Работать
над проектом «Слилась
с асфальтом» Вера Фесенко начала ещё в
первом полугодии четвёртого курса
бакалавриата.
Тогда она думала над планом проекта, а
с января 2022 года, чтобы
собрать необходимый материал, начала
посещать Марфо-Мариинское
сестричество
в Белгороде, куда приходили бездомные
женщины.
— Чтобы собрать больше информации о бездомных людях, мне даже пришлось уволиться с работы. Так я смогла приходить в Марфо-мариинское сестричество через день, — объясняет Вера.
Вместе с девушкой в проекте «Слилась с асфальтом» были задействованы ещё несколько людей. Редактурой занимался Андрей Шилин, Дарья Белозёрова делала фотографии и отвечала за дизайн, Виктория Кармазенюк работала над коллажами, а преподаватель факультета журналистики Ян Тяжлов курировал весь проект. Финалом работы стала вёрстка сайта, которой команда занималась до конца июня — практически вплоть до защиты дипломной работы.
Центральным персонажем истории «Слилась с асфальтом» стала бездомная женщина Татьяна. Но на сайте проекта есть и другие разделы: например, интервью с психологом Астрид Невски «Как становятся бездомными» или фотосессии из приюта «Милосердие и забота». Оценить проект целиком можно по ссылке.
***
— Вера, что тебя подтолкнуло к такой теме творческого диплома?
— Я знала, что бездомные люди есть, о них как-то говорят, про них пишут новости, но в гендерном аспекте было очень мало историй про женскую бездомность, да и вообще мало подобных проектов.
В центре нашей творческой работы — бездомные женщины. Жаль только, что мне не удалось рассказать больше их историй и включить в проект больше героинь. Причина — женщины не такие контактные. Мне было очень сложно найти героиню, которая подробно бы рассказала о себе, и из этого получилась бы полноценная история.
Мой эксперт говорит о том, что женская бездомность и бездомность в целом — это проблема не только людей, которые попали в непростую ситуацию, но и тех, кто живёт рядом с ними в городе.
— Ты смогла для себя ответить на вопрос: почему бездомных женщин трудно вывести на диалог?
— Потому что многие женщины [в отличие от мужчин] более сильные, не смотря на то, что им пришлось оказаться на улице. Они не зависят от алкоголя и держат дистанцию с другими людьми. В принципе у бездомного человека очень мало времени для общения с человеком, которого они относят к «домашним». Во время такого общения они фактически избавляются от своих дел. И вместо того, чтобы, например, сходить поискать себе еду, они уделяют время тебе. У них другие цели в жизни.
Главная их задача — выжить, поэтому у них нет времени на диалог. Возможно, они не хотят, чтобы о них рассказывали в СМИ, потому как кто-то может стыдиться своей истории.
Передо мной стояла задача — быть слушателем, который вовремя выцепит то, что нужно, ведь бездомные — очень закрытые люди. Они редко рассказывают, что произошло. Особенно женщины. Мужчины чаще ноют о своих проблемах, и с ними легче начать диалог. Они подходили и постоянно что-то рассказывали, но для меня изначально были важны именно женские истории.
— Вера, расскажи, как Татьяна стала главной героиней истории «Слилась с асфальтом»?
— Мне было очень страшно подходить в первый раз к бездомным женщинам, а у неё (у Татьяны — прим. Ф.) были добрые глаза, поэтому её я не так сильно боялась, как других.
Бездомных женщин в сестричестве очень мало, и в основном это были старушки, которые пришли не потому, что они бездомные, а потому что у них нет денег на еду. А Татьяна — яркий пример бездомных женщин. Она туда пришла в обносках, и она показалась мне очень колоритной.
Я преодолела свой страх подойти и поговорить с ней, хотя мне было достаточно сложно начать разговор. Но выбор собеседника был не велик, поэтому я и взяла её.
— Как реагировали бездомные люди на журналиста?
— Только одна женщина негативно отреагировала на меня. Я спросила у неё, знает ли она, где Татьяна, но вместо ответа она мне посоветовала уйти и не мешаться [«„Чего лезешь? Не видишь, люди тут заняты!“ — рявкнула она мне в лицо», — так описала девушка этот эпизод в истории «Слилась с асфальтом»]. Но мне кажется все так думали: «Уходи, пожалуйста», но никто вслух этого не сказал. Они постоянно смотрели на меня косо. И когда я уже сама обратилась, я получила такую реакцию.
Выбивать из них информацию сложно, они скрытные. Наш разговор с Татьяной начинался каждый раз с простой фразы: «Здравствуйте, как ваши дела? Как вы дошли сегодня со Строителя? Слишком холодно было?». Только после этого она сама могла мне что-то рассказать. Мне оставалось только слушать и уточнять какие-то моменты, так как она редко отвечала на мои прямые вопросы.
— Вера, ты также была в приюте «Милосердие и забота». Как тебя встретили там?
