«Иметь очаг, когда есть вакцина, стыдно». Как в Белгородской области не допускают появления сибирской язвы

Специалисты Белгородской испытательной лаборатории рассказали, как в регионе не допускают появления сибирской язвы, используют новые вакцины и проводят радиологические исследования.

«Сибирская язва была описана ещё в Ветхом Завете»

Перед Днём ветеринарного работника сотрудники испытательной лаборатории пригласили журналистов, чтобы рассказать о ситуации с сибирской язвой в Белгородской области. Лабораторию год назад создали на базе Белгородской межобластной ветлаборатории.

Врио руководителя Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Татьяна Аушева поделилась, что случаев заражения в нашем регионе не было давно.

— Мы никогда не говорили о сибирской язве, потому что считается, что мы с ней успешно справились. Исторически это одно из самых древних заболеваний. Оно было описано ещё в Ветхом Завете — [так называемая] «казнь египетская». Но это заболевание хорошо тем, что от него можно защититься — есть вакцина.

С 1914 года на территории нашей области был зарегистрирован 841 случай сибирской язвы у животных. С 2000 года, несмотря на то, что у нас было пять случаев сибирской язвы среди животных, ни один человек не заболел, и распространение заболевание не получило. Если брать районы, то чаще животные заболевали в Красногвардейском районе — там был 191 случай. Это путь миграции животных.

Последний случай сибирской язвы на территории нашего региона зарегистрирован в 2016 году. К сожалению, мне очень стыдно говорить, что в Воронежской области был очаг болезни, потому что иметь очаг, когда есть вакцина, не защитить животное и человека, — стыдно. В Воронеже всё шло без документов: без ветеринарного врача забили животное, экспертизу не провели, привезли мясо на рынок и положили на прилавок, — посетовала на ситуацию в соседнем регионе Татьяна Аушева.

Врио руководителя областного Россельхознадзора считает, что сибирская язва может жить вечно, однако с ней легко бороться. В Белгородской области регулярно проходят проверки потенциально опасных мест.

— Сибирская язва плоха тем, что это одна из самых стабильных бактерий. Говорят, споры сибирской язвы живут до ста лет, но точно никто не знает, сколько, потому что люди столько не живут. Думаю, что при определённых условиях она живёт вечно. Исторически животные с сибирской язвой всегда сжигались. Но раньше не было такой диагностики, которая бы позволяла определить, сохранилась ли сибирская язва в зольных останках, прогорели эти животные или не прогорели. Когда мы обследовали эти захоронения, в Ивнянском районе были обнаружены споры сибирской язвы. С тех пор мы на этих захоронениях два раза в год проводим проверки, что они не нарушены.

Кроме того, мы проводим подомовой обход, выясняем, есть ли незарегистрированные животные. В Белгородской области ситуация стабильна, в Воронежской — такие случаи выявляют. Теперь люди, напуганные вспышкой, сами приходят. Говорят, что есть скот, и они хотят его зарегистрировать. Проходим и на рынки. Смотрим, какое мясо попало туда официально, а какое — незаконно, без документов, — рассказала о своей работе Татьяна Аушева.

Руководитель ведомства также просит жителей быть осторожными при покупке мяса: следует спрашивать у продавцов документы, искать ветеринарное клеймо, тщательно обрабатывать продукты дома.

— Я всем гражданам рекомендую: если вы покупаете мясную продукцию, прежде всего, спросите документы, поищите клеймо. Ни один ветеринарный врач своё клеймо не поставит, если он не провёл медицинскую экспертизу, потому что клейма все именные, каждый ветеринар так подписывается.

Любая хозяйка должна знать, что для мяса должна быть другая доска — её нужно не просто помыть, но желательно также обработать после того, как мы порезали мясную продукцию. Нож для мяса нужен отдельный. Естественно, продукцию надо проваривать, — мы не находимся в той зоне, где надо есть строганину. Любая термическая обработка: 30 минут кипячения убивает любую бактерию. Главное, не надо есть стейк с кровью. Обычно сибирская язва передаётся через порезы, а не приём пищи, потому что культура питания у нас другая.

