Что там в шахте?
Чтобы попасть в шахту, все гости Яковлевского ГОКа должны пройти медосмотр. В здравпункте медсестра каждому измерит давление, пульс, а также проверит на алкотестере, трезв человек или нет. После этого сотрудники ГОКа проведут инструктаж и расскажут, как вести себя в шахте, на что обращать внимание, как подавать аварийные сигналы, если вдруг это понадобится.
Журналистам «Фонаря» выдали гостевые комплект формы вместе с налобным фонариком и самоспасателем — прибором, который на протяжении часа снабжает человека чистым кислородом, помогая дышать в аварийной ситуации.
В шахту спускаются в клети — транспортной кабине, работающей по принципу лифта. Опуститься на глубину 425 метров от уровня Мирового океана (около 650 метров от уровня поверхности — прим. Ф.) можно примерно за 30-40 секунд. Клеть едет очень быстро — с непривычки даже может заложить уши.
К месту работ — так называемому рудному телу — от клети сотрудников отвозит подземная электричка, которая останавливается на пассажирском вокзале. Путь на ней занимает от 12 до 15 минут. В шахте сотрудники ГОКА работают в три смены: утреннюю, дневную (с 16 часов) и вечернюю. Как рассказывает заместитель начальника рудника по производству Александр Золотарёв, подсчёт спустившихся и поднявшихся из рудника рабочих ведёт пылевентеляционная служба. В каждую смену в шахту спускается примерно 350 человек вместе с командами подрядных организаций. Подрядчики под землёй создают искусственные полости и траншеи, в которых потом добывается железная руда.
В шахту спускаются не только рабочие и мастера, но и работники других отделов компании, которые работают на поверхности. Например, внутренняя служба охраны труда. Они проверяют безопасность условий работы шахтёров, чтобы исключить травмированность на рабочем месте.
VR-технологии и десятки километров под землёй
Сейчас на Яковлевском ГОКе работает 2,3 тысячи человек. Среди них есть и мужчины, и женщины, набор сотрудников продолжается. Чтобы работать в шахте, нужно получить горное образование: высшее или среднее техническое. Но принимаемые на работу сотрудники дополнительно проходят обучение на самом ГОКе. Даже опытный рабочий первое время спускается в шахту только в сопровождении наставника. Человек без горного образования также может пройти переподготовку и работать на руднике, но это займёт время. В среднем, чтобы подготовить опытного сотрудника, может понадобиться до трёх лет.
— Главное, чтобы человек достиг совершеннолетия, и у него не было медицинских противопоказаний. Если у него нет нужного образования, предприятие обучает его по профессии. В дальнейшем сотрудник развивается самостоятельно. Например, он может перейти совершенно на другую профессию или к другому разряду, подняться по карьерной лестнице. С предыдущего года рудник стал тесно сотрудничать с НИУ «БелГУ» — много специалистов приходят на практику и впервые спускаются в шахту,— рассказывает Александр Золотарёв.
С инструктажем новых сотрудников знакомят с помощью тренажёра симуляции виртуальной реальности, который главный редактор «Фонаря» проверил на себе. VR-шлем и джойстики позволяют виртуально спуститься в шахту, отработать алгоритм действий при аварийной ситуации, а также потренироваться пользоваться оборудованием и экипировкой.
В шахте столько тоннелей и ходов, что посчитать общую протяженность рудника практически невозможно. Во время экскурсии журналисты прошли под землёй около 4,5 километра. При этом, когда в шахту для ознакомления спускаются новые сотрудники, их маршрут составляет почти семь километров, а заместитель начальника рудника по производству за один рабочий день проходит до 15 (!) километров.
Подземные озёра и грунтовые воды
Яковлевский ГОК добывает и перерабатывает железную руду. Для её загрузки на предприятии используют вагоны с донной разгрузкой, в них руда транспортируется за счёт силы тяжести под действием собственного веса. Полностью загрузить такие вагоны можно только в два захода. Шахтёры ещё со времен СССР называют их «Канада», так как такую систему разгрузки изобрели именно в этой стране.
Над шахтой находится около девяти озер. Из-за этого вода в некоторых участках рудника просачивается сквозь стены и может подтоплять отдельные тоннели. В этих местах оно обычно доходит до уровня щиколоток, а где-то поднимается ещё выше. Промокнуть работникам не дают высокие резиновые сапоги.
— В шахте очень много воды, потому что над нами порядка девяти водоносных горизонтов — озёр. На предприятии уже с приходом компании «Северсталь» ввели две новые службы: гидромониторинга и мониторинга осадки кровли. Мы устанавливаем репера (это такие знаки, которые находятся в определённой точке земли с известной абсолютной высотой — прим. Ф.) на глубину примерно девяти метров, и каждый день службы проверяют, происходит ли движение кровли, и есть ли опасность затопления, — поясняет Александр Золотарёв.
