С конца февраля в Белгородскую область продолжают прибывать жители Донецкой Народной Республики. Многие из них живут в пунктах временного размещения. Есть и те, кого разместили в санаториях. В одном из районов в санатории уже более двух месяцев живут 166 человек, в том числе 67 детей. Перед Пасхой сотрудники Ростелекома вместе с белгородской филармонией организовали для них органный концерт.
«Донецк — город роз и тружеников»
Практически все жители ДНР приехали на концерт вместе с детьми. Самым младшим из них около двух лет, старшим — 14–15. Волонтёры, работники филармонии и сотрудники «Ростелекома» показывают людям, где они могут оставить вещи и куда им пройти дальше.
Ведущий с микрофоном открывает праздник, и в зале начинает играть музыка. Детей приглашают потанцевать, но пока им больше нравится играть и фотографироваться с аниматорами в костюмах животных.
— Привет, как у тебя дела? Давай танцевать с нами вместе! — приветствуют одного из мальчиков девушка-аниматор.
Мальчик соглашается. Аниматоры и группа детей начинает танцевать. Родители и дети увлечены праздником и угощениями. Зал весело галдит, дети улыбаются.
Ведущий приглашает детей и взрослых на танцевальный мастер-класс. Дети застенчиво смотрят на импровизированную сцену, но не спешат выходить. Со временем они всё-таки перестают бояться сцены и начинают повторять движения за аниматорами.
Я в это время разговариваю с Александром Гасановым. Ему 70 лет, он бывший подводник и приехал сюда с женой.
— У вас хороший город и добрые люди. Хочу сказать всем белгородцам: «Любите, живите танцуйте, рожайте детей». У вас люди приветливые, работящие. Я никогда не был в Белгороде, но вы молодцы. Я в восторге. Моя жена, к сожалению, не смогла сегодня приехать, она заболела. Мы здесь с 22 февраля, у вас очень хорошо, но нам хочется домой. Я рад за вас, что у вас такой город. А нам надо ехать домой, отстраивать Донецк. Приезжайте к нам тоже, у нас очень красивый город, город роз и тружеников, — приглашает меня Александр Иванович.
«Дети слышат самолёты и кричат: „Нам что, надо бежать?“»
Мне удаётся поговорить с ещё несколькими жителями Донецка. Лариса Федорищева приехала в Белгород 22 февраля вместе с дочерью и внучкой.
— В 2014 году мы тоже уезжали с детьми и внуками. Сейчас мы поняли, что нужно уезжать, когда по телевизору начали говорить, что лучше выехать, чтобы сохранить свои жизни. Старшая дочка с двумя детьми уехала в Ростовскую область, а я с младшей дочкой и внучкой приехали сюда. Сейчас мы поддерживаем с ними связь, каждый день созваниваемся. Дома в Донецке у нас никого не осталось, все уехали. Конечно, больно было оставлять жильё. У нас там даже маленькая такса была по кличке Ричи. Мы её тоже с собой забрали, оставить не с кем было.
Соседи многие остались, у нас в подъездах живёт много бабушек и дедушек, они уже никуда не хотят ехать. Мы сами собрали что под руки попало и поехали. Когда уезжали были и страх, и растерянность. В Донецке я работала в благотворительном фонде «Милосердие». По сути, была соцработником, мы обслуживали пожилых. Конечно, я переживаю сейчас за своих дедушек и бабушек. Есть те, которым продолжаю звонить: кто-то из них уехал к родственникам, а есть те, которым уже по 90 лет, но мы всё равно их не бросаем, я звоню им каждый день.
Младшей внучке — пять лет, она только отошла от этого всего. Первое время она скучала по дому, но сейчас говорит: «Мама здесь каждый день выходной, мне хорошо». Но когда самолёт низко летит, шумит, она сразу кричит: «Нам что, убегать надо?». Мы ей объясняем, что не надо никуда убегать, но она всё равно боится, — рассказывает Лариса Ивановна.
Дети продолжают танцевать вместе с аниматорами. Аниматоры заводят большой хоровод вместе с ними, который растягивается практически на половину зала. Скоро к ним подключаются и родители. В конце родители и дети делают большую общую фотографию.
«Мы танцуем, чтобы забыть о *****» [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово]
Маленькая пятилетняя Даша с двумя хвостиками и в розовом платье бегает, прыгает, катается на аниматоре как на пони, пока её мама Елена общается с журналистами. Старшая сестрёнка 10-летняя Ангелина стоит рядом с мамой.