Собаки бывают переносчиками сибирской язвы, но не болеют ею, потому что кислотность желудка не позволяет заболеванию развиться. При этом кошки заболеть могут. Нужно понимать, что если соблюдаются все условия, заболевания не будет. Вакцина работает хорошо, никаких эксцессов у нас быть не должно быть, — уверена Аушева.

Как обнаружить и чем лечить сибирскую язву?

Руководитель Белгородской испытательной лаборатории Виктория Невзорова рассказала, что сибирскую язву можно определить с помощью ПЦР-исследования.

— ПЦР-исследование — это новое исследование, оно используется примерно с 2005 года. Специалисты ищут ДНК и РНК бактерий, вируса, ГМО. ПЦР-исследование необходимо подтвердить бактериологическим исследованием. Оно сейчас актуально, потому что проводится от четырёх до шести часов — в зависимости от заболевания. Данное исследование можно провести в один день, а бактериологическое — от трёх до пяти месяцев, — поделилась эксперт.

Сотрудница лаборатории проводит анализ материала

Виктория Невзорова объяснила, что сибирская язва разносится очень быстро, поэтому она опасна. Есть три основные формы заболевания: кожная, лёгочная и кишечная. Самая лёгкая — кожная. Самая тяжёлая — лёгочная форма. Кишечная форма чаще возникает при употреблении продуктов животных.

— Сибирской язвой болеют и животные, и люди. Это бактериальное заболевание, относится ко второй группе патогенности. Вторая группа патогенности — это особо опасные заболевания, от которых наступает летальный исход. У сибирской язвы есть несколько форм. Лёгочная форма летальна и для человека, и для животного. Остальные формы менее летальные — до 60 процентов смертности.

Это споровая бактерия, она очень долго может храниться в окружающей среде: например, в почве — до 50 лет. Она очень быстро разносится среди животных, опасна для человека. Но это бактериальное заболевание, а значит оно лечится антибиотиками. Даже наш COVID-19 антибиотиками не лечится, потому что он — вирусное заболевание. Если вовремя сибирская язва обнаружена, и если это не лёгочная форма, то можно вылечить человека.

Заражение идёт не через приём пищи, а непосредственно через работу с животными: кожные покровы, слизь биологических материалов животных — сопли, слизь, дыхание. Как правило, в зоне риска находятся ветеринарные врачи. Все наши специалисты прививаются — это не очень приятная процедура. Человек после вакцинации болеет два–три дня. Для организма это иммунный стресс, но в нашей работе это обязательно и необходимо. Сотрудники, которые работают с сибирской язвой, прививаются ежегодно, — рассказала Невзорова.

5 тысяч проб в день

Поиском особо опасных заболеваний в пробах занимается отдел быстрого реагирования. Руководитель отдела молекулярных исследований Наталья Добрунова поделилась, что иногда в их лабораторию приходит 5 тысяч проб в день.

— Нас по праву называют отделом быстрого реагирования. При подозрении на особо опасные заболевания пробы, в первую очередь, поступают к нам. Мы занимаемся диагностикой болезней животных и птиц, обнаружением ГМО растительного происхождения и идентификацией сырьевого состава —фальсификациями. Основные заболевания, которые исследуем, — африканская чума свиней, высокопатогенный грипп птиц. Сейчас начали поступать пробы на сибирскую язву. Исследования проводятся методом ПЦР: небольшой фрагмент генома многократно увеличиваем в пробирке и за счёт него идентифицируем организм.

В день может поступить и сто проб, и 5 тысяч. Результат с момента поступления пробы можно получить в течение четырёх часов. В прошлом году, например, мы провели 239 тысяч исследований — была вспышка вируса гриппа птиц, африканской чумы свиней. В этом году вспышек нет, сейчас мы провели около 70 тысяч исследований, — подвела положительные итоги работы Добрунова.

