«Если вы идёте в шахтёры, это должен быть осознанный выбор». Как проходчик Александр Шейченко оставил работу спасателя и стал трудиться в шахте

27 августа в России будут отмечать День шахтёра. К празднику журналисты «Фонаря» вместе с пресс-службой Яковлевского горно-обогатительного комбината подготовили спецпроект о работе в шахте. Первый наш герой — проходчик Александр Шейченко, работающий на Яковлевском горно-обогатительном комбинате.

Татьяна Дюмина узнала, почему бывший спасатель ушёл работать в шахту, в чём ему пригодился опыт его прошлой работы, что он помнит о своём первом спуске под землю, как расслабляется после тяжёлой работы и почему считает периферийное зрение одной из своих сильных сторон.


Александр Шейченко, здесь и далее фото Юлии Виреевой

— Александр, начнём с самого главного: как вы решили стать шахтёром?

— Эта мысль пришла ко мне после того, как я около 15 лет проработал спасателем в поисковом отряде МЧС. На прежней должности особого развития не было, изменений не предвиделось, и тогда я понял, что нужно менять род деятельности. Лёгких путей не искал. Решил: чем сложнее работа, тем лучше. Я обратился в Яковлевский ГОК, и меня отправили на обучение в проходчики. После обучения прошёл практику, успешно сдал экзамены и меня приняли.

— А где вы учились?

— В Яковлевском политехническом техникуме.

— Какие из полученных в техникуме навыков вам пригодились в нынешней работе?

— Всё, что я узнал в техникуме, я применяю на деле. При обучении мне дали очень важные базовые знания теории горного дела. Остальное я уже изучил на практике — шахтёры ведь в основном руками работают. Практика, практика и ещё раз практика!

Подскажите, а помогает ли вам сейчас опыт работы в МЧС?

— Конечно. Основной навык, который у меня выработался за время работы в МЧС и который я применяю в шахте, — умение сохранять спокойствие. В любой экстренной ситуации я не поддаюсь эмоциям: истерики или паники не бывает. Я мгновенно включаю голову и прорабатываю все варианты решения проблемы.

Применяете ли вы какие-то особые профессиональные навыки спасателя МЧС в шахте?

— Безусловно. Я могу оказать первую медицинскую помощь. У меня есть квалификационное удостоверение по её оказанию в экстренных ситуациях. Также я использую и другие навыки спасателя МЧС. Например, у меня есть понимание, что такое рычаги давления, то есть какие нужно приложить усилия, чтобы что-то сдвинуть с места; есть понимание габаритов предметов. Ещё я использую периферийное зрение: я вижу, куда что проходит. Я могу визуально моделировать свои действия и их последствия.

А как вы ориентируетесь в шахте? Как долго запоминали пути, и что помогло освоить их?

— Только на первый взгляд кажется, что в шахте всё одинаково. На самом деле, в ней есть ориентиры, которые подсказывают шахтёрам, где конкретно они находятся. В замкнутом пространстве можно идти на ощупь и запоминать определённые фрагменты: ответвления пожарного става, трубы и другие вещи. Когда я только начинал работать в шахте, я пользовался подобными ориентирами. Потом уже подробнее изучил план местности и запомнил пути основательно. Помогал и опыт работы в МЧС, где я занимался поиском людей на абсолютно незнакомой территории.

Шахтёры тоже проходят стажировки, во время которых наша главная задача — ориентироваться в незнакомой шахте. Все справляются.

— Александр, когда вы пришли работать на ЯГОК и как давно вы трудитесь на нынешней должности?

— Устроился на свою должность я в 2020 году, так что на сегодняшний день отработал три года.

— Александр, расскажите подробнее, чем вы занимаетесь? Какие у вас обязанности?

— Я проходчик пятого разряда. Моя работа заключается в том, чтобы выполнять все задачи, связанные с проходкой: занимаюсь креплением горных выработок, готовлю их к проходке, готовлю технику и инструменты к работе.

— Вас и других сотрудников поддерживает руководство предприятия?

— Да. Мне нравится, что на нашем предприятии есть возможность карьерного роста. Здесь можно развиваться, получать ещё больше навыков и знаний. Если у работников есть новые идеи или желания, их обязательно рассматривают, — никогда в этом не отказывают. У всех сотрудников есть годовой бонус. На комбинате действуют различные социальные программы. Проводится большое количество спортивных мероприятий по хоккею и футболу. А ещё нам устраивают туристические слёты и рыбалку. Она как раз недавно была.

— Вернёмся к вашим будням в шахте. Помните, что чувствовали, когда впервые спустились в шахту?

— Безумный интерес! Я спускался в шахту в первый раз — было много новых и непонятных вещей. Я задавал различные вопросы: какая глубина, как здесь считаются горизонты: от поверхности или от уровня моря? С каждым днём видел всё больше нового, но интерес к работе не угас до сих пор.

— Были ли в вашей практике какие-то интересные или даже может смешные случаи на работе?

— Да, как раз вспомнился один такой забавный случай. Не секрет, что работа шахтёра тяжела, и люди этой профессии часто устают. Однажды мы с коллегами возвращались со смены и сели в подземный поезд, чтобы добраться до ствола (вертикальный путь, по которому шахтёры добираются до поверхности в специальном лифте — прим. Ф.).

