«Она к вам прилетела, вы её и поддерживайте». Журналистка «Фонаря» поехала в отпуск в Молдову и застряла за границей из-за закрытого аэропорта

Из-за «специальной военной операции на Украине» приграничные страны закрыли небо. Наш обозреватель Валерия Мохначёва до начала «спецоперации» полетела в Молдову. Теперь она не может попасть в Белгород из Кишинёва. Оказавшись на неопределённое время в состоянии неизвестности, она воспользовалась моментом, чтобы рассказать, как работает российский МИД и посольство с туристами, как относятся молдаване к происходящему на Украине и поменялось ли их отношение к русским.

Как я оказалась за границей без возможности вернуться домой

— Я решила слетать в столицу Молдовы как турист к своим знакомым. Сделала загранпаспорт и купила билеты туда и обратно. В Кишинёве я нахожусь уже больше двух недель, хотя мой официальный отпуск закончится ещё 27 февраля. За день до его окончания я уже должна была быть в Белгороде и готовиться к рабочей неделе. Но мне до сих пор не удаётся вернуться домой из-за закрытого неба в стране.

В день начала «спецоперации на Украине» — 24 февраля — с самого утра мне начали писать мои знакомые из других городов России с вопросом: «Правда ли в Белгороде слышны взрывы?». Я связалась со своими родителями и сестрой. Оказалось, правда. На какое-то время меня охватила паника, потому что я не понимала, какая на самом деле обстановка в Белгородской области, угрожает ли что-то моей семь или нет.

Больше всего нагнетали неофициальные телеграм-каналы, которые распространяли совсем разные информацию. Читая всё подряд, я пыталась получить объективную картину происходящего и понять, стоит ли мне переживать за своих родных и знакомых. Благо, всё мое окружение не стало поддаваться панике, скупать всё подряд в магазинах, убегать из города и распространять слухи.

Благодаря их оценке происходящего мне удалось немного успокоиться и не думать о плохом, хотя я продолжала читать телеграм-каналы и следить за ситуацией. Когда я узнала, что во всех городах России, которые граничат с Украиной, закрыли аэропорты — у меня даже не закралась мысль, что я не смогу улететь домой. Ведь якобы Молдова хоть и граничит с Украиной, но «спецоперация» никак не касается её западной части, да и вообще прилетаю я в Москву, а не Белгород. Мне казалось, что самолёт просто облетит Украину через Румынию, и полёт не увеличится больше, чем на час.

Через какое-то время в сети появилась информация, что Молдова закрыла своё небо для полётов из-за боевых действий в соседней стране до 4 марта. Тем не менее даже через пару часов мне не прислали какую-либо информацию о том, что мой рейс отменяют или переносят. Тогда мои знакомые из Кишинёва предложили мне самой связаться с пограничным контролем Молдовы и узнать, отменят ли мой авиарейс на 26 февраля.

Я позвонила в ведомство, мне сказали, что самолёты смогут вылететь в Россию и для этого сейчас нет препятствий. Как иронично, что когда закончился разговор в ту же минуту мне пришло оповещение от авиакомпании, что мой рейс отменяют. Точную причину, конечно же, не сообщили, но предложили улететь с доплатой 16–50 тысяч рублей с пересадками 27 февраля или вернуть деньги за билет.

«Что-то тут не так, небо закрыли до 4 марта, а мне предлагают улететь 27 февраля», — подумала я. Из-за этого просто решила оформить возврат из-за отмены рейса. Кстати, я брала самый дешёвый билет без страховки, поэтому деньги мне, вероятнее всего, никто не вернёт. Кто же знал, что пока я буду в отпуске две недели, мир перевернётся с ног на голову, и некоторые аэропорты закроют.
Скрин с альтернативными вариантами отменённого авиарейса

#своихнебросаем

Пока я была в полном шоке и не знала, что мне теперь делать из-за отмены авиарейса, мои знакомые молдаване позвонили в российское посольство. Они кратко рассказали, что к ним прилетела гражданка РФ, которая не знает, как вернуться домой. В посольстве подтвердили, что небо закрыто до 4 марта, и других альтернативных способов вернуться в Россию пока нет. Там моим знакомым посоветовали ждать возобновления авиасообщения. Тогда они решили узнать, окажет ли посольство какую-нибудь мне помощь в связи с отменой рейса. «Она к вам прилетела, вы её и поддерживайте», — ответили моим знакомым по телефону. «И не поспоришь, — подумала я, — #своихнебросаем».