Как выглядит сибирская язва?

Заместитель завотдела диагностики бактериальных болезней, пищевой микробиологии и приготовления питательных сред Татьяна Теплова показала на экране монитора фотографии сибирской язвы.

— Возбудителем сибирской язвы является микроорганизм Bacillus Anthracis. Это факультативный анаэроб, в основном — почвенный микроорганизм. В пробах, полученных из органов и тканей заболевших животных, мы видим вот такие палочки из двух–трёх сегментов с обрубленными концами, окружённые розовой капсулой. При культивировании на питательных средах цепочки удлиняются, образуются споры. Сибирская язва бывает трёх видов: бескапсульная, капсульная и спора — самый устойчивый вид, который сохраняется даже в вечной мерзлоте. Убивают её только 30 минут кипячения.

Лабораторная диагностика состоит из нескольких этапов. Это микроскопическое исследование, посевно-питательные среды, ПЦР-диагностика и реакция преципитации. Окончательный результат мы выдаём в случае выделения культуры на питательных средах с подтверждением её свойств.

Сибирской язвой заболевает, в основном, крупный и мелкий рогатый скот, чаще всего в летний и осенний период, когда выходят на пастбище. Провоцирующим фактором могут быть погодные условия. При ливневых дождях, когда разливаются реки, споры всплывают на поверхность земли, вместе с травой животные поедают эти споры и заболевают сибирской язвой, — прокомментировала Татьяна Теплова.

Коротко о вакцинах: «Рога не вырастут»

Директор Белгородского филиала Центра охраны здоровья животных Ольга Заховайко рассказала, что сейчас в России разрабатывают большое количество отечественных вакцин, но пока жители относятся к ним с недоверием. В любом случае вреда они не нанесут, максимум — не подействуют.

— За год у нас было разработано более 10 вакцин, зарегистрировано — шесть. Сейчас в России регистрируется в четыре раза больше отечественных препаратов, чем зарубежных. Эта динамика сохраняется с 2021 года. В 2018 году было зарегистрировано 12 отечественных препаратов и 18 — импортных, а в 2021 году динамика изменилась: импортных стало 11, а российских — уже 36.

Процесс [принятия отечественных вакцин на рынке] не будет безболезненным и быстрым. Будет некоторое сопротивление, будут моменты антагонизма сообщества, частных клиник, потому что они привыкли работать на прошлых вакцинах — в чём-то их понять можно. О работе вакцин судить без их применения нельзя. Рога не вырастут, а максимальный риск может быть в том, она просто не подействует на животное, — заверила директор.

Также Ольга Заховайко рассказала о бизнес-проектах филиала — организация помогает предприятиям готовиться к экспорту.

— Цели и задачи учреждения — обеспечение продовольствия и эпизодической безопасности. Сейчас у нас на вооружении самое современное высокотехнологическое оборудование, которое позволяет нам проводить более тысячи самых сложных лабораторных исследований по всем направлениям сельхоз деятельности: от почвы до готовой продукции. Коллектив нашей лаборатории — это команда профессионалов. У нас на сегодняшний день трудится чуть больше 250 сотрудников. После присоединения к Федеральному центру охраны здоровья животных у нас открылось новое направление и новые возможности.

Для наших клиентов сейчас действует новая опция. У нас на вооружении больше 3 тысяч аккредитованных методов, но в исключениях, когда у нас на вооружении нет нужного метода, мы можем предложить клиентам посредством одного окна отправить в любое учреждение нашего института их образец на исследование, им не нужно обращаться в другие регионы. Мы сами объясняем, в каких лабораториях есть данные возможности, и отправляем образцы на исследование. Клиенту это упрощает жизнь — мы этот функционал полностью забрали на себя. Сейчас мы занимаемся подготовкой предприятий к прохождению на экспорт, организуем выездные оценки: приезжаем, смотрим документы, проводим аудит — упрощаем предприятию непосредственный процесс прохождения аттестации на экспорт.

