Театр «здесь и сейчас». Пять вопросов чешскому постановщику из Белгорода

Журналист «Фонаря» узнал у чешского актёра с белгородскими корнями, чем отличаются чехи от белгородцев, как развиваются альтернативные театры в Европе, чего особенно не хватает Белгороду и почему отсутствие своей сцены у театра — это не всегда плохо. Также мы приводим монологи белгородских актёров, которые поделились с «Фонарём» своими впечатлениями после тренингов чешского педагога.

В начале сентября в Белгород приехал чешский актёр театра и кино, режиссёр-постановщик и преподаватель театрального мастерства Александр Минаев. Актёр родился в Белгороде и приехал дать три мастер-класса своим коллегами из театра «Новая сцена-2». «Фонарь» пообщался с постановщиком и узнал мнение участников мастер-класса о том, что это было (почитать, что сказали актёры «Новой сцены-2», можно, просто нажав на подзаголовок с интересующей темой или актёром — прим. ред.).

О работе в Чехии и международных связях с Россией

В Чехии Александр Минаев работает режиссёром театра и кино, снимается в фильмах и преподаёт театральное искусство и актёрское мастерство в школе при театре, переводит русских авторов на чешский и наоборот. Но, по словам Александра, это здесь никому не нужно, и он делает это только на голом энтузиазме.

— Так я пытаюсь навести культурные мосты и связи, потому что, к сожалению, за последние семь лет культурная традиция, нить между Чехией и Россией, очень сильно перетёрлась. Взаимного интереса, который был ещё в 2000 году, практически не осталось — чешские театры очень мало ездят на фестивали [в Россию], русские бывают [в Чехии], но к сожалению только там, где выступают звёзды, знакомые русской публике. От меня мало что зависит, но я стараюсь, чтобы мы были ближе, — говорит Александр Минаев.


Александр ставит в Чехии как классику, так и современную драматургию. Например, в декабре 2016 года он поставил «Андеграунд» или «Собственный седой цвет».

— Это совершенно новая английская драматургия, которая состоит практически из обрывков слов, там даже нет предложений. Мы попытались с ребятами это сделать, а 23 сентября у меня будет премьера в большом театре Злина — постановка «Идиот» Фёдора Достоевского. А так, в основном, я ставлю классику. Им проще поверить, что если я поставлю классику, то сделаю это хорошо. Ранее у меня получилось ставить [в Чехии] и «Ревизора» Гоголя, и «Бесов» Достоевского, — рассказывает Александр.

Об актёрах «Новой сцены-2», мастер-классах и западных методиках

— С самого начала я хотел поработать с профессиональными актёрами и предложить им попробовать новые техники и методы, чтобы они посмотрели на свою работу с другого, нового угла зрения, как говорится, стряхнули с себя пыль от стереотипов. То, что Оксана отозвалась, — это просто чудо. За три дня нашего общения и мастер-классов, ребята стали мне как родные, поэтому я буду очень стараться приблизить их через Пражскую академию или через какой-то театр. Я взял на флешке восемь их спектаклей, чтобы попытаться поговорить об этом в Москве, — делится чешский постановщик.

Узнать больше о впечатлениях актрисы Екатерины Немцевой от первого дня мастер-класса

— Когда нам только предложили принять участие в мастер-классе, я сразу для себя решила, что пойду. И не пожалела. Перед первым занятием все заметно нервничали: педагог такого уровня и мы — любительский театр. К счастью, Александр оказался открытым, позитивным человеком, поэтому взаимодействовать с ним было легко. Не прошло и 20 минут занятия, как все уже были включены в работу, и не было ни малейшего намёка на напряжение. «Здесь и сейчас» — первые слова Александра о том, что надо жить сегодняшним днём, ловить момент и выжимать из него максимум. Они как будто включили огромный рубильник и зарядили энергией. «Мягкий взгляд», «сильные ноги», «открытое сердце». Все мы заработали как единый организм. С каждым новым упражнением открывалось второе дыхание. Воздух был пропитан вдохновением и творчеством. К сожалению, три дня — это очень мало. Но то, что с нами произошло, — бесценный опыт, из которого каждый вынес для себя что-то новое. Лично я почувствовала нереальный прилив сил, вдохновения и желания развиваться и двигаться дальше. Хочется сказать Александру большое спасибо. Надеюсь, это была не последняя наша встреча.



