«Лучик надежды»
Раньше Наталья Пчёлкина помогала бездомным животным в своём доме, но областное управление ветеринарии подало на неё в суд из-за организации нелегального приюта. В сентябре 2020 года ей запретили держать собак в частном доме и обязали ликвидировать приют. После решения суда Наталья арендовала участок на окраине города, который ей предложил бывший мэр Белгорода Юрий Галдун, и создала некоммерческую организацию «Лучик надежды», через которую начала собирать деньги на строительство приюта.
Уже в октябре 2021 года Наталья и спасённые ей животные переехали в новый приют. Сейчас в нём одновременно могут разместиться 350 животных. «Лучик надежды» — муниципальный приют на коммерческой основе. Белгородская администрация платит зарплату его сотрудникам, но в остальном приют обеспечивает себя сам — волонтёры собирают пожертвования на дополнительные нужды. Например, только на уличные вольеры уходит примерно десять мешков корма в месяц — это около 15 тысяч рублей.
В марте 2021 года приют получил 300 тысяч рублей в качестве гранта. Однако 200 тысяч рублей из них ушли на стерилизацию животных, а остальное — на корм.
— Приют построен с учётом наших пожеланий и по евростандартам, но вся беда в том, что по большей части люди решили, что всех домашних можно сдать к нам. У нас приют рассчитан на 350 мест, но у нас уже 193 собаки, и все места заняты. [Почему так?] У нас есть ряд пустых вольеров только из-за того, что мы не тянем сборы на будки. Вроде бы, и условия для собак хорошие, но легче не становится. Собак очень много и очень много подкидывают животных, особенно щенков, — рассказывает Наталья Пчёлкина.
По словам женщины, чтобы принять больше животных, приюту нужны будки для уличных вольеров.
— Покупать будки очень дорого получается. Мы ищем самые дешёвые варианты, но всё равно одна будка стоит 9 тысяч рублей. Если бы кто-то отозвался, мог сам смастерить нам такие будки, было бы здорово. Нам главное, чтобы они тёплые были и всё.
«Старички», щенки и «кошки-нелегалы»
Наталья рассказывает, что люди часто обращаются в приют, чтобы отдать пожилых и больных собак или щенков, которых родили их питомцы. Только пока мы общались с Натальей, несколько человек позвонило ей с такой просьбой, а одна из звонивших лично приехала в «Лучик надежды».
— Недавно мы нашли «старичка» (пожилого пса — прим. Ф.), кто-то выкинул его перед Новым годом, хотя он еле ходит. Чего людям стоило оставить его дожить дома? Сколько ему осталось? Когда мы нашли его, он уже был весь замёрзший, мы думали о худшем, но всё обошлось. Нам только за один день поступило 12 просьб забрать их животное. Люди и приходят, и звонят, и даже угрожают, что выбросят животное, если мы его не заберём, — признаётся Наталья.
В административном здании приюта живут ещё несколько «кошек-нелегалов» — так их называет сама Наталья — и несколько собак, включая того самого «старичка», которого нашли перед Новым годом.
В приюте вообще много старых животных с особыми потребностями. Только в последнее время в «Лучик надежды» поступило 11 таких собак, две из которых больны раком. Им нужна терапия, специальный корм или лечение. Некоторые из собак, вероятно, останутся в приюте навсегда. Одна из таких животных — Кукла. Она потеряла задние лапы, как предполагает Наталья, по вине человека.
— У нее нет задних лап, и следы слишком ровные, нам сказал об этом ветеринар. Наверное, кто-то поиздевался над ней. У Маркуса нет задней лапки и хвоста, скорее всего, это тоже вина человека. Они молодцы, гуляют, на них это никак не влияет. Ещё они приучены к пелёнке. Куклу, уже наверное, никто не заберёт, таких очень редко берут. За шесть лет у меня взяли всего одну собаку без лапки и кота. Люди очень настороженно к этому относятся, хотя они и прекрасно бегают, на них это никак не отражается.
Кураторы и «приветы из дома»
В приюте есть ветеринарный кабинет, но пользоваться им сотрудники «Лучика надежды» не могут. В нём просто нет нужного оборудования.
— У нас тут ничего нет. Если бы было оборудование, мы бы могли хотя бы здесь стерилизовать животных. Это тяжело. Даже, чтобы сделать капельницу собаке, нам приходится возить в город, на это уходит очень много времени. У нас в приюте работает три человека, а собак очень много. Сейчас нам нужен хирургический стол, холодильник под лекарства, потому что мы их сейчас храним в обычном холодильнике. Также нам нужна лампа, морозильные лари под мясо, но самое главное — это будки, можно даже приносить старые покрывала, матрасы, тёплые вещи, чтобы можно было стелить в вольерах, — говорит Пчёлкина.
В будущем Наталья планирует поставить ещё два ряда вольеров, но для этого тоже нужны деньги. У приюта вообще большой список того, что прямо сейчас нужно животным. Желающие могут самостоятельно приобрести что-то из этого списка и привезти в приют, или же перечислить любую сумму на карту Натальи Пчёлкиной: 2202 2007 7903 5540.
Нажмите, чтобы посмотреть полный список необходимого ↓1. Корм для собак Chappi или Pedigree 2. Корм для собак с проблемами здоровья Gemon или Acari
3. Таблетки «Бравекто» против блох и клещей
4. Будки для собак;
5. Морозильные лари
6. Промышленные электроплиты большого размера
7. Ветеринарный хирургический стол, холодильник для лекарств.
8. Можно приносить покрывала, матрасы, тёплые вещи (это нужно для утепления будок) |
Из официального приюта животных забирают охотнее, чем во времена, когда они находились в частном доме. Только за время, пока мы были в приюте, две семьи приехали, чтобы забрать питомцев домой.
— Мы пристраиваем собак через соцсети, волонтёры пиарят их по всем зоозащитным группам в «Инстаграме» и «Фейсбуке» (*деятельность Meta, Facebook, Instagram запрещена в России, мы обязаны это указывать по требованию российского законодательства) [мы разговаривали с Натальей Пчёлкиной до блокировок этих соцсетей. Вероятно, теперь пристроить животных станет ещё сложнее]. Отсюда, конечно, собак уезжает больше, чем уезжало из дома, потому что здесь люди приходят, видят их. Часто бывает, что человек приезжает, несколько раз погуляет с собачкой, прикипает к ней и забирает домой. После того, как собака пристраивается, мы продолжаем её курировать: просим присылать фотоотчёт. Причём «приветы из дома» люди нам часто присылают сами, мы их не обязываем.
Чтобы взять собаку из приюта, нужно оформить договор. В нём прописывается, что животное отдают хозяину здоровым, кастрированным или стерилизованным. Если собака не подойдёт человеку, он может вернуть её обратно в приют — это тоже прописано в договоре. С некоторыми животными, которым требуется воспитание, даже работает кинолог. При этом, если у человека нет возможности забрать собаку домой из приюта, он может взять её под финансовое кураторство.
— К нам всегда можно приехать и погулять с собаками. Например, сейчас девушка-куратор увезла на прогулку хаски. Она его два-три раза в неделю берёт, в лес, парк, фотографирует для соцсетей, чтобы найти хозяина. Человек может выбрать и взять под кураторство любую собаку. Это не так сложно. Нужно раз в три месяца покупать таблетки для защиты от блох, раз в год — прививки и каждый месяц примерно мешок корма. Сейчас из 193 собак — у 17 животных есть кураторы, — говорит Пчёлкина.