Мы можем как участвовать в проведении аудита, так и выступать сертифицирующим органом, который выдаёт непосредственно документы, — обрисовала работу филиала Заховайко.

А как обстоит ситуация с другими болезнями?

По словам Виктории Невзоровой, в целом в Белгородской области благополучная ситуация, очагов опасных заболеваний в регионе нет.

— По бешенству у нас имеется 24 положительных случая: четыре из них — кошки, девять — собаки и 11 случаев — дикие животные, в том числе енот. Хочу заверить, что енот из нашей лаборатории не уходил, потому что в нашу лабораторию поступают только трупы животных (Виктория Невзорова намекает на новость о том, что сбежавший из лаборатории бешеная енотовидная собака покусала двух детей, впоследствии эту информацию опровергли — прим. Ф.).

Случаев африканской чумы свиней в Белгородской области в этом году не было, гриппа птиц тоже. Поэтому мы считаем, что ситуация на сегодняшний момент благополучная.

Как в регионе проводят исследования на радиацию?

В химико-токсикологическом отделе заместитель заведующего Павел Карагодин, который работает в этой сфере около 40 лет, рассказал, что радиация содержится во многих продуктах, но на безвредном уровне. Лаборатория занимается измерением уровня радиации, а материал для исследований присылают сюда со всей России.

— Радиологические исследования — это исследования небольших уровней радиации, которые возникают в результате испытаний атомного оружия, технологических катастроф и прочих явлений. У нас радиация органами чувств никак не регистрируется. Необходимы приборы, которые взаимодействуют с радиоактивными веществами. Есть радиоактивные вещества природного и техногенного характера. Техногенные радиоактивные вещества — это вещества, которые созданы руками человека. Нас интересует содержание цезия-137 и стронция-90 — они накапливаются в пищевых продуктах и откладываются в живом организме. Мы исследуем воду на суммарную альфа- и бета-активность, пищевые продукты, корма, органические удобрения. Нашу лабораторию по системам качества аккредитовали первой в России.

Традиционный вопрос: были ли обнаружения повышения радиоактива? Нельзя говорить, есть радиация или нет. Радиации обязательно есть, просто уровень разный. Скажем, если измеряем молоко, то уровень радиации в нём превышает допустимый уровень. Но если его переработать на масло, то оно вполне может пройти по нормам, — объяснил Карагодин.

Например, сейчас в лабораторию из Тамбова и Орла привезли сахарную свёклу, её трут на тёрке и режут. Часть отправляют исследовать на содержание цезия-137, а часть сжигают — так проходит исследование на количество стронция-90.

Дана Минор

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Губкине украли привитых от сибирской язвы овец

В Губкине украли привитых от сибирской язвы овец

Белгородская прокуратура нашла нарушения в работе завода «Русские протеины»

Белгородская прокуратура нашла нарушения в работе завода «Русские протеины»

Как и насколько успешно в Белгородской области проводят профилактику заболеваний животных?

Как и насколько успешно в Белгородской области проводят профилактику заболеваний животных?

От экспорта на восточные рынки до выявления пестицидов. В белгородском Россельхознадзоре подвели итоги года

От экспорта на восточные рынки до выявления пестицидов. В белгородском Россельхознадзоре подвели итоги года

Белгородка нашла на своём огороде могилу времён Великой Отечественной войны

Белгородка нашла на своём огороде могилу времён Великой Отечественной войны

Под обстрелом. Как часто попадали под обстрелы районы Белгородской области

Под обстрелом. Как часто попадали под обстрелы районы Белгородской области

Цены на яйца и экспорт в Китай. Белгородский Россельхознадзор подвёл итоги 2023 года

Цены на яйца и экспорт в Китай. Белгородский Россельхознадзор подвёл итоги 2023 года

В Белгородской области за год не стало 46 ветеранов Великой Отечественной войны

В Белгородской области за год не стало 46 ветеранов Великой Отечественной войны