— Мастер-класс — это очень интимная вещь. Ты знакомишь людей с новыми техниками, обнажая их, и обнажаешься сам. Главное, чтобы они доверяли и были максимально открытыми, только тогда можно получить хороший результат. Для меня важна работа именно с личностью, а не с артистом поэтому мастер-классы, в первую очередь, были направлены на личность. По этим методикам занимается и школа европейского театра, и нью-йоркская школа театрального мастерства. Это новый подход, который позволят максимально раскрыть внутренний мир личности, чтобы зритель мог точнее понимать то, о чём хочет сказать актёр, — поясняет Александр Минаев.

Читать о том, как раскрылась на мастер-классах актриса Мария Губарева

— На тренингах Александра Минаева я научилась доверять окружающим меня людям и открывать им своё сердце. Он научил достоверно передавать людям свои эмоции, не говоря при этом ни слова. Сначала я была немного зажата, не знала, чего от него ожидать. Когда находишься рядом с Александром, слушаешь, что он говорит, в голове только и мелькают мысли о том, что этот человек в тысячу раз мудрее и опытнее тебя, и тут ты со своим этюдом перед ним пытаешься что-то выразить. Но, как говорит сам Александр: «Кто работает, тот и прав», и все мои страхи быстро развеялись, ведь он работает со всеми наравне, словно друг, он отметит, где ты сделала хорошо, а над чем ещё нужно поработать. Я получила колоссальный опыт и многих его афоризмов я никогда не забуду. Они подходят не только для театра, но и для жизни. Ведь жить проще, когда у тебя «мягкий взгляд», «сильные ноги» и «открытое сердце». Эти три дня, каждый час и минута из них, несомненно, останутся со мной тёплыми воспоминаниями.

По мнению Александра, методики позволяют развиться актёру без традиционных академических школ. По его мнению, американские и европейские театральные школы развиваются и идут вперёд во многом потому, что делают упор на развитие личности самого актёра. Эти три дня в Белгороде он искал систему понимания и общих взглядов вместе с актёрами, а также общую тему, которую они пытались раскрыть. Александр Минаев считает, что, разобравшись в этом, можно работать над любым материалом Вырыпаева, Чехова, Достоевского и любого другого автора.

Актёр Евгений Овчаров — о расширении горизонтов мироощущения и росте личностных качеств

— Всего три дня, но твои горизонты и мироощущения меняются, не с ног на голову, но довольно ощутимо. 12 часов позитива, которые заставляют смотреть на привычные вещи под другим углом и фразы «волевое решение», «кто работает, то и прав», «мягкий взгляд», «открытое сердце». И всё это заставляет, точнее позволяет найти в себе новые возможности для роста, ранее дремавшие. Меняется мотивация, подход к делу, появляется чувство ещё большего сплочения коллектива. И всё это через какие-то весёлые и забавные упражнения за каких-то три дня. Это просто нечто. Единственное сожаление, что всё закончилось так быстро.


— Главное найти эти точки опоры для коллектива, где актёры будут одним целым и каждый будет важен, где не будет иерархии и закрепится абсолютное демократическое понимание на сцене, и абсолютный респект своих партнёров и того, что ты делаешь в жизни, — считает Александр Минаев.

Прочитать, как изменилось отношение к жизни актрисы Алёны Назаровой после мастер-классов

— Мне очень понравился мастер-класс от Александра Минаева тем, что открыл во мне второе дыхание. Я прочувствовала в себе новые эмоции, колоссальный прилив сил! Это время, про которое нельзя сказать «проведено впустую». Пустого там не было ни минуты. Я до конца не понимаю, что происходит, внутри, будто кипит что-то, что хочет вырваться наружу. Это как любовь, наверное. Я стала проще ко всему относиться. «Мягкий взгляд», «открытое сердце» — голос Александра постоянно прокручивается в голове. Или во всем теле. Это фантастически, грандиозно, бесподобно. Это заставляет дышать новым кислородом. Я очень довольна. «У меня все будет хорошо, у меня все будет хорошо!» — в голове раздаются дикие, разрывающие тело крики участников «Новой сцены-2», которые были со мной на мастер-классах. Я чувствовала каждого. Я принимала, понимала их. Подобного никогда со мной не происходило.

По словам Александра Минаева, его больше всего обрадовало и удивило то, что актёры театра «Новая сцена-2» не профессионалы, но всё же внимательно отнеслись к новым пробам.

— Мне показалось, что они сделали огромный шаг и многому меня научили. Мы работали всего три дня, но если бы их было шесть, то, я думаю, мы бы могли поставить часовой спектакль на какую-нибудь тему. Я выбрал две: «Пир во время чумы» и «Зойкину квартиру». Мы остановились на первом варианте, но у нас было всего четыре часа на занятие. Если бы мы занимались по восемь часов, как обычно происходит на мастер-классах, то мы бы смогли что-нибудь поставить и за три дня, — уверен Александр.

