Мама, я в приюте! Как я провела один день вместе с сотрудниками приюта для животных «Лучик надежды»

Почти год прошёл с момента создания приюта «Лучик надежды». Наша практикантка Мирослава Басараб съездила в приют для бездомных собак, чтобы узнать, как проходит рабочий день сотрудников, и с какими трудностями сталкивается приют.

Покормить, погулять, поговорить

Суббота. На часах 9:00 — начинаю рабочий день вместе с сотрудником приюта «Лучик надежды» Юрием Ридером. Ему 34 года, по профессии он инженер, а сюда устроился на подработку.

— В приюте «Лучик надежды» я работаю несколько месяцев. Я искал место, куда хочется ходить на работу. Работая инженером, ты в основном сидишь в офисе, а так получается разнообразие умственной и физической активности. Эта подработка приносит моральное удовлетворение: я делаю что-то хорошее и помогаю животным. Получаю огромную радость от общения с собаками, — рассказывает Юрий.


Юрий Ридер кормит питомцев

По выходным дням в приюте проводят дни посещения, когда желающие могут прийти и выбрать себе собаку или помочь сотрудникам с выгулом животных. Территория «Лучика надежды» не очень большая, в вольерах ютятся по три–четыре собаки, есть и те, кто сидит по одному, но только потому, что не могут ужиться с другими животными.

— Здесь находится около 300 собак, и каждый день директору звонят по поводу найденных животных. Приходится отказывать, потому что их просто некуда поместить. Вообще, мало кто берёт животных из приюта. В самый удачный день посещений забирают по две–три собаки. Входящий поток животных намного больше, — продолжает свой рассказ Юрий.

На входе в администрацию приюта меня встречают две собаки — Кукла и Филя.

— Кукла потеряла одну лапу, но она очень отзывчивая и контактная собака, а Филю нашли замёрзшим на улице, он теперь немного набок держит голову и вообще болеет. Они никогда никого не кусают, даже если лают, — знакомит меня работник с обитателями приюта.

Рабочий день Юрия начинается с того, что он насыпает корм и наливает воду из шланга животным. Собак кормят один раз в сутки.

— В день собаки съедают почти 100 килограммов корма, хоть и едят один раз в день. На него уходит большая часть бюджета, и всё-равно постоянно не хватает. Если люди хотят помочь в плане еды, то лучше приносить тот корм, который мы закупаем (Acari ciar — прим. Ф.) или сделать пожертвование в наш фонд, — отвечает мужчина на самый популярный вопрос.

После того как собаки накормлены и напоены, появляется время на небольшой перерыв. Потом Юрий идёт убираться в вольерах животных.

Он работает в вольерах, расположенных на улице. Их больше чем тех, что находятся внутри здания, где уборкой занималась Рита. Уход за животными в приюте — это её основная работа. Задачи — те же, что и у Юрия: накормить, напоить и убраться внутри. Ещё девушка выводила некоторых собак из вольеров на выгулочные площадки.

— Часть нашей работы — перемещение животных, в уличных вольерах они могут подвигаться и пообщаться между собой. Это важно для их физического и морального здоровья, проводить всё время в небольших вольерах за решёткой совсем несладко, — продолжает погружать меня в трудовые будни Юрий.

Возьмите ещё собачку!

Пока мужчина убирался в вольерах, хозяйке приюта позвонили и рассказали о собаке, которую сбила машина. Хоть мест и нет, но её приняли и поместили в отдельный бокс. Здесь уже было три собаки, одна из которых вместе со щенками. Все они с травмами. У первой — нет четырёх конечностей, судя по виду, лапы отрублены, очередная жертва жестокого обращения с животными. У второй, которая с щенками, — глаукома. Теперь вместе с ними временно будет жить собака, которую сбила машина.

— Я шла на работу и увидела, как её сбили. Водитель внимания не обратил — машина как ехала, так и ехала. Она очень скулила и лежала прямо на дороге. Слава Богу, загорелся зелёный [свет], потому что мне кажется, что те кто ехали, не заметили бы её и дальше бы раздавили. Переходили дорогу я и ещё один мужчина. Он побежал впереди меня. Я сказала: «Мужчина, помогите хотя бы на собаку обочину заволочь». Он помог. Пока я искала везде приюты, в ветклиники параллельно звонила, но там говорили, что им не нужна она, — рассказывает женщина, которая привезла в приют новую постоялицу.

