— Наталья Сергеевна, насколько быстро может развиться алкоголизм?
— Скорость развития болезни варьируются в зависимости от социальной среды, достатка, окружения, причин, по которым человек выпивает, возраста начала злоупотребления и общего состояния здоровья. У кого-то от начала до тяжёлой стадии проходят десятилетия, а кто-то спивается за несколько лет.
— А какую роль здесь играет наследственность?
— Гены родителей определяют лишь вероятность развития алкогольной зависимости. Наследственность — только один из многих факторов, которые способствуют развитию алкоголизма наряду с социальными нормами, культурными традициями, воспитанием.
Генетические тесты позволяют обнаружить набор генов, отвечающих за усвоение алкоголя и за поведение человека. Благодаря этому можно выяснить предрасположенность к алкоголизму, и в случае риска проводить профилактические мероприятия. Например, правильно воспитывать детей, исключить влияние неблагоприятных факторов, а взрослым — решить психологические проблемы, научиться получать удовольствием от жизни иными способами.
— Сколько в области алкозависимых больных?
— За первый квартал 2025 года в области зарегистрировано 8 685 больных с синдромом зависимости от алкоголя, включая алкогольные психозы, показатель на сто тысяч населения составил 578,7. Это на 1,2 процента меньше показателя предыдущего года. За аналогичный период 2024 года было зарегистрировано 8 872 человек, показатель на сто тысяч населения 585,8.
С диагнозом «Употребление алкоголя с вредными последствиями» зарегистрировано 2 173 больных, показатель на сто тысяч населения составил 144,8, что на 2,1 процента больше показателя предыдущего года. За аналогичный период 2024 года было зарегистрировано 2 148 больных, показатель на сто тысяч населения 141,8. Это связано в том числе и с тем, что наркологическая служба Белгородской области путём проведения большого количества профилактических мероприятий и акций выработала доверие у граждан. Люди не бояться обращаться к нам за помощью, особенно те, у кого ещё нет зависимости, а они находятся на ранних стадиях. И безусловно, раннее обращение помогает не допустить перехода из диагноза употребление в диагноз хронической зависимости.
— Как можно помочь больному?
— Что точно не нужно делать, так это относиться к нему, как к инвалиду, решать все его проблемы и пытаться «спасти» любым способом. Жалость не приносит нужных плодов, наоборот, алкозависимые часто привыкают к тому, что все неприятности, следующие за их запоями, должны решать не они, а те, кто рядом.
Поэтому довольно быстро теряют чувство ответственности. Верные помощники в общении с такими людьми — это честность, чёткость и твёрдость. Бывали случаи, когда родные сами покупали алкоголь, чтобы усмирить разбушевавшегося алкоголика. Это неприемлемо. Будьте наготове, когда подступает момент алкогольной ломки: зависимые люди меняют свои убеждения за долю секунды. Поэтому вам лучше подготовиться и выяснить, где находится подходящая наркологическая клиника. Как только зависимый даст согласие на лечение, немедленно записывайтесь на приём.
— Сколько алкоголиков возвращаются к нормальной жизни после лечения?
— Без медицинской реабилитации возвращаются к нормальной жизни порядка пяти процентов. При прохождении пациентом программы медицинской реабилитации — уже 60 процентов. А в случае последующей социальной реабилитации процент становится ещё выше. Существует медицинская и социальная реабилитация. Медицинская реабилитация представляет собой работу с пациентом бригадой специалистов: врач-психиатр-нарколог, психотерапевт, медицинский психолог, специалист по социальной работе по трём блокам. Сюда входят медицинская, психологическая и социальная составляющие.
Фото chatgpt.com
Пациенты включаются в групповые формы работы: психотерапевтические занятия и группы взаимопомощи. Психотерапевтическая работа ведётся также с близкими родственниками пациента. По окончании курса медицинской реабилитации пациент продолжает диспансерное наблюдение у нарколога, и при наличии желания направляется в Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» для прохождения социальной реабилитации. Так что шанс на нормальную жизнь есть у всех.