Позже в другой волонтёрской группе «Десятый круг» появилась информация, что они объединились с волонтёрской группой «Путь в будущее», а её руководителя Юлию Немчинову якобы отстранили от работы из-за того, что её «поймали на недобросовестных действиях». Интересно, что ранее группу волонтёров «Десятый круг» также администрировала Юлия, но позже права на неё забрал Евгений Бакало, который также был одним из волонтёров организации. Мы связались с Юлией Немчиновой, чтобы выяснить, что же произошло с волонтёрской организацией, которой она руководила.
Юлия Немчинова с февраля 2022 года помогает украинским беженцам, которые оказались в России и по разным причинам решили не обращаться в ПВРы за помощью. Летом мы встретились с одной из подопечных Юлии, которая устроилась на работу парикмахером и продолжает жить в Белгороде. Также волонтёр рассказывала, как устроена их волонтёрская помощь (на тот момент Юлия состояла в объединении «Десятый круг» — прим. Ф.), и объясняла, с какими проблемами сталкиваются беженцы в городе. Осенью Юлия вместе с волонтёрами помогала переселенцам из Харьковской области, которые застряли в очереди на границе после так называемой перегруппировки войск в Харьковской области.
«С самого начала я отчаянно положила всю свою жизнь на эту помощь»
— За этот почти год мне удалось сделать очень многое. Мы начинали с того, что я выносила собственные вещи из дома. С самого начала я отчаянно положила фактически всю свою жизнь и всё своё время на эту помощь. Мы очень многого достигли за год почти без копейки денег на личной инициативе. На сегодняшний день мы приняли 5,5 тысячи заявок, после обработки и подтверждения данных выдали 3512 . Это уже 27-28 тысячи людей, которым нам удалось комплексно помочь и поддержать их не только гуманитарной помощью, морально. Мы устраивали праздники, мероприятия, у нас была Новогодняя ёлка. К концу года мы получили очень высокие результаты. С одной стороны, мы вышли на большой объём помощи, а с другой — получили огромный уровень доверия спонсоров, благотворителей и простых людей, которые помогали чем могли, видя нашу систему работы, — рассказывает Юлия Немчиновая.
Девушке вместе с другими волонтёрами удалось выстроить строгую систему учёта и выдачи гуманитарной помощи нуждающимся, чтобы исключить возможность мошенничества. Для этого они просили получателей расписываться под заявкой о помощи, а также делали фото и видеоотчёты.
— Я просила и самих людей фотографировать и снимать на видео то, что они получают, чтобы благотворители, которые привозили гуманитарную помощь, видели, что помощь реально доходит до людей. Эта система позволила нам очень быстро вырасти в большую структуру, — объясняет волонтёр.
В сентябре Немчинова решила создать НКО, потому что их волонтёрское движение «стало не просто личной инициативой, а приняло форму общественной организации». Чтобы получить помещения для работы, получать гранты и помощь от официальных организаций и коммерческих структур, волонтёрам был нужен юридический статус.
Перед девушкой стал выбор: создать собственное НКО либо присоединиться к уже существующей организации. Она выбрала второе и присоединилась к организации «Путь в будущее». Ей пришлось это сделать, чтобы обойти ограничения, которые есть у только что зарегистрированных НКО, и немедленно приступить к оказанию помощи нуждающимся.
— Первый вариант был более безопасным, но он был плох тем, что до трёх месяцев уходило на регистрацию организации. Но даже после регистрации и оформления нужно было ещё время. Например, чтобы подавать заявку на получение президентских грантов, нужно проработать не менее полугода. При этом максимальная сумма гранта не может превышать 500 тысяч рублей, а для получения большей суммы НКО должна просуществовать год. У нас всегда экстренные [сборы], и времени на это у нас просто нет. Поэтому, когда мне предложили поработать с уже существующей НКО «Путь в будущее», я согласилась на правах того, что мне предоставили полные полномочия руководить ей и право стать председателем этого НКО, — поясняет волонтёр.
Юлию официально не стали оформлять как председателя организации. Формально в НКО «Путь в будущее» она числилась как волонтёр, хотя, по словам Немчиновой, именно она занималась организаторской работой, оформлением документов и получением помощи от благотворителей.