Грунтовые воды поступают в специальные водосборники и распределители, где их очищают от грязи. Весь шлак остаётся в водосборниках, и оттуда уже чистая вода выходит на поверхность и поступает в очистные сооружения. Для дополнительной фильтрации воды компания разработала проект по созданию фитоочистной системы. Его идея в том, что воду на предприятии дополнительно планируют очищать через корневую систему нескольких видов прибрежно-водных растений. Их Яковлевскому ГОКу будет поставлять Ботанический сад НИУ «БелГУ».
На языке световых жестов
В шумных местах работники шахты общаются, подавая сигналы налобными фонариками, — это так называемый «язык» световых жестов. Запоминаем: движение фонариком влево-вправо означает «стой», а круговые движения — «подойди ко мне». В фонариках есть маячки, по которым диспетчер может отследить, где человек находится, а также как долго и где он был до этого. Ещё с помощью фонарика можно подать сигнал SOS — эта система работает по принципу пейджера.
Сейчас компания «Северсталь» занимается восстановлением шахты и отдельных её частей для безопасности рабочих.
— Почва имеет свойство проседать за счёт накопления воды. Даже если посмотреть на поверхности, у любой дороги бывает проседание. Вот вроде положен асфальт, всё отлично, а потом появляются бугры. То же самое происходит и в подземной части. Так, например, приходится поднимать пешеходные дорожки и восстанавливать их, — поясняет Александр Золотарёв.
Недавно на территории Яковлевского ГОКа появился второй завод по производству бетона ПЗК-2. После того, когда компания полностью отрабатывает зону с залежами руды, рабочие заполняют оставшееся пустое пространство бетоном. Первый завод ЯГОКа также реконструировали. Теперь оба завода будут производить до 5,6 миллиона тонн закладочной смеси в год, хотя до реконструкции на заводе производилось всего 2,6 миллиона тонн.
Сейчас на всех участках шахты используются только пластиковые трубопроводы. Они заменили металлические, от которых Яковлевский ГОК полностью отказался.
— Мир не стоит на месте. В советское время использовались только металлические трубы, а в данный момент весь мир, и мы тоже, перешёл на пластик. Эти трубопроводы выдерживают хорошее давление. Это очень прочный хороший пластик. За счёт механического воздействия, конечно, всё может износиться, но для работы через скважину он очень хорошо подходит, — рассказывает заместитель начальника рудника по производству.
Для улучшения логистики у сотрудников некоторых отделов есть личные рации. Также практически во всех тоннелях шахты есть стационарные телефоны, с которых можно позвонить, если сотрудникам нужна помощь, а ещё — промышленный Wi-Fi.
Как добывают руду, «о которой другие компании могут только мечтать»
Руду в шахте добывают с помощью искусственных взрывов. Перед этим буровая самоходная установка готовит место под взрыв, а работники геолого-маркшейдерской службы задают направление бурения и проверяют правильность добычи.
— Я работаю маркшейдером (горные инженеры или техники, специалисты по проведению пространственно-геометрических измерений в глубине земли и на соответствующих участках её поверхности, которые нужны, чтобы в дальнейшем отразить результаты измерений на планах и картах — прим. Ф.) четыре года. Мы занимаемся геометрическими измерениями земли, задаём направления на проходки. На поверхности мы также делаем съёмку руды, подсчитываем объёмы. Сложности есть везде, но мы с ними всегда справляемся, всё делаем с энтузиазмом. У меня горнотехническое среднее специальное образование, в данный момент получаю высшее. Когда я в первый раз спустился в шахту, я, если честно, вообще ничего не понял, но на самом деле всё не так страшно, как кажется, — рассказывает участковый маркшейдер Алексей.
По словам заместителя начальника рудника по производству, в Яковлевском ГОКе добывают такую руду, «о которой другие компании могут только мечтать». Запасы железной руды в Яковлевском месторождении составляют более 9 миллиардов тонн. В этой руде содержится до 68 процентов железа. Поэтому её не надо обогащать дополнительно. За 2020 год компания добыла 1,8 миллиона тонн железной руды. За семь месяцев этого года, по словам генерального директора Яковлевского ГОКа Дениса Голубничего, предприятие произвело на 68 процентов больше руды, чем в 2020 году. А вот к 2023 году компания планируют добывать в год уже 5 миллионов тонн. Для этого уже сейчас модернизируют фабрику обогащения сырья, реконструируют железнодорожные пути Рудная – Беленихина, инвестируют в горно-капитальные работы, исключают из логистической цепочки при погрузке сухой продукции транспорт.
А ещё недавно в Яковлевском ГОКе появился комплекс сушки руды. С помощью него компания может весь год отгружать свою продукцию и доставлять её. Раньше в холодное время года это было невозможно делать, потому что влажность непросушенной руды составляет около девяти процентов. Если её отправить заказчику в таком виде, то по дороге она превратится в лёд, и её не получится выгрузить. Теперь руду можно сушить до влажности в три процента, при которой она не замерзает. После сушки руды её планируют транспортировать в новый крытый погрузочно-складской комплекс который должен заработать до октября 2021 года.