Почему закрылся «ВОТ»?
— Честно говоря, я не хочу уже этим заниматься... Может, завтра проснусь, и мнение поменяется, но как-то они [чиновники администрации] убили всю инициативу что ли. Плюс постоянные были сложности с «Белкомтрансом». У меня сильное внутреннее отторжение начало всё это вызывать.
— В своём интервью раньше вы говорили, что «Белкомтранс» вас поддерживал, передавал данные со своих трекеров в систему приложения. В каком статусе они сейчас?
— Юридическое лицо сохраняется. Индивидуальные предприниматели уходят под «Единую транспортную компанию» (правопреемник МУП «ГПТ» — прим. Ф.) и как-то там существуют. Чем это всё закончится, пока совершенно не понятно, так как за всё это время, насколько я знаю, так и не было сделано никакой особой подготовки, чтобы организовать полноценный контроль и анализ работы общественного транспорта. Хотя времени для этого было предостаточно, про наши решения все ответственные лица, включая господина Васильченко (руководителя «ЕТК» — прим. Ф.), знали и даже были переговоры о сотрудничестве, которые были прерваны с их стороны (Александр Васильченко утверждает обратное — прим. Ф.).
|
— Недавно водители жаловались, что стоимость навигации выросла от нескольких сот рублей до 1 950 рублей. Кто зарабатывает на обслуживании навигации (это практически 1,2 миллиона рублей чистой прибыли в месяц со всех автобусов — прим. Ф.)?
— ООО «Технологии инновационного развития» («ТИР») — это организация, которая, насколько мне известно, теперь будет зарабатывать на обслуживании навигации. Это структура, близкая к господину Мирошникову ( Мирошников Евгений Владимирович — начальник департамента цифрового развития области. Согласно информации портала «СБИС», владельцем ООО «ТИР» является предприниматель Мирошников Владимир Антонович — прим. Ф. ). «ФИТ» («Фабрика информационных технологий», которую возглавляет депутат горсовета Фёдор Жерновой — прим. Ф. ) осваивает федеральные деньги на разработку региональной интеллектуальной транспортной системы, «Единая транспортная компания» осваивает доходы от пассажиропотока, «Белгородский информационный фонд» (учредитель — департамент цифрового развития области, которым управляет Мирошников — прим. Ф.) — официальное прикрытие для «ТИРа ». Все деньги на обслуживание будут идти «ТИРу ». Вы поймите, что всё это одно целое. Мирошников, «ФИТ», «ЕТК» — всё это курируется двумя структурами в областной администрации: департаментом цифрового развития и департаментом строительства и транспорта. Господа Мирошников и Глаголев — не чужие друг другу люди. Складывается устойчивое впечатление, что происходит замыкания госзаказа и отрасли на своих.
— А если на вас сейчас выйдет администрация и предложит дальше делать приложение «ВОТ», вы откажетесь? Это уже точно финал?
— Я обещал [помочь] одному из своих коллег по Старому Осколу. Не могу дать заднюю, поэтому в Старом Осколе в каком-то виде будет [приложение] запущено ( на момент написания текста «ВОТ» запустили в Старом Осколе — прим. Ф. ). Конечно, я опасаюсь, что они не дадут мне работать. Начнут мне саботировать передачу данных или не давать полную информацию по автобусам и маршрутам. Вот представьте: информация о движении транспорта попадёт в руки неконтролируемого человека или структуры. Будет проводиться объективный анализ работы общественного транспорта: как выполняется расписание, как ездят водители по своим маршрутам. Ведь получив полный контроль над транспортом, новые руководители автоматически сами попадают под те же санкции, которые они прописывали для других.
— Зная это, почему вы решили делать собственное приложение?
— Я сам из Харькова. У меня отец из Белгорода. Он был одним из ведущих специалистов по спутниковой навигации на Украине и в России. Ещё на советскую оборонку работал. Потом мы остались в Белгороде [после событий 2014 года], так как тут у меня бабушка живёт. Отец в БГТУ открыл лабораторию по спутниковой навигации, начал преподавать. Мы так и занялись транспортом. У меня были надежды, что получится. Но два года биения головой о стену привели к такому результату. Я до последнего не мог поверить, что они [представители администрации] зарубят свой белгородский продукт, пока окончательно не понял, что в администрации многие чиновники такими категориями просто не мыслят. В итоге я уехал. Все мои друзья-специалисты тоже уехали [из Белгорода], а кто-то уже на чемоданах.
— Вы уже нашли работу?
