«Клуб Добряков»
Екатерина Немцева и Юлия Суворова — мамы детей с особенностями развития и координаторы благотворительного проекта, кураторы белгородского отделения «Клуб Добряков», который поддерживает детей-инвалидов и их родителей. У «Клуба» нет ни офисов, ни финансов — люди помогают ему безвозмездно.
— Я сейчас больше организатор: планирую акции, принимаю заявки о помощи, консультирую родителей, которые только столкнулись с ментальным диагнозом ребёнка. После начала «спецоперации» всё перевернулось с ног на голову. Можно сказать, у нас был достаточно крепкий песочный замок из благотворителей, волонтёров и своей структуры, но его смыло волной. С запретом Instagram* мы потеряли охваты, многие благотворители просто исчезли, так как среди них были украинцы. Кто-то уехал из-за повышения цен, продал свой бизнес.
Наши подопечные из-за обстрелов боялись идти на мероприятия, поэтому в начале «спецоперации» мы взяли с ними паузу. Я сама жена военного пенсионера, так что понимала их страх. Но по себе могу сказать: пока сидела и прислушивалась, меня только сжирало чувство беспокойства, плохо спала. А как взялись опять за дело, жить стало намного легче.
Сейчас мы помогаем многим беженцам. Недавно привезли девчушку из Харькова с мамой и братом: они пошли в магазин и попали под обстрел. Мы с волонтёрами дали им одежду, посуду и другие вещи первой необходимости. Потом нам передали от мамы письмо. Я храню его, чтобы не сидеть на месте. Оно доказывает, что мы кому-то нужны. К сожалению, волонтёров стало меньше, большинство уехало из города: было 20 человек, а осталось восемь. Работает, в основном, костяк «старичков» — те, кто и ползком до цели дойдёт. В «Клубе» я курирую проект «Дни красоты для мам и детей». Для детей акцию парикмахерская «Чуб-Чик» не остановила ни на день, по-прежнему стрижёт их, даже когда пугали эвакуациями, а вот с днями красоты для мам туго — они только возобновляются в июне, поскольку многие наши спонсоры отменяли мероприятия, — рассказывает Немцева.
Юлия Суворова курирует проект «Добрый торт» — это акция от кондитеров, бесплатно готовящих торты для детей с особенностями развития.
— Кондитерам тяжело помогать из-за повышения цен, также у них стало меньше заказчиков — соответственно, меньше возможности помочь, поэтому мы на месяц приостановили проект. Сейчас возобновили, но в ограниченном количестве: если раньше было 15–17 детей в месяц, то сейчас 3–5.
Родители и дети спокойно реагируют на отмену. Жаль, конечно, но куда деваться. Опять-таки, мы и раньше не гарантировали, что кондитер найдётся — это не что-то обязательное, что должны предоставить по требованию. Это акт доброты по желанию кондитера, — объясняет Юлия.
Наталья Емельянова — куратор проекта «Коробка Храбрости» по сбору игрушек для детей в больницы, — наоборот, говорит о достижениях.
— С началом «спецоперации на Украине» игрушек стало в 3-4 раза больше. Раньше мы забирали одну, максимум две полные коробки в месяц и понемногу пополняли все пункты, часто коробка даже пустовала. Я очень переживала по этому поводу и про себя молилась, чтобы добра в нашем городе становилось больше. Несмотря на все последние события, теперь мы стабильно забираем по две коробки в неделю из гипермаркета «Бубль-Гум» в торговом центре «Семейный» и в «МегаГринне». Именно с марта этот магазин выручает все наши пункты выдачи.
Оказалось, в «Бубль-Гум» появилась кассир, которая рассказывает всем о нашем проекте, и люди не проходят мимо. За ней стали повторять другие кассиры — и вот результат. Детки, все сотрудники больниц, стоматологий и поликлиник очень благодарны, постоянно передают «огромное спасибо». Это помогает и медперсоналу в работе, и деткам переносить болезненные процедуры, а также скрашивать больничные будни наших храбрецов. Мы верим, что наши коробки храбрости наполнены не игрушками, а лекарством от страха и боли.
Люди стали более отзывчивыми к чужому горю, беде. Милосердными. Это заметно по их добрым делам. Всегда, когда разбираю и раскладываю игрушки по пунктам выдачи, благодарю всех людей за их доброе сердце. Я уверена, что они это чувствуют. Их добро возвращается к ним обратно в большей мере, — радуется Наталья.
Как помочь «Клубу Добряков», можно узнать в их группе «ВКонтакте».
«Каждый особенный»
Наталья Злобина — основатель и президент фонда «Каждый особенный». Проект помогает детям и взрослым с нарушениями психологического развития, а также их семьям в Белгородской области.
— Мы работаем, как и прежде, потому что люди с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными особенностями всё так же нуждаются в лучшем настоящем и будущем, их трудности никуда не делись.