Актриса Наталия Гаранина о том, насколько тяжёлыми были три дня мастер-классов

— Не могу сказать точно, что именно мне понравилось больше всего: атмосфера или какое-то отдельное упражнение. Думаю, что всё в совокупности оставило свой след. Было местами тяжело, местами очень тяжело, но интерес конечного результата и сам творческий процесс двигали на протяжении всех трёх дней. Первый день прошел с непонимаем происходящего, но каждый последующий затягивал всё больше, и к концу я подошла с запасом новой энергии и внутренним подъёмом. По ходу занятий ощущалось, что рамки стеснения, зажатости расширились. И от этого, определенно, стало легче действовать. Были упражнения, когда требовалось проявить фантазию, импровизировать. Больше всего подействовали именно они, дали импульс. И, конечно, по окончании появилось опустошение, хотелось продолжения, но и полученного вполне достаточно для движения вперед.


Об альтернативном театре в России и в Европе<

— То, что делают ребята, — это альтернативный, пластичный театр, не имеющий каких-то шаблонов. Мне очень близко работать с такой формулировкой, как «здесь и сейчас». Мы об этом очень много слышали в академии, но так и не поняли, что это такое, и вот, наконец, спустя много лет своей практики, я может быть приблизился к пониманию и увидел на сцене, что значит «здесь и сейчас». Одно плохо, что нет у них своей сцены, но, с другой стороны, это ведёт альтернативные формы к смерти потому, что они играют свои спектакли и на улице, и в комнате, и в подвале, и на крыше. Мне кажется, что это очень здорово, — рассказывает Александр Минаев.

Актёр «Новой сцены-2» Андрей Берёзкин — о театре «здесь и сейчас»

— Выдыхаю воздух. Ощущаю, что больше такого никогда не повторится. Несмотря на грусть уходящего момента, я рад. За эти три дня произошло многое. Я начал больше наслаждаться моментом, ведь я живу только «здесь и сейчас». Я испробовал себя в новых эмоциях, ранее избегаемых мной. Я стал более свободен в своем теле. Я рад, что был на этом тренинге, — говорит актёр «Новой сцены-2» Андрей Берёзкин.


Александр рассказывает, что в Чехии больше альтернативных театров. Там к этому положительно относятся и ищут возможность посмотреть альтернативные спектакли. По мнению Александра Минаева, альтернативные театры двигают всю чешскую и средне-европейскую культуру вперёд.

— Это говорит о желании и стремлении людей вырваться из своих стереотипов. Вся альтернатива возникает в Европе от переизбытка желания выразить что-то в других формах. Последние российские спектакли я видел в Москве полгода назад. Это была «Демократия» и «Лада или радость» в РАМТе, и я рыдал потому, что ничего такого я не видел ни в Чехии, ни в других театрах, но это совсем другой материал и другие формы, потому мне очень тяжело сравнивать. Это же живое искусство. Педагоги великолепные и там, и здесь, просто условия жизни и воздух другие немного. Здесь особо не подумаешь о культуре, когда нечего кушать,а там, грубо говоря, лучше не поедят, но пойдут в театр. Я, конечно, преувеличиваю, но желание встретиться с каким-то искусством и театром [в Европе] велико, — рассказывает чешский актёр.

Актриса Анастасия Оболенская об атмосфере на мастер-классах

— Три дня творческого счастья, полное доверие педагогу, партнёрам, себе. Каждое занятие ждали как праздник, к каждому готовились с радостью. Атмосфера принятия — вот, что было все эти 12 часов интенсивной работы. Описывать то, что мы делали сложно, это переживания внутренних процессов, это остаётся в коллективе, в партнёре, в тебе. Хочется всё это законсервировать, утрамбовать в себя, присвоить это состояние полета и радости. Как мы рады, что с нами это было, как грустно было расставаться. Но мы ещё встретимся, мы верим, жизнь щедра на сюрпризы!


О том, что тянет на родину, и разнице между Белгородом и Прагой

Последний раз Минаев был в Белгороде два года назад. Он говорит, что старается не разрывать связь с коллегами, учениками и театром, а в Белгород его тянет семья и немногочисленные друзья, которые остались в городе.

— Мне интересно то, что говорят эти люди, чем дышат, потому что через телевизор особо не поймёшь, что их здесь волнует... Мне не надо знать, как живёт русский человек, потому что я и так это знаю, и сам так живу, а то, что делают мои коллеги, мне действительно интересно, — говорит Александр.

