В среду, 9 марта, в редакцию «Фонаря» обратился один из читателей, который сообщил, что заметил возле гостиницы «AMAKS Конгресс-отель», где раньше разместили беженцев из Украины и ЛДНР, толпу людей. Он предположил, что в отель могли заехать новые люди, которые воспользовались возможностью самостоятельно пересечь границу по «зелёному коридору» (напомним, что пока украинская сторона не стала подтверждать два российских варианта выезда из Украины на территорию России по «зелёным коридорам», проходящим через Белгород — прим. Ф.).
Корреспондентка «Фонаря» сама поехала в гостиницу, чтобы на месте пообщаться с несколькими беженцами и выяснить, что произошло. Оказалось, что 9 марта в гостиницу никого не заселяли, а люди временно организованно вышли на улицу, потому что была объявлена эвакуация. По словам постояльцев, причиной её стал звонок о ложном минировании.
***
Захожу внутрь. Многие беженцы сидят на диванчиках на первом этаже гостиницы. Некоторые из них живут здесь ещё с конца февраля, другие же заселились в марте. Среди них есть взрослые люди, но большинство — пожилые, дети и подростки. В «Амаксе» временно разместили беженцев из Украины, Луганской и Донецкой республик.
Когда я вошла в отель, первый, кто обратил на себя внимание, — мужчина в тёмно-синем камуфляже и бронежилете с автоматом. Иногда он общается с беженцами, но большее время просто молча стоит у ресепшн. До этого ещё несколько мужчин в камуфляжной форме зашли в «Амакс», но на первом этаже их не было.
Я поговорила с тремя беженками из ДНР. Одна из них — 17-летняя Лена из Горловки. Вместе с ней — 29-летняя Катя из Докучаевска вместе с семимесячной дочкой и 15-летняя Надя из Макеевки. Надя приехала сюда вместе с мамой. Все девушки добирались до Белгорода на одном поезде — из Таганрога, который прибыл в город 22 февраля.
— Мы добирались тяжело, ехали на поезде двое суток. Сначала пересекли границу, а потом нас посадили на автобусы. С границы мы ехали до Таганрога, потом ждали, пока нас распределят в поезда. Уже в поезде мы долго ждали, пока оставшиеся люди приедут. Потом мы ехали до Белгорода, а затем нас заселили сюда. Мы здесь с 22 февраля. Здесь нас очень хорошо встретили, всё у нас хорошо, — делится со мною Лена.
Её слова подтверждают другие девушки. Они добавляют, что когда они уезжали из Донецка, обстановка там была «печальной». Сейчас тем беженцам, у которых нет русского паспорта, предлагают сделать его, а также предлагают оформить жильё.
— Мне говорят, чтобы я делала российский паспорт и оставалась здесь в Белгороде с ребёнком. Нам предоставляют на год жильё, но сначала нужно сделать российский паспорт, — говорит Екатерина с дочкой на руках.
Женщины добавляют, что в отеле сейчас очень много людей. Всего приехало около 600 человек. Они также рассказывают, что сейчас в «Амаксе» ожидают новых беженцев.
— Раньше в новостях говорили, что приостанавливают эвакуацию, а сейчас её снова начинают, поэтому, скорее всего, в отель заселят ещё людей, — предполагают девушки.
Ещё один беженец рассказал, как эвакуировался вместе с семьёй из Харькова. Владимиру — 35 лет. Он тоже раньше жил в Горловке вместе с женой и двумя маленькими детьми.
— Мы приехали из Горловки, ехали через Харьков. От него уже выезжали сюда. Нас вывезли военные на границу, а там мы уже оформились с ребятами. Оттуда нас забрали автобусы и привезли в город. Было десять автобусов и ещё около восьми машин. В Харькове пока мы оттуда не уехали, не было света четыре дня, мы прятались, было тяжело. В Белгороде нас сначала заселили в спортзал, мы спали на раскладушках, а потом распределили в «Амакс». Мы здесь со 2 марта. Все комнаты сейчас заняты беженцами, людей очень много. Но условия — хорошие, нас всё устраивает, — добавляет Владимир.
По данным пресс-службы областного правительства, за длинные мартовские выходные 625 жителей ДНР, ЛНР и граждан Украины прибыли в Белгородскую область. Они самостоятельно на машинах пересекли границу в пунктах пропуска. Всего же с 22 февраля в регион прибыли 2 532 человека, среди которых — 1 114 женщин, в том числе восемь беременных, и 899 детей, из которых 183 ещё не исполнилось четырёх лет. 910 человек разместили в пунктах временного размещения, 1 154 — поселились у родственников или знакомым, 468 самостоятельно решили снимать жильё.