Пожертвования сильно сократились, и мы понимаем, что психологическое состояние и настрой людей сейчас не в лучшую сторону. Тем не менее, мы очень рассчитываем на посильную поддержку каждого и благодарны всем, кто сегодня находит силы смотреть в сторону самой уязвимой части общества — людей с ментальными особенностями и их семей, поддерживать работу нашего фонда.
С другой стороны, я не могу не отметить и позитивную сторону той работы, которую ведёт наш фонд в текущей ситуации. Мы занимаемся системной благотворительностью, наши проекты реализуются в государственных учреждениях — поликлиниках, службах ранней помощи, детских садах и школах, мастерских для подростков. В этих проектах большая часть расходов уже бюджетная, например, зарплата педагогов и других специалистов, частичное оснащение и так далее.
Как раз в сегодняшних событиях можно измерить социальный эффект нашей работы на устойчивость. Фонд пострадал в плане пожертвований, но проекты в государстве продолжают работать, дети продолжают посещать ресурсные группы и классы в садах и школах, а семьи с малышами — службы ранней помощи. Это очень важно, и этому мы рады. Сейчас у нас острая нехватка ресурсов, в основном, для новых проектов и частично для сопровождения текущих.
Оборудование и товары подорожали в два, а где-то даже в три раза. Например, очень подорожала компьютерная техника, айпады. Материально-техническое оснащение — это важная составляющая каждого нашего проекта.
Мы в прежней команде фонда, но нуждаемся в расширении штата. Средства нужны и для этого. Количество волонтёров у нас растёт, люди откликаются на мероприятия и проекты — это прекрасно, — говорит Наталья.
Помочь фонду «Каждый особенный».
«Синяя птица»
Ольга Димченко — исполнительный директор общественной организации «Синяя птица», которая помогает семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра и с другими ментальными нарушениями.
— В первые две недели после начала «спецоперации на Украине» мы остановили проведение занятий для детей, так как и сотрудники, и родители были напуганы. Но потом провели опрос, и большинство проголосовали за продолжение занятий. Поэтому занятия возобновили, сейчас работа ведётся в полном режиме.
Из нового — к нам стали обращаться беженцы с детьми с ментальными нарушениями. Принимаем, помогаем. У нас всегда было мало пожертвований, потому что мы неактивно занимаемся фандрайзингом (сбор пожертвований — прим. Ф.). Сейчас стало больше, так как начали заниматься им более активно. Я бы сказала, что на нашу работу «спецоперация на Украине» не повлияла, — заключает Димченко.
Помочь общественной организации «Синяя птица».
«Святое Белогорье против детского рака»
Евгения Кондратюк — директор благотворительной организации «Святое Белогорье против детского рака», которая помогает тяжелобольным детям и детям с тяжёлыми неизлечимыми заболеваниями. Организация покупает медицинские материалы, дорогостоящее оборудование, оказывает психологическую помощь и разрабатывает реабилитационные программы для детей, которые перенесли онкологические заболевания.
— У нас появились новые благополучатели — беженцы. Мы помогли уже более чем 600 беженцам. Многие платежи из-за работы платёжных систем мы теперь не получаем: речь о рекуррентах (автоплатежи без регулярного подтверждения владельца карты — прим. Ф.), и, конечно, это большой удар для нас. Мы потеряли около 30 процентов пожертвований.
Закупка оборудования тоже усложнилась. Например, сейчас ожидаем специальный манекен для тренировки навыков ухода за тяжелобольными детьми — сроки поставки значительно задерживаются. Зато сотрудники все на посту, продолжают делать добро и помогать людям. Волонтёры, в основном, тоже все с нами. Сейчас работаем вдвое больше, — говорит Евгения.
Помочь благотворительной организации «Святое Белогорье против детского рака».
«Луч света»
Наталья Смолянина — председатель благотворительного фонда «Луч света». Фонд помогает детям-инвалидам: организует праздники, поездки и представления.
— В этом году из-за «спецоперации» мы не проводим семейные лагеря «Парус мечты» — граница в 12 километрах от нашего лагеря. Но мы не смогли оставить детей без лагеря, они его ждали год. В июле везём ребят на море, проведём лагерь на побережье в Кабардинке.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья путёвка бесплатная. Часть оплачиваем мы из средств фонда, а другую часть — добродетель Юлия Алексеева, за что мы ей очень благодарны. Остальные мероприятия проводим в рамках гранта с театром кукол.
С февраля по апрель пожертвований вообще не было, а сейчас приходят поступления. У нас изначально было немного волонтёров, одна теперь уехала из города, — рассказывает Наталья.
Помочь фонду «Луч света» можно по реквизитам из документа.
* — Деятельность Meta, Facebook и Instagram признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации. Мы обязаны это указывать по требованию российского законодательства.