Шутки шутками, но паника, что я не смогу улететь домой даже после открытия неба над Молдовой, заставила меня в тот же час начать мониторить авиарейсы на 5 марта — когда предположительно уже будет открыт аэропорт. Это была самая неадекватная идея за последнее время, потому что я не подумала о том, что всё может ещё миллион раз поменяться.

В голове были мысли, что билеты будут стоит гораздо дороже или из-за наплыва желающих улететь в Россию, и их быстро раскупят, а мне вообще-то нужно быстрее вернуться домой и пойти на работу — я не могу позволить себе ждать. Вот так я и взяла ещё один билет, только теперь от «Аэрофлота», а не от местной компании. Мне казалось это отличной идеей, ведь на сайте авиакомпании было написано, что она вернёт деньги, если рейсы отменят из-за ситуации в Украине. И, конечно же, я не могла подумать о том, что ждать решения по возращению денег за билет я буду около трёх месяцев. В своё оправдание могу сказать, что тревожность моей семьи не давала мне в полной мере оценивать обстановку достаточно трезво, поэтому получилось, что получилось.

На следующий день — 25 февраля — стала появляться информация, что некоторые европейские страны закрыли своё небо для российских самолётов. Среди них оказались Польша, Великобритания, Чехия, Болгария. Рубль начал стремительно падать по отношению к другим валютам, в том числе и местной — молдавскому лею, а в новостях — проскакивать информация, что российские банковские карточки не будут работать за пределами РФ. Это всё означало, что я могу либо остаться полностью без денег в другой стране, либо моя жизнь станет дороже. Грела мысль о том, что у меня есть билет на самолёт.

На следующий день — 26 февраля — я проснулась и сразу же зашла почитать новости. Ранним утром пришло уведомление от «Аэрофлота», что мой рейс отменили — детали не уточнили.

Я захожу в интернет, чтобы понять, по какой причине это могли сделать. Сначала подумала, что Молдова продлила закрытие аэропортов и после 5 марта, но такой информации я не нашла. Зато примерно за час до отменённого рейса своё небо для российских самолётов закрыла Румыния, и обещали это сделать все европейские страны. Скорее всего, «Аэрофлот» планировал облетать Украину через Румынию, но теперь этого сделать невозможно. Другими способами попасть в Россию тоже не получится, так как у меня нет шенгенской визы.

Получается, что я закрыта в стране, окружённой Украиной, в которой идёт «военная спецоперация», и Румынией, которая входит в состав ЕС и не пускает граждан РФ на свою территорию без визы.
Инфографика: rbc.ru

В телеграм-канале «Фонаря» нашла информацию от управления по туризму Белгородской области о том, что «проблем с возвращением белгородцев домой из-за приостановки перелётов нет». Довольно интересное заявление при сложившейся ситуации. Также в посте была информация, что звонки от туристов, столкнувшихся с проблемами, принимают на всероссийской «горячей» линии 8 (800) 200-34-11. Я позвонила туда и мне сказали, что занимаются вопросами туристов, застрявших в регионах России. Тут — мимо, я, к сожалению, даже в Россию не могу попасть, поэтому пришлось звонить на дополнительную линию для белгородцев 8-951-131-00-01.