— Я получила все документы, все разрешения на деятельность и так далее. Такой вариант работы с НКО на тот момент казался мне самым логичным. Я начала выходить на разные организации и фонды, нам начали привозить существенные объёмы помощи, — рассказывает девушка.
Официально учредителем и руководителем организации является Максим Шевцов. Организация появилась в 2019 году и позиционирует себя как «белгородская региональная организация развития молодёжных инициатив».
После прихода Юлии волонтёрам начали помогать благотворители из разных городов: Тамбова, Липецка, Москвы, Санкт-Петербурга. Затем городская администрация выделила НКО два помещения для складов, которые волонтёры самостоятельно отремонтировали. В одном из них они выдавали гуманитарную помощь, а другое приспособили под склад одежды. В каждом помещении работала отдельная команда волонтёров.
— Всё, что можно было сделать своими силами, беженцы сделали за свой счёт. Люди, которым мы когда-то помогли, в благодарность помогли нам в ответ. Тогда мы наконец-то получили свой дом. Мы сделали его уютным: разрисовали стены, поставили мебель. Каждый сантиметр этих помещений был для нас чем-то важным, — вспоминает Юлия.
«Я случайно увидела, как с расчётного счёта начали уходить деньги»
Кроме этого, команда Юлии организовала систему медицинской помощи для украинских беженцев в Белгороде. Благодаря этому, вынужденные переселенцы могли бесплатно получить лекарства и медицинскую помощь. В организации социально-медицинской помощи волонтёрам помогла некая «крупная организация» (Юлия не называет её из-за соображений конфиденциальности). С ней волонтёры сотрудничают с конца лета 2022 года.
— Когда наша система взаимодействия с этой организацией уже была выстроена, её руководство предложило профинансировать нашу программу через расчётный счет по целевому договору, где было бы указано, на что пойдут выделенные средства. У нас был контракт, было соглашение, там были прописаны все условия, создан отдельный расчётный счет, с которого должны были идти целевые деньги на целевые нужды. 10 января на счёт НКО «Путь в будущее» была перечислена большая сумма денег, — рассказывает волонтёр.
Именно из-за полученных целевых денег у Немчиновой произошёл конфликт с учредителями НКО «Путь в будущее». Как рассказывает Юлия, 23 января 2023 года она увидела, что с расчётного счёта списываются средства, и эти деньги тратятся не на медицинский проект, как было указано в договоре с благотворителями. По информации Юлии руководители НКО на эти средства закупили подарки для студентов ко Дню студента.
— Естественно я не могла не отреагировать. Понимая, что уже нарушаются условия договора, и это может повлечь за собой серьёзные последствия, я подняла вопрос о том, что я обязана сообщить об этом благотворителям, и сообщила учредителям, что это нарушение договора, и так делать нельзя. Я не знаю, возможно ко мне отнеслись несерьёзно или меня не поняли, но я сразу сообщила благотворителям, что происходит нарушение договора, и сказала, что нужно срочно решать этот вопрос, — объясняет свою позицию Немчинова.
«У дверей нашего склада стояли два человека с автоматами»
После этого учредители НКО забрали у Юлии ключи от складов волонтёрской организации и заявили, что «Путь в будущее» «больше не нуждается в её услугах». Охранять помещения, по словам Немчиновой, поставили двух вооружённых автоматами охранников.
— У меня фактически забрали всё. Юридически они правы, потому что по актам всё действительно приходило на НКО «Путь в будущее», но если мы берём моральную сторону вопроса и в принципе понятие волонтёрства и помощи, то фактически это был рейдерский захват. Меня не пустили даже забрать свои личные вещи. Там остались вещи девочек, наши вещи. Никакого акта передачи не было, просто у нас забрали ключи и выгнали с двух складов. Когда у меня утром отобрали ключи, я не успела сообщить девочкам эту ситуацию, и они утром приехали как всегда на работу, а возле дверей стояли два человека с автоматами и охраняли эти двери. Когда они также спросили, могут ли забрать личные вещи, им не разрешили это сделать, — рассказывает Юлия Немчинова.