— Попасть в приют было довольно просто. Я поговорила с директором [Владимиром Выродовым], и мне разрешили. Но одному ходить там нельзя, потому что часто там лежат бездомные с отклонениями, и директор держит это под контролем. Он что-то о них рассказывает, они тоже пару слов скажут, но наедине с ними мне было находиться нельзя. Всегда рядом была либо сиделка, либо ещё кто-то из работников приюта.
— С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки проекта?
— Было много препятствий: от организации работы до сбора информации. В сестричество я приходила около трёх месяцев подряд с конца февраля.
Сложность была в том, что ты не можешь просто так прийти и сказать: «Здравствуйте, я хочу взять у вас интервью». Ты должен познакомиться с бездомными, сделать так, чтобы они стали тебе доверять. Можно было просто прийти в сестричество, чтобы посмотреть, как они готовят обед. Оттуда тебя не выгонят, ведь ты — просто журналист и хочешь посмотреть. А вот прийти туда, где едят бездомные, — уже тяжелее. Сёстры никак не помогут, а ты просто стоишь, наблюдаешь, что-то подслушиваешь, подсматриваешь, как-то вклиниваешься в диалог. Главная сложность — заслужить доверие.
— Кто тебе помогал справляться с трудностями?
— Мой молодой человек Андрей. Я приходила домой после каждой встречи и просто падала в слезах от того, как там страшно, или от того, что у меня не получалось собрать больше информации о женщинах. Это всё усложняло, и Андрей успокаивал меня. Я более импульсивная, чем он. Андрей спокойный, и как-то всё размерено решалось. Так же мне помог научный руководитель — Ян Игоревич Тяжлов. Он много сделал для этой работы в плане проектирования. Нужно было постепенно решать поставленные задачи, а потом это всё собиралось в общую картину.
— Были идеи, которые ты так и не смогла воплотить?
— Мы хотели снять видео, как Татьяна идёт домой в Строитель, но она меня отшила. Я уговаривала её несколько дней подряд, и в какой-то момент она даже согласилась. Но в итоге я пришла и была готова вместе с ней идти по морозу, но она мне заявила: «Не трогай меня, я не хочу с тобою видеться и разговаривать, у меня депрессия». Всё рухнуло. Ход событий зависел не только от меня, но и от героини, которая оказалась очень многогранной. Ещё мы не смогли вписать в проект больше героинь, потому что, как бы я не старалась, другие женщины не шли со мной на контакт.
— Подскажи, ты разбиралась, как государство помогает бездомным людям?
— Да. Государство должно помогать им, потому что это прямая функция соцзащиты. Мы отправляли запрос в областное правительство и узнали из ответа, кто помогает бездомным. В частности, это приют «Милосердие и забота», поэтому мы его тоже посещали.
Но, признаюсь, что за время работы над проектом у меня сложилось впечатление, что органы соцзащиты недостаточно хорошо выполняют свою функцию по работе с бездомными. Например, как мне рассказала главная сестра милосердия в Марфо-Мариинском сестричестве, у моей главной героини Татьяны — инвалидность, но ей не смогла помочь соцзащита.
— Вера, как на тебя повлияла работа над проектом?
— Я приносила еду в Марфо-Мариинское сестричество, чего я никогда раньше не делала и никогда даже не думала об этом. После этого я начала думать о других людях. О тех, у кого есть более серьёзные проблемы, чем у меня. У них нет еды, им нечего носить, поэтому я перебирала свои вещи и относила в добромаркет «Черешня». Я побуждаю на это других. Мой парень тоже отнёс свои вещи в «Черешню». А ещё сейчас там помогают беженцам из Украины. Они тоже в какой-то степени бездомные сейчас, потому что экстренно переехали в другую страну.
Это и есть добро. Я раньше не задумывалась о том, насколько важна материальная и существенная помощь другим. Настоящее добро оно для тех, кто нуждается. Ты не можешь просто подойти и сказать простые слова поддержки бездомным людям. Ты должен подойти и сделать что-то.
По возможности я хочу и дальше помогать бездомным. Это и есть журналистика прямого действия. Если я смогла побудить себя, значит смогу побудить к полезным действиям и других. Теперь я понимаю, что ещё больше хочу заниматься социальной журналистикой. Мне хочется ещё больше помогать людям.
Цель моего проекта в том, чтобы люди начали помогать другим — тем, кому нужна помощь. Чтобы люди заметили этих других. В этом и есть смысл названия «Слилась с асфальтом». Бездомных никто не замечает, а они находятся совсем рядом.
Как можно помочь?
Если вы прониклись историей Татьяны или темой бездомных людей, на запущенном командой проекта сайте в разделе «Помочь» есть информация о том, как и чем можно помочь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Также можно принести ненужные вещи в хорошем состоянии в добромаркет «Черешня» в Белгороде.
Подробнее с проектом можно ознакомиться по ссылке.