— Они не в первый раз уже фотографируются, они профессионалы, — говорит женщина. — Они и камер не боятся, младшая сама на сцене выступает.
— У обезьянки — a monkey
Была подружка — a frog — лягушка,
Была сестричка — a fox — лисичка, — в подтверждении слов мамы Даша начинает рассказывать стихотворение.
Девочка не может долго стоять на месте и скоро убегает к другим детям, а Елена остаётся вместе со старшей дочерью вдвоём.
— Такие мероприятия нужны, чтобы забыть о ***** [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово]. Иногда хочется побольше эмоций, отвлечь голову, чтобы было интересно, зарядиться позитивом. Дети хотят танцевать, и мы хотим танцевать, — смеётся молодая женщина.
— Мы приехали 22 февраля из Горловки. Тут мы успокаиваемся, но нам всё равно не удаётся отвлечься, — восемь лет не забудешь. Всё равно постоянно звонишь родственникам, узнаёшь, где обстрелы.
У меня двое деток, им пять и десять лет: Даша и Ангелина. Мы приехали сюда, чтобы они не видели ***** [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово], не видели бомбёжек, чтобы они не плакали, чтобы не было стресса. Зачем там оставаться, если есть возможность уехать. На мероприятие мы приехали, чтобы они погуляли, отвлеклись, чтобы у них на память осталось что-то важное, чтобы послушали хорошую музыку, — продолжает свой рассказ Елена Масютенко. — В санатории мы постоянно танцуем, у нас проводят дискотеки. Мы танцуем, чтобы забыть о ***** [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово]. Здесь дети стали чаще улыбаться. Мы отвлекаемся как можем, ездим на всякие мероприятия, стараемся развлекать детей, в парки ездим, в город. В Донецке у нас остались родители мужа. До сих пор мы думаем обо всём этом, без этого никак. Эти мысли не уходят, даже если сейчас у нас настроение хорошее, мы всё равно думаем о том, что там происходит. Мы планируем вернуться, когда всё успокоится.
Десятилетняя Ангелина стесняется общаться с журналистами.
— У меня всё хорошо, но в новом городе тяжело. Я учусь в 5 классе, хожу в Бехтеевскую школу. У меня здесь много друзей: и мальчиков и девочек.
На мой вопрос, помнит ли она что-то о ***** [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово], девочке коротко отвечает «Да».
— Я помню, как мы сидели в подвалах, и всё остальное. У нас там остались дедушка с бабушкой и кошка с собакой. Здесь мне нравятся дискотеки. Нам просто после ужина включают музыку, которую мы сами выбрали, накачали. В санатории у меня есть двоюродный брат — мой сверстник, и одноклассница из другого корпуса, — рассказывает Ангелина.
Гостей праздника приглашают в органный зал, где их ждёт солист филармонии Тимур Халиуллин. Гости рассаживаются по местам. Многие из них в первый раз видят органный зал.
— Здесь так красиво! Никогда такого не видела, — слышу я разговор женщин, сидящих недалеко от меня.
«Сыграйте „Лунную сонату“»
На сцену выходит директор белгородской филармонии Светлана Боруха.
— Вы все, наверняка, бывали в храмах и знаете, что они всегда высокие. Вот и органные залы строят очень высокими. Небольшого размера, но высокими для того, чтобы воздух из труб, выходя, поднимался наверх, отражался от потолка и возвращался к слушателям вниз. Белгородский орган, без ложной скромности, лучший в ЦФО. После выступления можно будет даже заглянуть внутрь органа, — обещает зрителям Светлана Юрьевна.
Светлана Боруха приглашает к органу Тимура Халиуллина. Перед тем, как он начинает играть, из середины зала доносится голос: «Сыграйте, пожалуйста, „Лунную сонату“». Эта просьба звучит от серьёзного вида подростка в спортивном костюме.
— Обязательно сыграю, но в конце, — обещает мальчику Тимур.
Знакомая мне девочка Даша уже не может спокойно сидеть в зале возле мамы и сестры, и её приглашают на сцену. Первую композицию Иоганна Баха она «играет» вместе с Тимуром, сидя за органом. Во время выступления орган переливается разными цветами: красным, жёлтым, синим. Солист играет для детей и взрослых саундтрек к фильму «Гарри Поттер» о мире волшебства и магии. Даже на органе мелодия остаётся узнаваемой с первых нот.
— Мама, это Гарри Поттер! — кричит из зала маленькая девочка.
Три композиции Тимур играет сольно, после этого приглашает на сцену исполнительницу с гуслями.