Актёру кажется, что в Белгороде за два года появилось много новых зданий, очень похожих друг на друга. Он боится, что ещё через два года Белгород заполнят стекло-бетонные здания и появится метро. В сравнении с Прагой, по мнению Александра Минаева, Белгороду не хватает традиций архитектуры и культуры восприятия окружающей среды.

— Здесь самое старое здание, может быть, Никольский собор, а там стоят здания с X века. Это очень сильно сказывается на том, в чём ты живёшь и как воспринимаешь окружающую среду и людей. Каждый может сам создать себе окружение и решить, где жить. В Белгороде по-своему хорошо. Здесь люди говорят на моём любимом и родном языке, но, конечно, Прага сразу производит впечатление своей архитектурой. Здесь же архитектура не производит впечатление. В сравнении с Европой здесь неуютно потому, что к тебе могут подойти и нарушить твоё личное пространство, предложить выпить, не зная тебя, вступают в конфликт неизвестно почему и так далее. Здесь нет никакого респекта и понимания того, что возможно этот человек не желает ни с кем общаться. Но это что-то наше ментальное, от этого, наверное, невозможно избавиться. Это всё ровно, что в Европе прививать любовь к Волге только потому, что она широка, — шутит актёр.

***

С 6 по 10 сентября актёры театра «Новая сцена-2» выступали на международном фестивале со спектаклем «Соль» в городе Валка, одна половина которого находится в Латвии, а вторая — в Эстонии.

— Мы жили в Эстонии, а играли спектакль в Латвии. Это было очень необычно. На фестивале были театры из Израиля, Финляндии, Эстонии. Из России приехали театры из Санкт-Петербурга, Пскова, Нижнего Новгорода и мы из Белгорода, — рассказывает режиссёр театра Оксана Погребняк.

Эстонцы и другие участники фестиваля хорошо восприняли спектакль белгородского театра потому, что между актёрами не было языкового барьера.

— Наш спектакль пластичный, мы играли его полностью под песни Бориса Гребенщикова из его альбома «Соль» и построили только на действии. Актёрам из Эстонии очень понравилось. Они плакали, обнимали нас, целовали. Ребята из Израиля сказали, что это было необычно и прекрасно, а наш спектакль — это воплощение света и тепла, — признаётся Оксана Погребняк.

По словам Оксаны, после тренингов Александра Минаева все актёры чувствовали себя свободными, подготовленными, открытыми и не боялись взаимодействовать с другими актёрами на мастер-классе по актёрскому мастерству доцента Латвийской академии культуры Рамоны Галкиной в Валке.

Фотографии предоставлены театром «Новая сцена-2»

Никита Пармёнов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Оксана Погребняк: «Если вы не дадите мне денег — я всё равно проведу фестиваль»

Оксана Погребняк: «Если вы не дадите мне денег — я всё равно проведу фестиваль»

Международный фестиваль современного театра «Наш кислород-2»

Международный фестиваль современного театра «Наш кислород-2»

«В нас сидит тревога и страх». Обладатель Гран-при «Нашего кислорода-2» — о КГБ, языке и тряске перед белгородской публикой

«В нас сидит тревога и страх». Обладатель Гран-при «Нашего кислорода-2» — о КГБ, языке и тряске перед белгородской публикой

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в сентябре

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в сентябре

​В Белгороде театр «Спичка» покажет премьеру спектакля «Трижды три»

​В Белгороде театр «Спичка» покажет премьеру спектакля «Трижды три»

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в феврале

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в феврале

В Белгород на второй фестиваль «Наш кислород» приедут 11 театров из России, Украины и республики Беларусь

В Белгород на второй фестиваль «Наш кислород» приедут 11 театров из России, Украины и республики Беларусь

«Дыши свободно!». Что посмотреть на втором фестивале современного театра «Наш кислород»

«Дыши свободно!». Что посмотреть на втором фестивале современного театра «Наш кислород»

«Стоит ли оно того?». Как режиссёр независимого театра «Новая сцена-2» поставила на сцене Белгородского драмтеатра свой спектакль

«Стоит ли оно того?». Как режиссёр независимого театра «Новая сцена-2» поставила на сцене Белгородского драмтеатра свой спектакль

«Главное — это не игра на сцене, а умение предлагать». Режиссёр Иосиф Райхельгауз провёл творческий вечер в Белгородской филармонии

«Главное — это не игра на сцене, а умение предлагать». Режиссёр Иосиф Райхельгауз провёл творческий вечер в Белгородской филармонии