Я и ещё несколько коллег сели в вагон, один из наших товарищей сильно устал и сразу заснул. Мы его, конечно, не будили, а он не обратил внимание, кто с ним ехал рядом. Прибыв к стволу, мы все вышли, и, вроде бы, даже кто-то толкнул его, перед тем как уйти. У нас так устроено, что когда одна смена выходит, другая занимает вагоны и отправляется к месту работы. Другие работники сели в поезд, а наш коллега из него так и не вышел. В итоге он вместе со следующей сменой уехал обратно в шахту. Когда все они стали выходить, он тоже вышел, оглянулся и не понял, где находится. Только в тот момент он осознал, что произошло, — возвращаться ему пришлось уже самому.

— Александр, находили ли вы что-нибудь необычное или ценное в шахтах?

— Часто попадаются различного рода минералы, их включения. У нас работают геологи, они всем этим занимаются. Если находим какую-то интересную породу, сразу им сообщаем. У нас на предприятии есть целая коллекция минералов.

— А есть ли у шахтёров какие-либо поверья? Суеверны ли люди вашей профессии?

— Я бы не сказал, что у шахтёров есть какие-то свои особые поверья. В первую очередь, всё зависит от человека: если он суеверен, то будет следовать своим убеждениям. Я вот не суеверный. Считаю, что люди сами контролируют свою судьбу.

— Вы уже три года работаете в шахте. Расскажите, какими качествами должен обладать шахтёр?

— У человека этой профессии должен быть стержень, сильный характер. Быть шахтёром сложно: бывает и тяжело, и жарко, в шахтах высокая влажность. Когда физически работаешь в таких условиях, организм быстро устаёт. Именно поэтому стойкость характера важна — нужно уметь настроить себя морально, чтобы качественно выполнить работу. Со временем, конечно, к ней привыкаешь, но поначалу бывает особенно сложно.

— Важна ли для шахтёра физическая подготовка? Как вы поддерживаете себя в хорошей форме?

— Начнём с того, что физическая подготовка у шахтёра в принципе должна быть. Наша профессия — это, в первую очередь, физический труд. Чтобы поддерживать себя в хорошей форме, мы просто работаем. Нам не нужен тренажёрный зал. Работая, мы выполняем различные виды упражнений.

— С нагрузками всё понятно. А как вы расслабляетесь после серьёзных нагрузок на работе?

— Я предпочитаю общение с семьёй. Это и есть отдых для меня. Большую часть времени я провожу в шахте, связи здесь нет, поэтому успеваю сильно соскучиться по родным. Для меня огромная радость, когда дети встречают дома. Это лучший отдых.

— Как семья относится к вашей работе?

— Достаточно спокойно. Скучают, конечно, хотят чаще видеть меня дома.

— Чтобы вы посоветовали людям, которые задумываются о профессии шахтёра? О чём бы вы их заранее предупредили?

— Обязательно нужно взвесить все за и против. Если вы идёте в шахтёры, это должен быть осознанный выбор. Уже на этапе обучения и практики станет понятно, нужно ли вам это или нет, сможете ли вы работать в шахте или это не ваше. Решение должно быть принято один раз и надолго. В нашей профессии нельзя прийти, поработать немного и уйти, если не понравилось.

Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Уходим под землю. Перед Днём шахтёра журналисты «Фонаря» спустились в шахту Яковлевского ГОКа

Уходим под землю. Перед Днём шахтёра журналисты «Фонаря» спустились в шахту Яковлевского ГОКа

«Люблю свою работу!». Шахтёр с 40-летним стажем Юрий Евсюков — о первом рабочем дне, работе проходчиком и любви к профессии*

«Люблю свою работу!». Шахтёр с 40-летним стажем Юрий Евсюков — о первом рабочем дне, работе проходчиком и любви к профессии*

Фантастический яковлевский мир. Как работают в шахте Яковлевского ГОКа [видео]

Фантастический яковлевский мир. Как работают в шахте Яковлевского ГОКа [видео]

Повелители подземелья. Рабочим Яковлевского ГОКа устроили фотосессию ко Дню шахтёра [партнёрский материал]

Повелители подземелья. Рабочим Яковлевского ГОКа устроили фотосессию ко Дню шахтёра [партнёрский материал]

Доктор Евгений Тимаков: «Нас уже накрыла третья волна коронавируса»

Доктор Евгений Тимаков: «Нас уже накрыла третья волна коронавируса»

«Держать палец на кнопке „стоп“». Чем занимаются стволовые на Яковлевском ГОКе?

«Держать палец на кнопке „стоп“». Чем занимаются стволовые на Яковлевском ГОКе?

«Один глаз смотрит под ноги, а второй наверх». Как работают электрослесари на Яковлевском ГОКе

«Один глаз смотрит под ноги, а второй наверх». Как работают электрослесари на Яковлевском ГОКе

«В первый раз я представлял себе шахту иначе». Как детский интерес Олега Грищенко превратился в дело всей его жизни

«В первый раз я представлял себе шахту иначе». Как детский интерес Олега Грищенко превратился в дело всей его жизни

Вячеслав Гладков поучаствовал в открытии новой подземной выработки Яковлевского ГОКа

Вячеслав Гладков поучаствовал в открытии новой подземной выработки Яковлевского ГОКа

94 года под землёй. Как Денис Трунтаев из шахтёрской династии продолжает дело своей семьи

94 года под землёй. Как Денис Трунтаев из шахтёрской династии продолжает дело своей семьи