250 голосов
Осенью 2021 года Министерство цифрового развития РФ предложило россиянам проголосовать за малые населённые пункты, которым проведут высокоскоростной мобильный интернет и сотовую связь. Россияне голосовали через Госуслуги и «Почту России». Всего в 2022 году по итогам голосования доступ к 4G должны получить 2002 населённых пункта, 43 из них — в Белгородской области.
Одним из этих пунктов должно было стать село Святославка в Ракитянском районе, но интернет там так и не появился. Его житель Алексей Конотопский говорит, что их село также участвовало в голосовании и собрало нужное количество голосов, однако его исключили из голосования из-за якобы несоответствия правилам.
На сайте Госуслуг указано, что условия для подключения — населения села от 100 до 500 человек, максимум голосов по региону, включение в региональные квоты и наличие технических возможностей для подключения к интернету.
Самое большое количество голосов среди победивших населённых пунктов оказалось у хутора Копанец — 353 голоса, а самое маленькое — у села Чужиково — девять. Святославка набрала 250 голосов, однако её жителям всё равно отказали в подключении в последний момент.
— В итоге, когда пришёл окончательный результат, нам сказали, что наше село оказывается не соответствует каким-то требованиям и даже не объяснили каким. При этом в соседнем селе и других населённых пунктах Ракитянского района поставили вышки, значит, у других всё хорошо, а наша деревня, получается, особенная? Это неудобно, неприятно. Получается, будто нас обманули. Люди поверили, а в итоге получилось вот так, — рассказывает Алексей Конотопский.
Ходят за интернетом и связью по полям
По словам Конотопского, вышку связи в селе обещают установить уже 15 лет — с 2007 года, однако до сих пор этого так и не произошло по непонятным причинам. Сейчас улучшить связь сельчане могут только с помощью усилителей, которые они устанавливают на свои дома.
— Я поставил усилитель, но стало ненамного лучше. Примерная стоимость такого усилителя 6–20 тысяч рублей. Да, 6-7 тысяч это не очень дорого, но, если у человека пенсия всего 15 тысяч, он себе такое позволить не может, — поясняет Алексей.
Если усилителя в доме нет, людям приходится бродить по селу и искать связь даже для того, чтобы вызвать скорую. Они уже привыкли ходить в поле или лес возле деревни, чтобы позвонить.
— У нас много пенсионеров, дети учатся в школе на дистанционном обучении. Люди в XXI веке ходят за интернетом и связью по полям, лесам, посадкам, ищут сети. Это не дело в XXI веке. Недавно у одной из жительниц заболел муж, и она не могла вызвать ему скорую. Она при мне позвонила оператору: «Сколько же вы будете издеваться, у меня чуть муж не умер. Я не могла скорую вызвать, мне пришлось идти в лес ночью по морозу, чтобы дозвониться», — пересказывает разговор Конотопский.
Слова Алексея подтверждают и другие жители, среди которых есть пенсионеры — им бродить по лесу в попытке поймать сигнал особенно тяжело.
— Мне 73 года, я инвалид труда с нарушением опоры движения. Для меня эта связь просто мучение, я не могу даже скорую вызвать. Сейчас, чтобы дозвониться, мне приходится высовываться в окно. Обещают связь провести каждый год, но до сих пор ничего не произошло. Здесь почти всё село пенсионеров. Пока мы за интернет и связь только платим, но пользоваться не можем. Я тоже выхожу в поле, чтобы звонить, иногда, если повезёт, во дворе интернет ловит. Связь периодически появляется, но может прерваться в любой момент, — рассказывает житель села Иван Латышев.
«Мы не виноваты»
Чтобы собрать голоса за подключение Святославки к интернету, Алексей просил голосовать всех знакомых, выкладывал посты в соцсети и даже звонил на «Русское радио» в программу по заявкам. После отказа Минцифры Алексей обращался в администрацию Ракитянского района, однако муниципалитет направил его в Минцифру, откуда Алексея снова перенаправили уже в «Россети».
— Администрация говорит: «Мы не виноваты, обращайтесь в Минцифру, спрашивайте, у них, почему они вас обманули, если условия были выполнены». При этом, когда я обращался в Минцифру, мне сказали: «Мы не знаем, обращайтесь в „Россети“, „Ростелеком“». Это всё очень расстроило всех жителей деревни. Нас не так много, около 450 человек, а проголосовало 250, но такой отказ — это просто издевательство. Почему тогда в такой ситуации нельзя было изначально проверить и сразу сообщить, какие сёла могут голосовать, а какие — нет, — рассказывает Конотопский.
Алексей утверждает, что неоднократно писал в Минцифры и оператору Tele2, который устанавливал вышки сотовой связи в 2021 году, а также лично первому заместителю губернатора — министру цифрового развития Белгородской области Евгению Мирошникову. Помогала ему в итоге и редакция «Фонаря», которая задала вопрос об установке вышки связи в селе руководству белгородского филиала Tele2. В феврале министр цифрового развития Мирошников наконец-то ответил Конотопскому, что областное министерство направило просьбу о включении села в план строительства станций связи в Минцифры РФ.
— Действительно, в вашем населённом пункте имеются проблемы с уровнем покрытия сотовой связью. В 2021 году был проведён комиссионный объезд, на котором подтверждено отсутствие устойчивого сигнала сотовых операторов. Более того, голосование по населённым пунктам для включения в федеральную программу устранения цифрового неравенства, прошедшее в 2021 году на сайте Госуслуг показало, что 250 оставленных заявок — весомый аргумент для выделения дополнительного федерального финансирования на строительство базовой станции в селе Святославка. Министерство цифрового развития Белгородской области направило письмо в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой о включении села в план строительства базовых станций в 2022 году, — ответвил Мирошников.
В среду, 2 марта, пресс-служба Минцифры Белгородской области сообщила, что в 2022 году в регионе установят более 40 станций сотовой связи в малых населённых пунктах, где проживают от 100 до 500 жителей.
— При составлении списка населённых пунктов мы ориентировались, прежде всего, на те, где потребность в сотовой связи наиболее высока (к примеру, где вышек нет не только в самом селе, но и вблизи). В том числе мы проводили комиссионные объезды, чтобы установить реальный уровень сигнала. В случае, если сигнал неудовлетворительный, мы дополнительно включали это село в список. Также берём во внимание концентрацию жалоб и обращений, — заявил первый заместитель губернатора — министр цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников.
В министерстве добавляют, что перед началом установки вышек в каждом селе и деревня проводят сход граждан, чтобы исключить возможные конфликты. Сейчас в регионе сотовая связь есть у 96 процентов белгородцев. Она отсутствует примерно у 40 тысяч людей, но в минцифре обещают продолжить работу, чтобы она появилась у большего количества жителей.