«Держать палец на кнопке „стоп“». Чем занимаются стволовые на Яковлевском ГОКе?

Валерия Кайдалова отправилась на Яковлевский ГОК, чтобы узнать больше о профессии стволового. Её проводником стала Елена Сакович — стволовой третьего разряда. Девушка рассказала, чем отличается работа стволового на поверхности и в шахте, объяснила, как работают со взрывчатыми материалами в шахте, и поделилась секретом, как ей удаётся увеличивать свою зарплату.


Стволовой — это рабочий, который отвечает за спуск и подъём людей и материалов. Стволовые работают на поверхности и в шахте, причём специфика их деятельности разная. Мы пообщались со стволовой по поверхности Еленой Сакович о её профессии, обязанностях, коллегах и работе в компании «Северсталь».

Елена — стволовой третьего разряда, её стаж работы — восемь лет. Она работает на первом стволе шахты.


Для понимания: шахтный ствол — это вертикальная горная выработка, то есть тоннель, который имеет выход на поверхность. Через него опускаются под землю и поднимаются в клети (транспортная кабина, работающая по принципу лифта — прим. Ф.) работники шахты, также таким же образом доставляют материалы. Всего на ЯГОКе есть три шахтных ствола. На первом — есть четыре «отметки»: нулевая, шестая, 16 и 34. Они находятся на разной высоте, которая считается от уровня моря. Так, например, 34 отметка находится на высоте девятиэтажного дома. По сути, это несколько зон работы стволовых.

— На первом стволе находятся четыре отметки, на всех них мы выполняем разную работу: на нулевой — производим спуск-подъём людей, опускаем материалы, выдаём порожняк (пустые вагоны для погрузки и ёмкости для материалов — прим. Ф.), опускаем взрывчатые материалы, на шестой — отгружаем добытую горную массу. Это гранит, порода, пульпа (иначе грязь или мачмала — прим. Ф.). На 16-й — обмениваемся вагонами с подземными стволовыми: им отдаём пустые, а они — полные. На 34-й — где мы находимся сейчас — мы выдаём скипами (подъёмный сосуд, для транспортирования полезного ископаемого и породы с горизонтов шахт на поверхность по шахтным стволам) руду. Работа не монотонная, нам не приходится здесь сидеть, мы постоянно находимся в движении, рассказывает про свою работу Елена.

Стволовые отвечают за спуск людей в шахту в клети и их подъём оттуда. Как поясняет женщина, в двухэтажную клеть помещается до 60 человек: по 30 человек на один этаж. Также стволовые поверхностные опускают в шахту материалы и выдают стволовым подземным «порожняк» — пустые вагоны и ёмкости, куда грузят материалы.

— Ещё мы опускаем в шахту материалы. Если мы их не опустим, люди не будут «крепиться», то есть, проходить в шахте тот или иной метраж, который им нужен. Мы выдаём порожняк, а они его обратно загружают, — продолжает погружать меня в профессиональный жаргон работница ЯГОКа.

Елена Сакович, фото пресс-службы ЯГОКа

Всего на каждом шахтном стволе работает четыре смены стволовых по четыре человека в каждой. Большинство работниц — женщины. Ещё в каждой смене помимо стволовых есть мастер — лицо технического надзора. Он организует спуск-подъём людей в шахту и отвечает за работу самих стволовых.

— В смене мы работаем друг с другом по 6–8 лет и понимаем друг друга с полуслова и даже полужеста. Это облегчает и ускоряет работу. У «Северстали» есть свои ценности, пятый подпункт в них — это командная работа. У нас она действительно есть, и нам это очень помогает. Именно благодаря командной работе мы делаем такие большие объёмы выдачи руды. При этом я всегда всем говорю, что мы должны держать палец на кнопке «стоп». Всем своим ученицам говорю: «Если ты будешь держать палец на кнопке „стоп“, всё можно исправить. Если ты не будешь этого делать, может произойти то, что тяжело исправить». Например, пока мы отгружаем гранит, какой-нибудь булыжник может попасть в сектор (ёмкость для погрузки — прим.Ф.), и если вовремя не нажать кнопку «стоп», булыжник засыплют мелкие камушки, и сектор будет тяжелее опустошить, — объясняет Елена.


Особо осторожно стволовые работают со взрывчатыми материалами. Они используются для новых выработок.

— Когда приезжает машина со взрывчатыми материалами, она заезжает на нулевую отметку. После этого мы закрываем все ворота, двери, прекращаем все ремонтные работы. Затем в стволе и на улице выставляется охрана, а люди, ответственные за ВМ (взрывчатые материалы, — прим.Ф.) начинают загружать материалы в клеть. Далее мы опускаем их двумя этажами и сообщаем машинисту подъёмной установки и стволовому подземного, что у нас в клети ВМ. Также мы естественно отзваниваемся горному диспетчеру о том, что мы опускаем ВМ в шахту, говорит моя собеседница.

Каждую смену стволовые поверхностные работают на разных отметках, а потом меняются. Стволовые подземные также работают в четыре смены, и, по сути, под землёй они выполняют всё то же, что и стволовые поверхностные на земле.