— Сейчас я хотел бы показать, что несмотря на то, что орган — это европейский немецкий инструмент, но он находится на русской земле, поэтому на нём нельзя не играть славянскую музыку. Сейчас прозвучит украинская народная песня, причём прозвучит одновременно на органе и гуслях, — объявляет исполнитель.
Девушка склоняется над гуслями, а Халиуллин — над органом. Исполнение нежной мелодии практически весь зал снимает на телефоны. Когда композиция заканчивается, зрители ещё долго аплодируют музыкантам.
Тимур играет ещё несколько композиций. После этого он отвечает на вопросы зрителей о музыкальном инструменте.
— А что это за приборы по бокам от органа? — спрашивает подросток, просивший сыграть «Лунную сонату».
— Это то, что управляет регистрами органа. Это самый низкий регистр, — показывает музыкант, как звучит регистр.
По залу доносится громкий гул.
— Как будто стреляют, — находит понятную для себя метафору мальчик.
Из зала доносятся понимающие возгласы.
Под конец выступления Тимур Халиуллин, как и обещал, исполняет «Лунную сонату». Парень в спортивном костюме, который просил её сыграть, впервые за весь концерт достаёт телефон и снимает выступление органиста.
«Нам обидно, что мы слушаем здесь музыку, а там люди прячутся»
— Такой прекрасный концерт, чудеса просто. Мне так понравилось, — говорит мне одна из женщин, пока мы поднимаемся по лестнице к органу. — Я здесь одна, тоже из Донецка. Больше всего мне, конечно, понравилась украинская музыка на гуслях. Мне только скрипки не хватило, я бы очень хотела её услышать, — признаётся женщина.
Дети и взрослые фотографируются возле органа и с Тимуром, многие благодарят его за концерт. Особенно увлечённо дети и взрослые рассматривают необычный музыкальный инструмент. Детей даже провели внутрь него.
— Эти трубы светятся с помощью подсветок. Я сфотографировалась с дядей (девочка так называет музыканта — прим. Ф.), который играет на органе. В этом инструменте полторы тысячи труб. Нам ещё сказали, что там три этажа вверх, но мы туда не поднимались. Я даже видела лестницу, там много разных труб, и есть прибор, как на баяне, который надувает воздух. Мне очень понравилось! — рассказывает журналистам десятилетняя Злата Троценко.
В это время её мама снимает дочку на телефон.
— Мы приехали из Горловки. Эмоции зашкаливают. Мы уже слышали органные выступления. Я ходила в Москве на органный концерт и в Донецке, а дочки — Николетта и Злата — в первый раз [на таком концерте], — рассказывает Юлия Троценко. — В Белгородской области мы уже два месяца. У меня в Донецке остались родители, они не хотят уезжать. Папа хочет остаться там, а мама не оставит его.
На сцене, где рядом с органом стоит фортепиано, девочка лет 11 играет незнакомую для меня, но очень красивую мелодию. Вокруг неё кучкой стоят другие дети и взрослые и внимательно слушают, как она играет.
— Её зовут Таня, — просвещает меня одна из девочек.
Когда она заканчивает играть, Тане громко аплодируют.
— Где ты так научилась играть? — уточняю у неё я.
— В музыкальной школе, — застенчиво говорит Таня и поспешно уходит вместе с бабушкой.
Гости покидают органный зал. Мне удаётся ещё пообщаться с Валентиной Скрябиной. В Донецке она работала учительницей английского языка.
— Мы сейчас слушали прекрасную музыку, нас это очень впечатлило. Мне в первую очередь подумалось, что у нас тоже есть филармония, и здесь мы можем послушать музыку, хотя и не дома. Отличный концерт! Настолько все трогательно, всё эмоционально, всё красиво, но очень грустно и обидно, — говорит Валентина.
— Почему обидно? — спрашиваю я.
— Потому что у нас ***** [по требованию Роскомнадзора мы не можем употреблять это слово], — говорит Валентина. — Потому что мы все можем это увидеть, а те люди, которые там, не могут, они прячутся, — говорит Елена Масютенко.
— Мы очень полюбили Белгород, будто побывали в родном невоенном городе. Хочу вернуться, всё там осталось, — признаётся Валентина.
Мы спускаемся по лестнице в холл белгородской филармонии. Многие из приехавших уже вышли на улицу. Там их ждёт автобус, который отвезёт их обратно в санаторий. Но две женщины задержались, чтобы сфотографировать филармонию изнутри.
— Ой, такая красота, девочки! Повезу фото в Донецк, — говорит одна из них.
— А я — в Горловку, — добавляет вторая.