Все заявки беженцев остались у девушки, кроме тех, что в бумажном виде лежали на столе на одном из складов. Но в группе «Десятого круга» сообщили, что все анкеты оказались у них, и они будут оказывать по ним помощь. Получается, что у Юлии есть данные, но нет возможности помочь людям, а у «Десятого круга», который сейчас владеет гуманитарной помощью, нет данных беженцев.
— У меня было к ним предложение: «Даже если вы считаете, что я должна уйти, дайте мне возможность хотя бы за неделю под вашим контролем выдать гуманитарку по текущим заявкам». Там такой объём, что даже если беспрерывно её будет выдавать большое количество людей, для этого всё равно потребуется не меньше недели. Я предложила этот вариант, несмотря на конфликт, но они, наверное, посчитали, что кто-то другой справится лучше, — поясняет Юлия.
Параллельно в группе «Десятый круг» администратор опубликовал сообщение, что две НКО «Путь в будущее» и «Десятый круг» объединяются. При этом саму Юлию Немчинову в этой же группе стали обвинять в мошенничестве.
— Они написали, что Юлия Немчинова является мошенницей, что якобы я украла какое-то огромное количество гуманитарной помощи. Меня просто очерняли, на меня началась травля. К этому подключились какие-то неизвестные мне люди. Они начали писать в чатах, распространять слухи о том, что я якобы тоннами куда-то вывожу гуманитарку, что это не достаётся людям, что я очень обогатилась на этом и так далее. Дошло даже до обсуждения моей личной жизни, мужа, детей, внешности. Очень тяжело и трудно это всё переносить, когда ты понимаешь, что прав, и ничего этого не сделал, когда ты искренне работал на благо людей. Эта травля распространилась не только в Белгороде, но и по волонтёрским чатам и группам по всей России, — продолжает свой рассказ девушка.
Публичная травля закончилась, когда Немчинова «остро подняла вопрос о средствах и мошенничестве».
«Люди меня защитят, и это самое главное»
Многие из тех, кому Юлия помогала, поддержали её в непростой ситуации. Теперь Немчинова планирует вернуться к первому сценарию и создать собственную НКО, несмотря на возможные сложности в начале работы.
— Я вижу, что все люди, которые нам помогали, привозили помощь, кто были у нас на складе, бескомпромиссно поддержали нас. Люди начали массово писать мне слова поддержки, обращаться к губернатору, а кто-то даже жалобу написал в полицию из-за клеветы. Люди очень эмоционально отреагировали, потому что они видели, кто выдавал им помощь. Я благодарна всем, кто поддержал меня, кто написал, позвонил. Некоторые даже хотели митинг собрать, но я вовремя их остановила. Люди встали на мою сторону, они меня защитят, — и это самое главное. С такой поддержкой я пойду вперёд, не оставлю их, не брошу, и мы сделаем ещё больше. Я не буду унижаться и давать ответ, потому что знаю, что любая война и подобный конфликт идёт не в пользу интересов тех людей, для которых мы это делаем.
Мои планы на сегодняшний день — подготовить и подать документы для открытия собственной НКО. Я буду продолжать и дальше заниматься волонтёрской деятельностью, но уже не буду ни от кого зависеть и буду отвечать за всё сама и делать всё сама. Волонтёрская команда в полном составе полностью поддержала меня, и ни один человек не усомнился во мне. Объединённой организации я желаю только удачи и успехов. Если у кого-то есть ко мне вопросы, я готова предоставить компетентным органам полную отчётность о проделанной мной работе, — заключает Юлия Немчинова.
На момент, когда мы общались с Юлией (30 января — прим. Ф.) склады с гуманитарной помощью, которые занял «Десятый круг», ещё не работали из-за «проводящейся инвентаризации». 1 февраля в группе «Десятый круг» появилась информация, что заработал склад, где беженцам выдавали одежду. Если представители НКО «Путь в будущее» и «Десятый круг» пожелают представить свою позицию по данной ситуации, редакция всегда готова сделать это.
Сейчас Юлия всё ещё не может забрать свои личные вещи, её не пустили на склад даже после того, как она договорилась об этом с новыми формальными владельцами помещений.