Там записали данные, что я живу в Белгороде, но застряла в Кишинёве, прислали общую информацию о том, что делать россиянам, оставшимся за границей. Конкретно по Молдове не смогли сориентировать, сказали, что никакой информации по этому поводу им не поступало, но если поступит — они обязательно со мной свяжутся. Также они посоветовали заполнить онлайн-форму для приёма обращений на сайте штабтуризм.рф. Я сообщила всю требующуюся информацию, а также скачала мобильное приложение «Зарубежный помощник», который советовали установить в памятке от Ростуризма.

«Зарубежный помощник»

Про это приложение можно рассказывать вечно, я испытала абсолютно весь спектр эмоций, пока пыталась понять, как оно работает. Если кратко, то я даже не смогла зарегистрироваться в нём со своего временного молдавского номера, почему-то приложение требовало только российский. Я, конечно, смогла вставить свою российскую симку в телефон и получить код подтверждения по СМС, но какой в этом смысл, если в телефоне всего один разъём для сим-карты — мне всё равно пришлось вставлять молдавскую симку, потому что только на ней есть интернет (в этом плане иметь iPhone оказалось недальновидным решением, но ничего — походу это мой последний iPhone). Как в случае чего со мной собирается связываться МИД РФ — я тоже не представляю. Но это только полбеды.

Скрины с обращениями о проблеме

Приложение абсолютно не отображает текст, который я пишу в нём — нечитаемые белые символы. То есть я заполняла буквально наугад всё — от номера телефона до города, в котором я застряла. Ладно. С этим хотя бы можно справиться, а вот указать с какого числа я нахожусь в стране и отправить данные в МИД России я не могу. Период пребывания можно отметить только с текущего дня, как и день, до которого я собираюсь находиться в Молдове. Мне пришлось отправить в МИД данные о том, что я нахожусь в Кишинёве с 28 февраля 2022 года по 28 февраля 2022 года!

Теперь в МИДе могут отчитаться, что я сама смогла покинуть страну. Забегая вперёд, я хочу сказать, что 2 марта мне всё-таки удалось отправить ещё кое-какие данные в министерство иностранных дел РФ — теперь можно указать любую дату в графе до какого числа я планирую находиться за границей, а вот первая дата всё равно текущая. Указала, что планирую тут оставаться до 1 апреля — может меня вывезут в День дурака.

Скрины из приложения «Зарубежный помощник»

После всего этого в официальных источниках сообщили, что Росавиация, Ростуризм и МИД организуют вывоз россиян из Европы. Мне казалось, что вот оно — несколько дней и график рейсов скоро сформируют в том числе и из Молдовы. Но как оказалось, вывозить туристов, в первую очередь, планируют из тех стран, где их застряло больше всего. А Кишинёв, как известно, не является популярным местом отдыха россиян, тем более в феврале. По данным Ростуризма и Росавиации на 3 марта прорабатывались рейсы из Венгрии, Франции, Кипра, Швейцарии, Германии и Нидерландов, также уже организовали вывоз россиян из Болгарии, Мексики и Доминиканской республики.

Стоит отметить, что я отправила просьбу вернуть меня в Россию ещё и на специальную почту МИД РФ — [email protected]. Пока что ни одно из ведомств мне даже не ответило. Позже власти Молдовы сообщили, что небо абсолютно для всех самолётов будет закрыто до того, как закончится «специальная военная операция на Украине». Боюсь, что как раз-таки окончание спецоперации — это мой единственный шанс вернуться домой.

Хоть мне никак не помогли в посольстве и даже приблизительно неизвестно, до какого числа я буду находится в Кишинёве, моей жизни ничего не угрожает (а вот про здоровью — уже спорный факт). Из-за того, что я заболела за границей без оформленной медицинской страховки, обращение к врачу мне обойдётся дорого (поэтому я этого и не делаю). Я прилетела в Молдову с двумя штанами, тремя футболками и одним свитером, потому что на тот момент в стране было 16 градусов тепла. Теперь же тут идёт снег, а я хожу в летних кроссовках и в лёгкой куртке, потому что не планировала задерживаться тут больше двух недель. Хотя то, что я не ночую в метро или подвалах, — уже великолепно. Грех жаловаться — многим сейчас гораздо хуже.