— Похоже, что во всём Белгороде и области надо только нам! — вздыхает владелица приюта Наталья Пчёлкина.


Кстати, если вы хотите адресно помочь собаке, которую сбили на дороге, вы можете перейти по ссылке в группу приюта, где размещена подробная информация.

Кто работает в приюте?

— Юрий, сколько людей работает в приюте?

— Постоянных сотрудников немного, часть обязанностей падает на волонтёров или приходящих работников, которые чинят поломанное, занимаются канализацией и утилизацией отходов. Работы много и она непростая, но совсем недавно на приют выделили ещё несколько рабочих мест, и я очень надеюсь, что теперь людей станет больше. Приюту очень нужны ветеринары, кинологи и работники по уходу. Жизнь на улице тяжела для собак, поступает очень много больных животных. Со всеми собаками нужно заниматься, учить элементарным вещам: ходить на поводке, выполнять команды, взаимодействовать с людьми и другими животными.

— А сколько получают сотрудника приюта?

— Заработная плата скорее поощрительная, хватает на проезд и еду, но есть и другая награда — общение с собаками, радость от помощи тем, до кого многим нет никакого дела.

— К чему должен быть готов человек, чтобы подрабатывать или работать в приюте?

— К запаху и физическим нагрузкам. А так работа неложная, нужно просто уметь находить общий язык с псами. Здесь будет работать только тот, кто действительно любит животных. Мужчин на постоянной основе немного, если хочешь копить на что-то, содержать семью, тогда сюда не надо идти, да и женщины более сострадательны к животным. По факту в приютах остаются только неравнодушные, потому что мы работаем здесь в основном за идею — помочь животным. Ну и нужен опыт общения с собаками, понимание их языка тела и поведения. Сразу заходить ко всем подряд в вольеры нельзя. У псов есть только эта пара квадратных метров и миска, нужно понимать, что для них значит территория и как строить с ними отношения.

— У тебя был какой-нибудь интересный случай, связанный с собаками?

— Случаев много, и все они скорее личного характера. Нет универсального рецепта, что ты пришёл на работу, и тебе сказали, что эти собаки неконтактные, а вот здесь — контактные. Этих трогать нельзя, а тех — можно. Каждый работник сам формирует своё отношение к животному. И естественно они гендерно перекрёстно испытывают симпатии. Вот у меня сейчас 150 собак, может даже 170. И их считать смысла нет, потому что огромная текучка.

— По какой причине собаки чаще всего попадают в приют?

— У людей стареет собака, они ведут её к ветеринару. Он говорит, допустим: надо удалить опухоль, нужны лекарства и так далее, это будет стоить 30 тысяч рублей. Человек готов тратить 3 тысячи рублей в месяц на питание собаки, но не готов потратить 30 тысяч на операцию. У людей не поднимается рука усыпить животное, это тоже стоит дорого: утилизация тела, усыпление, поэтому они просто выкидывают её из машины и уезжают. Это обычное и самое отвратительное, что может быть. Конечно, у многих этих животных никогда не было хозяина, они попадают в беду, и люди везут их к нам. Работать в приюте морально тяжело, нужно быть готовым смотреть на травмы, болезни и страдания, стараясь помогать не жалея сил.

— С какими проблемами сталкивается приют?

— Перенаселение, зависимость от пожертвований, случается просто не на что кормить животных. Совсем мало людей забирают собак, только везут и везут к нам. А нужно понимать, что это вроде пансионата, где собака может вылечится и социализироваться, но жить здесь годами — очень тяжело для животных.

В идеале должно быть так: отловил собаку, сделал прививки, убрал агрессию (всем этим занимаются кинологи) и передал хозяину. Хотя, конечно, бывают собаки с такими психологическими травмами, что ними нужно заниматься очень долго, прежде чем они будут готовы к жизни в мире с людьми.

