоция всё-таки была. И чтобы зритель был хотя бы немного думающим в плане того, «зачем это показали».
При этом Овчаров не стремится любой ценой набрать новых людей. С одной стороны, «малое количество людей накладывает очень большие ограничения на репертуар». С другой — небольшая команда проверенных актёров даёт свои преимущества.
— Все свои — это очень удобно, потому что мы знаем, что друг от друга ждать, на что мы способны. И в целом, сорваться на какие-то авантюры — вообще не вопрос, — поделился руководитель «Новой сцены-2».
Чётких критериев для отбора новых актёров у Овчарова нет: главное — желание играть в театре и работать над собой. «Приходя в театр, нужно быть готовым к тому, что придётся отказываться от каких-то своих зажимов, комплексов и предрассудков», — объяснил режиссёр. Также с переездом в собственное помещение Евгений Овчаров планирует запустить занятия актёрским мастерством для детей.
— Какой вы для себя видите идеальную «Новую сцену-2»? — спросила я в конце.
— Долгое время я хожу и облизываюсь на здание бывшей «Новой волны» (напротив БГЦНТ, — прим. Ф.), — поделился Овчаров, — оно там уже пустует достаточно большое количество времени. Оно отдельно стоящее, целое, никому не мешающее, удобная набережная рядышком. Штат актёров — человек пятнадцать разновозрастных, которые все-все-все на зарплате. И какой-нибудь невероятный фестиваль можно организовать.
Сейчас «Новая сцена-2» объявила сбор на открытие нового помещения. Помочь театру можно по ссылке или сделав перевод по номеру телефона +7 908 786 42 68 (Овчаров Е.). Мы уже сделали свой небольшой вклад в будущее проекта.
Больше интересных и вдохновляющих интервью с белгородцами — здесь, а тут вы можете стать нашими постоянными помощниками, подписавшись на донаты и подарив нам уверенность в завтрашнем дне. Мы работаем в интересах наших читателей, мы работаем ради вас и нам нужна ваша поддержка. Обсудить прочитанное можно в Telegram и в Max.


![Видеоверсия спектакля «Города одиночества», который взял награду «за актуальность темы» на театральном фестивале «Театральная революция» [16+]](/assets/thumbnails/7d/7db7e4091e4b7b39bb2c3035129a67e6.png)



![Магия уличного театра. Продюсер «ИЛЛЮЗИОНа» Евгений Худяков — о фишках и находках театрального фестиваля [6+]](/assets/thumbnails/ee/ee2fdda9a90914d21c0531ab6b5f83a0.png)







![В Белгороде сыграют спектакль «Я здесь» на основе интервью из женской колонии для несовершеннолетних. Пять монологов осуждённых девушек, которые легли в его основу [12+]](/assets/thumbnails/42/42e2a8be19ec6029a3acadefd63161f6.png)