Что происходит в Молдове из-за ситуации в Украине?

Я не претендую на объективность. Всё, что я описываю сейчас, — моё субъективное мнение, которое я строю, основываясь на информации местных СМИ, мнении знакомых молдован, комментариях из соцсетей и том, что я увидела своими глазами. Как оказалось, в день начала спецоперации в Украине, в Молдове тоже были слышны звуки взрывов. Об этом писали молдаване в местных пабликах «ВКонтакте». Лично я ничего не слышала в Кишинёве, мои знакомые тоже. О начале спецоперации они узнали также из СМИ и телеграм-каналов.

Когда я только приехала в Кишинёв, чтобы посчитать, сколько стоит тот или иной товар, мне нужно было умножать ценник примерно на 4,5, теперь нужно умножать на 6. Это значит, что для меня жизнь за границей всего за пару дней подорожала больше, чем на 30 процентов. Российские карточки тоже скоро прекратят свою работу за границей. Ещё из-за кибератак на сайт Госуслуги, теперь он не работает для пользователей, находящихся за пределами РФ. И это учитывая то, что перед возвращением в Россию каждый гражданин должен заполнить специальную анкету на сайте и предоставить её при пересечении границы.

В день начала «спецоперации» в Молдову въехало несколько тысяч украинцев, они стояли в огромных очередях. Как писали в соцсетях местные жители, большая пробка была и в одну и в другую сторону. Они предполагают, что это связано с тем, что многих украинцев разворачивали назад. Также не все из беженцев решили остаться в стране, многие из них ехали дальше в Европу, пересекая границу с Молдовой и Румынией. По данным МВД Молдовы, по состоянию на 3 марта на территории страны находятся больше 61 тысячи граждан Украины, из них 23 тысячи — несовершеннолетние. С 24 февраля по 3 марта в Молдову прибыли 136 тысяч украинцев, из них 3,2 тысячи — через румынскую границу. Покинули Молдову за это время 74,8 тысячи украинских граждан, из них 5,7 тысячи — вернулись обратно в Украину, остальные — в Румынию. Убежище в Молдове запросили 1,7 тысячи человек, из которых 973 — граждане Украины. По данным мэра Кишинёва, 90 процентов людей, которые въезжают в страну из Украины, направляют в столицу.

Это что касается сухих фактов, что же на самом деле происходит на границе Украина — Молдова рассказывают местные жители в социальных сетях. Молдаване жалуются, что среди украинцев всё-таки встречаются такие люди, которые думают лишь о собственном комфорте. Часто вижу, что местные комментируют примерно одну и ту же ситуацию, которая повторяется на границах: люди жалуются, что сами помогают беженцам, которые переходят границу с Молдовой, предлагают им еду и воду, но часть украинцев, которая въезжает на люксовых машинах с большим количеством денег, не отказывается от бесплатной помощи. Как говорят местные, такие украинцы даже собственному народу помочь не хотят — едут в полупустой машине и даже не предлагают тем же беженцам, которые идут пешком, элементарно подвезти их.

Судя по видео, которые размещают молдаване в соцсетях, некоторые украинцы привыкли к шикарным условиям и требуют этого от местных жителей. По словам волонтёра с видео, им недостаточно только спального места — они хотят бассейн. Да и вообще молдаване жалуются, что украинцы высказываются о Кишинёве, где больше всего сейчас размещено беженцев, как об общежитии, в котором им приходится жить. Встречались случаи, когда люди приглашали пожить к себе знакомых из Украины, а те воровали у хозяина деньги и ценные вещи. Несмотря на такие, пусть и не единичные случаи, местные жители и власти Молдовы поддерживают граждан Украины и сочувствуют им. По данным мэрии столицы, в городе обустроили 44 пункта для размещения беженцев. Им помогают всем необходимым за счёт бюджета страны и волонтёров, которых тоже здесь немало.