Что хорошо: люди приезжают и просто выгуливают собак. Эти животные, с которыми они гуляют, не всегда умели ходить нормально на поводке. Для собаки очень непросто ходить на поводке с ошейником. Если животное всю жизнь провело на улице, и его привезли во взрослом возрасте в приют и за шею куда-то потащили, оно не понимает абсолютно ничего, что от него хотят. Собака не умеет ходить сбоку от человека, может начать дёргаться во все стороны, паниковать, душить себя ошейником.

Люди приходят и вносят свой вклад в работу с собаками. Иногда, если человек сошёлся с собакой, мы даём ему специальную расчёску, грумминг тоже важен и нужен. Летом шерсть у них ужасно лезет, им жарко, и такие клочкастые никому не нужны. Таких собак — старых, в клоках и особенно калек — редко кто берёт, практически никогда. И то, что они доживают свою жизнь в приюте, их убивает, ведь собака животное стайное, ему нужно общение, свой угол, свой человек. Не так уж много им нужно, если подумать.

Люди думают, что в приюте приютили животное, как будто ему дали жильё. А это не жильë — это просто временная мера, чтобы животное не жило на улице, — объясняет сотрудник «Лучика надежды».

На прогулку выходи!

Пока Юрий занимался уборкой в вольерах, мне предложили выгулять пару собак. Задание несложное, но не менее важное. И я смогла выгулять две собаки Муху и Найду, попробовав сделать то, что делают другие белгородцы, когда приходят погулять с животными.

— Люди выбирают собаку, и мы её выводим. Открывать вольер самим нельзя, собаки могут разбежаться. В белгородском зоопарке есть такая фишка, что за определённым животным присматривает предприятие. Половина это «Агро-Белогорье», но бывают и другие [покровители] поменьше. Люди у нас делают фактически то же самое, только в силу своих финансовых возможностей. Если человеку нравится собака, но он не может её взять домой, он может навещать её раз или два в неделю — это очень большая помощь для нас.

Человек её навестил, дал вкусного, побегал с ней, вычесал. Это суперфишка, но не очень многие так делают. Иногда приходят в первый раз, и им не нравится, как здесь пахнет. Собаки не умеют зачастую никаких команд выполнять, бестолково гуляют и на поводке не очень умеют ходить, поэтому людей это немножко пугает. Гуляют в основном по территории приюта. Только опытным и уверенным в своих силах людей мы разрешаем выйти с собакой за территорию приюта, — говорит Юрий.

Елена Ивлеева, фото из личного архива

Пока я выполняла своё задание, начали приходить и другие люди, которые тоже выгуливали собак. Я поговорила с ними, чтобы понять, зачем им это нужно.

— Я прихожу сюда раз в неделю, в основном по субботам. Начала заниматься выгулом собак в приюте, потому что я люблю этих животных и стараюсь делать самое малое, что могу, — делится со мной 42-летняя Алиса, которая преподаёт в БГИИК.

Ещё одна женщина Елена Ивлеева постоянно занимается зооволонтёрством.

— Мы приезжаем сюда в выходной, в субботу. Вот, например, собачка [Вера], мы с ней очень подружились. Её год назад на выставку раздачи собак в парке имени Ленина привела бабушка очень старенькая, попросила пристроить её, так как у неё не было сил и возможности с ней заниматься. Собаку забрали в приют, на выставке она очень всем понравилась, все приходили, знакомились, гладили, но никто не забрал, поэтому она целый год живёт в приюте. Но мы её всё время осенью и весной будем отвозить на выставку.

Рекламируем её на «Авито», «Юле», в зоозащитных группах. Будем искать ей хорошего хозяина. Очень хорошая, добрая собачка, она меня ждёт по субботам, выглядывает, из прутьев мордочку высовывает. Практически не убегает, вот у меня поводок в руке, мы с ней гуляем, я ей вкусняшку приношу всегда, — рассказывает женщина.

В субботу в приюте «Лучик надежды» наконец-то поставили небольшой бассейн для собак. Помочь с ним откликнулись двое мужчин — Михаил и Роман.