— Мне сделали несколько очень хороших предложений в Москве. Я бы на них уже соориентировался. Чтобы было понятно, разница между Москвой и Белгородом: я прошёл три собеседования, и у меня три предложения с зарплатой, в 3-4 раза превышающей белгородскую. Вы просто зайдите на hh.ru, сделайте поиск по слову java и сами все поймете. Как в Белгороде собираются развивать IT, если у них такая политика [закрывать независимые проекты]? Для меня абсолютная загадка.
Что говорят в администрации о закрытии «ВОТ»?
В администрации Белгородской области корреспонденту «Фонаря» сообщили, что данные о местонахождении автобуса, требуемые для работы мобильного приложения «Ваш общественный транспорт», являются собственностью их владельца.
— Таким образом, при условии его [водителя] согласия, одновременно может функционировать несколько подобных систем (приложений — прим. Ф), — ответили в пресс-службе правительства.
Также корреспонденту «Фонаря» сообщили, что обращений от разработчика «Вашего общественного транспорта» в департамент цифрового развития не поступало, а «Белгородский информационный фонд» не имеет отношения к данному приложению.
— Мы изучали все ресурсы, которые позволяют отслеживать транспорт, мы изучали не только «Яндекс.Транспорт», но и наши местные. Я обратил внимание на «Ваш общественный транспорт». На тот момент они покрывали где-то 10 тысяч подписчиков, которым нравилось это приложение. Количество подвижного состава в приложении [составляло] 40 процентов от всей маршрутной сети. Мы не отказывались [от сотрудничества]. Решение было принято не нами, а создателем «ВОТ». Наш телефон есть в доступе, к нам лично никто не обратился с возможностью синхронизации данных. Мы глубоко убеждены, что с появлением «Яндекс.Транспорта» эта услуга будет востребована гражданами, — заявил на пресс-конференции руководитель «Единой транспортной компании» Александр Васильченко.
В итоге, что с «Яндекс.Транспортом»?
Одной из причин прекращения работы приложения «Ваш общественный транспорт» Алексей Лукьянов называл появление в городе приложения «Яндекс.Транспорт». Его горожанам обещали с 2012 года. Действительно, в 2019 году разговоры о запуске приложения «Яндекс.Транспорт» в Белгороде участились. Об этом говорил мэр города Юрий Галдун, пообещавший появление приложения в ближайшее время, и вице-губернатор по строительству и транспорту Евгений Глаголев, который уверял, что до конца этого года «Яндекс.Транспорт» заработает в Белгороде.
Директор «Белгородского информационного фонда», который входит в состав департамента цифрового развития области, Денис Морозов в июле рассказал корреспонденту «Фонаря», что его предприятие уже больше месяца сотрудничает с «Яндекс.Транспортом» по полноценному запуску. В службе поддержки «Яндекс.Транспорта» через неделю после того, как первоначально заявили об отсутствии партнёров в Белгороде, нам подтвердили факт сотрудничества с «БИФом».
— В Белгороде уже должны отображаться как минимум автобусы 15, 17, 102а, 109, 114 и 114д. Для этого можно изменить в настройках приложения город на тот, около которого есть зелёная метка с автобусом, и включить метки автобусов в соответствующем пункте. Через некоторое время, если всё будет отображаться корректно, пункт «Метки транспорта» в настройках появится у всех пользователей вместе с самими метками, — ответили редакции в службе поддержки «Яндекс.Транспорта».
Мы обратились к представителям «БИФа», чтобы узнать, когда «Яндекс.Транспорт» заработает в Белгороде полноценно. Нам сообщили, что сейчас ведётся активная совместная работа с «Единой транспортной компанией».
— Маршруты будут постепенно появляться. Сейчас часть уже отображается на всех устройствах и на «Яндекс. Картах». Сроки появления новых маршрутов смогут прокомментировать только в «ЕТК», — сообщили в компании.
Руководитель «ЕТК» Александр Васильченко сообщил, что сейчас специалисты систематизируют расписание автобусов, которые потом будут отражаться в специальной программе «Нимбус». Эта программа, по словам Васильченко, позволяет транслировать данные о нахождении автобусов с привязкой к маршрутам и расписанию.
— Период, за который обрабатывается один маршрут, — 2-3 недели. Мы для себя ставим [цель], в первую очередь, сделать городские маршруты, которые работают по регулярному расписанию. А к концу года покрыть все маршруты [в том числе пригородные]. Сложности возникают с изменениями и передачей данных. Это обычная практика, такая работа в других регионах также проходила, — заявил Васильченко.
К слову, приложение планируют в скором времени запустить в Новом Осколе и Алексеевке.