За несколько дней «спецоперации» местные власти зарегистрировали акт вандализма — памятник героям Великой Отечественной войны раскрасили в цвета украинского флага. В Кишинёве тоже произошло что-то похоже, только разукрасили не памятник, а советскую заброшенную гостиницу и написали сверху «Нет ***** [«специальной военной операции на территории Украины»]». Несмотря на такие случаи, в стране нет ненависти к русским, что сейчас можно заметить в других европейских странах. Скорее всего, из-за того, что Молдова — многонациональная страна, в которой проживают много как русских и украинцев, так и людей других национальностей. Ещё влияет то, что власти страны никак не хотят вмешиваться в конфликт между двумя государствами, занимая нейтральную позицию в этом вопросе. Из-за этого какой-либо пропаганды именно от властей тут не встретишь, но что будет дальше предугадать сложно.

Но несмотря на отсутствие ненависти к русскому народу, здесь всё-таки присутствует негодование по поводу решения российских властей. Если кратко и без оценки — часть населения принимает позицию, что власти России виноваты в том, что теперь они будут жить хуже. Другая часть считает, что это [спецоперация на Украине] было необходимым шагом для страны, а третья — воздерживается от оценки происходящего. Сказать, что какая-то сторона преобладает среди населения, я не могу, потому что это будет крайне необъективно. Также я встречала позицию местных жителей, которые жалуются на приехавших жителей Украины. Якобы именно из-за них возможны случаи мародёрства, безработицы, хулиганства и ненависти к русскоговорящим. Некоторые молдаване также не понимают, почему власти помогают беженцам, а собственному бизнесу во время пандемии они помочь не смогли.

Фото: vk.com/kisinev

Что касается жизни самих молдаван — она у них тоже поменялась, но не так существенно как у россиян или украинцев. Когда «спецоперация» только началась, у многих местных жителей потерялись посылки в Украине (через эту страну у них идёт большинство отправлений) — от этого в первую очередь пострадали люди, которые заказывают что-то оптом для своего бизнеса.

До 24 февраля молдаване ездили в Украину покупать сырье или просто работать — сейчас они этого сделать не могут. Ещё тут упала местная валюта — молдавский лей, поэтому люди также начали массово скупать евро и доллары, а также заодно макароны и гречку в магазинах. Ситуация в Украине привела к тому, что здесь тоже всё подорожало. Предприниматели, прямо как и в России, не знают, насколько повышать свои цены, и сколько ещё будут расти цены за сырьё и материалы. Сами молдаване пока не видят поводов для эмиграции, но многие считают, что военный конфликт затронет их жизнь в скором времени ещё больше.

Валерия Урсула

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [день шестой]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [день шестой]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [день седьмой]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [день седьмой]

Куда обращаться и что делать, если вы попали в Белгородскую область по «​зелёному коридору» из Украины​ и ЛДНР

Куда обращаться и что делать, если вы попали в Белгородскую область по «​зелёному коридору» из Украины​ и ЛДНР

«Мы ехали сюда двое суток». Беженцы — о том, как они добирались до Белгорода и о том, что им предлагают делать дальше

«Мы ехали сюда двое суток». Беженцы — о том, как они добирались до Белгорода и о том, что им предлагают делать дальше

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [15-й день]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [15-й день]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [26-й день]

«Военная спецоперация на Украине». Что происходит в Белгородской области [26-й день]

Семья из Украины рассказала, как на пункте пропуска в Ровеньках им помог местный житель

Семья из Украины рассказала, как на пункте пропуска в Ровеньках им помог местный житель

​Песочный замок. Как «спецоперация на Украине» повлияла на благотворительность в Белгородской области

​Песочный замок. Как «спецоперация на Украине» повлияла на благотворительность в Белгородской области

«Я пошла на отчаянный шаг». Марина Микрюкова — об одиночном пикете у белгородского правительства и решении проблемы с брёвнами для солдат

«Я пошла на отчаянный шаг». Марина Микрюкова — об одиночном пикете у белгородского правительства и решении проблемы с брёвнами для солдат