— В прошлом году у Натальи Пчёлкиной брал кота себе из приюта. Решили помочь, потому что просто надо помогать, тем более, что среди волонтёров в основном женщины. Периодически, когда идут просьбы именно мужчинам, мы по мере возможности откликаемся. Здесь первый раз помогал, туда тоже уже ездил (речь о приюте в Новой Нелидовке — прим. Ф.). Хочется помогать. Думаю, что сейчас здесь с бассейнами разберёмся, и, может быть, погуляю с собакой, — говорит 43-летний Михаил.

Михаил приехал, чтобы помочь установить бассейн для собак

***

Рабочий день у Юрия Ридера заканчивается в 17 часов.

— Вот и конец рабочего дня: последние поручения директора, может, кому-то нужно дать лекарства, поставить укол, несложные повседневные обязанности тоже на сотрудниках, врача вызываем лишь по необходимости. Перед уходом нужно проверить, чтобы у всех была вода, но второй раз уже не кормишь. Это, конечно, не очень здорово. На мой взгляд, нужно всё-таки кормить два раза в день, но денег на это уже не собрать, — делится сотрудник.

Как помочь приюту?

В приюте «Лучик надежды» есть ряд проблем, которые директор Наталья Пчёлкина не всегда может сама решить. Желающие могут взять животное на передержку или найти себе постоянного четвероногого друга. Также в приюте принимают финансовую помощь. Все подробности можно узнать в группе «Лучика надежды» «ВКонтакте».
Текст и фото: Мирослава Басараб

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Белгороде отремонтировали пансионат для бездомных животных. Но только после вмешательства прокуратуры

В Белгороде отремонтировали пансионат для бездомных животных. Но только после вмешательства прокуратуры

Стоит ли брать домашнее животное из приюта [инфографика]

Стоит ли брать домашнее животное из приюта [инфографика]

Как и насколько успешно в Белгородской области проводят профилактику заболеваний животных?

Как и насколько успешно в Белгородской области проводят профилактику заболеваний животных?

«У нас уже 193 собаки и все места заняты». Как работает белгородский приют «Лучик надежды»​, открытый при Юрии Галдуне

«У нас уже 193 собаки и все места заняты». Как работает белгородский приют «Лучик надежды»​, открытый при Юрии Галдуне

«Бездомных никто не замечает, а они рядом с нами». Журналистка Вера Фесенко — о творческом дипломном проекте «Слилась с асфальтом»

«Бездомных никто не замечает, а они рядом с нами». Журналистка Вера Фесенко — о творческом дипломном проекте «Слилась с асфальтом»

В Белгороде перенесли дату семинаров по оказанию неотложной помощи

В Белгороде перенесли дату семинаров по оказанию неотложной помощи

«Есть „пчёлки“, есть „паучки“, а здесь — „берегини“». Как в белгородском храме женщины плетут маскировочные сети для российских военных

«Есть „пчёлки“, есть „паучки“, а здесь — „берегини“». Как в белгородском храме женщины плетут маскировочные сети для российских военных

«ЦИПсОшная свора», «киевские наймиты» и «калибр говнаря». В Белгороде прошло первое заседание по делу Маслова — Бабина

«ЦИПсОшная свора», «киевские наймиты» и «калибр говнаря». В Белгороде прошло первое заседание по делу Маслова — Бабина

«Дети тоже друг на друга нападают. Вы же не призываете их убивать?!». Как в Белгороде протестовали против эвтаназии для бездомных животных

«Дети тоже друг на друга нападают. Вы же не призываете их убивать?!». Как в Белгороде протестовали против эвтаназии для бездомных животных

«Люди ревут, собаки ревут». Как белгородские волонтёры помогали и помогают брошенным животным из Шебекина

«Люди ревут, собаки ревут». Как белгородские волонтёры помогали и помогают брошенным животным из Шебекина

«Это бросит тень на всех остальных волонтёров». Юлия Немчинова отреагировала на критику в свой адрес в Telegram

«Это бросит тень на всех остальных волонтёров». Юлия Немчинова отреагировала на критику в свой адрес в Telegram

«Каждая бабушка должна была получить свой инсулин». Как в Белгороде продлевали арест волонтёрки Надин Гейслер

«Каждая бабушка должна была получить свой инсулин». Как в Белгороде продлевали арест волонтёрки Надин Гейслер