— Со стволовыми подземными мы связываемся по стационарному телефону. Узнаём друг у друга, например, что у него есть под стволом в шахте, что у нас есть на поверхности. Он нам закатывает порожняк, встречает людей в клети, провожает их. Если сотрудники едут с нулевой отметки на −425 горизонт (зона горных выработок в шахте, около 650 метров от уровня поверхности прим. Ф.), он естественно их встречает. Или же садит их в клеть, а мы уже встречаем их. Он делает всё то же, что и мы, просто у него нет материалов, которые мы выдаём ему, — объясняет мне разницу Сакович.

Стволовые, как и другие работники ГОКа, могут пройти обучение и перейти работать на другую должность.


— В «Северстали» нам везде открыты двери. Если мы хотим повысить свою квалификацию, переучиться и стать, например, не стволовым занятым на поверхности, а машинистом электровоза, компания предоставляет нам эту возможность: нам оплачивают учёбу, и мы идём и учимся. Например, мои коллеги, которые были стволовыми, занятыми на поверхности, обучились и ушли работать в шахту. У нас также есть возможность остаться на поверхности, либо уйти в шахту, — говорит Елена Сакович.

Чтобы стать стволовым, нужно иметь среднеспециальное образование, а также пройти стажировку на предприятии, прослушать несколько инструктажей и сдать экзамены. Сейчас, по словам Елены, штат стволовых расширяется, и она стажирует несколько новых сотрудниц.

— За четыре месяца ко мне пришла уже третья ученица. Сейчас я обучаю её, скоро ей сдавать экзамены. Их будут сдавать у нас здесь же на предприятии членам специальной комиссии. Ещё каждый год мы сдаём экзамен на электродопуск, потому что много работаем с электричеством и движущимися механизмами. Сначала ученики сдают экзамен, потом им дают десять дней практики, — продолжает свой рассказ Елена.

Пока девушка объясняла мне, как устроена работа стволовых, она успела вспомнить свои первые дни на этой должности.

— По инструкции, когда я только устроилась на Яковлевский ГОК, я пять дней только читала всё о своей профессии. Нужно было изучить охрану и другие инструкции к работе. После этого месяц стажировалась. Мне было не в диковинку, потому что я уже знала, как всё работает в шахте. Раньше я жила на Урале, и там работала стволовым подземным. Вообще у меня вся семья работает в этой профессии: мама, папа, брат, сестра и ещё несколько родственников. Мне нравится, что у меня разносторонняя деятельность. Каждая отметка подразумевает под собой разную функцию, которую ты выполняешь. Работа не монотонная. Если люди, которые сидят за компьютером, и им это нравится, а я из тех, кому нужно бегать, двигаться. Я не могу сидеть на одном месте, поэтому я здесь и работаю.

Стволовые по поверхности не работают в шахте и не спускаются туда, однако новым сотрудникам на предприятии стараются на практике показать, с чем они работают.

— Меня опускали на −425 горизонт и −463. Одно дело когда ученик прочитал, как всё работает, а другое дело когда спустился в шахту и увидел, как всё происходит. Сейчас учеников так же возят, показывают. Очень важно наглядно увидеть, с чем приходится работать.

По словам Елены, за восемь лет её работы в команде, многое изменилось, причём в лучшую сторону.

— До «Северстали» у нас не было такого объёма работы, сейчас её в несколько раз больше, чем было. Это хорошо. Смысл в том, что до этого и зарплата была меньше. Сейчас работы больше, зарплата выше, и это очень приятно, потому что всё по справедливости. Вот нам, например, в том месяце поставили задачу выдать 250 тысяч тонн руды. Мы её выдали и получили за это дополнительный коэффициент. То есть, например, тебе надо в месяц опустить 30 материалов, а ты опустил 300, и, естественно, ты получишь уже другую зарплату. Это очень радует, — заканчивает рассказ Елена.
Со списком вакансий на Яковлевском ГОКе можно познакомиться здесь, также дополнительные вопросы можно задать по телефону: (+7 47244) 6-80-39 либо (+7 4722)408-100
Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Уходим под землю. Перед Днём шахтёра журналисты «Фонаря» спустились в шахту Яковлевского ГОКа

Уходим под землю. Перед Днём шахтёра журналисты «Фонаря» спустились в шахту Яковлевского ГОКа

Фантастический яковлевский мир. Как работают в шахте Яковлевского ГОКа [видео]

Фантастический яковлевский мир. Как работают в шахте Яковлевского ГОКа [видео]

Геолога ноги кормят! Как работают геологи на Яковлевском ГОКе*

Геолога ноги кормят! Как работают геологи на Яковлевском ГОКе*

Яковлевский ГОК «Северстали» впервые добыл 2 миллиона тонн железной руды*

Яковлевский ГОК «Северстали» впервые добыл 2 миллиона тонн железной руды*

В 2022 году «Северсталь» повысит зарплату своим сотрудникам на 15 процентов*

В 2022 году «Северсталь» повысит зарплату своим сотрудникам на 15 процентов*

Яковлевский ГОК заменил половину комплектующих для техники отечественными аналогами*

Яковлевский ГОК заменил половину комплектующих для техники отечественными аналогами*

«Один глаз смотрит под ноги, а второй наверх». Как работают электрослесари на Яковлевском ГОКе

«Один глаз смотрит под ноги, а второй наверх». Как работают электрослесари на Яковлевском ГОКе

На Яковлевском ГОКе подписали новый коллективный договор*

На Яковлевском ГОКе подписали новый коллективный договор*

На Яковлевском ГОКе открыли новую подземную выработку*

На Яковлевском ГОКе открыли новую подземную выработку*