Что произошло?
Телеканал «Мир Белогорья» снял сюжет о личном приёме врио губернатора Вячеслава Гладкова, на котором исполнительный директор «Синей птицы» Ольга Димченко рассказала о проектах НКО. Как сказано в сюжете, она предложила «разработать для некоммерческих организаций, которые получают от регионального правительства гранты и субсидии, меморандум о правдивости информации, для того чтобы в социальных сетях больше не публиковались лживые факты и жалобы о том, что якобы региональная власть не помогает НКО». На приёме она также затронула и другие вопросы. В частности, создание в детских лагерях региона условий для детей с ментальными нарушениями.
Какую реакцию вызвала новость о меморандуме?
Своё отношение к введению такого меморандума высказала руководитель фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина.
— У нас в регионе выявилась новая тенденция. Теперь руководители отдельных НКО, заявившие, что будут работать в интересах детей с ментальными особенностями и их семей, ходят на встречи к врио губернатора, чтобы предостеречь его от родительского вранья. Для этого предлагается разработать меморандум, который не позволит говорить родителям и другим НКО, что проекты для их детей в регионе идут плохо. Потому что на самом деле они идут хорошо. Я думаю, что даже если бы при идеально созданной системе помощи одна или две семьи не получали бы качественную помощь, это был бы реальный повод говорить, что система недорабатывает. Упустят одного–двух, потом не заметят сотни и тысячи, — пишет Наталья Злобина на своей странице во «ВКонтакте».
Руководитель фонда согласна с родителями детей с ментальными нарушениями, что проекты реализуются не так, как хотелось бы. По её словам, все достижения, которые сегодня есть в регионе, — это усилия НКО как в досуговой жизни детей, так и в системных проектах.
— Я знаю, какое количество детей сегодня охвачено проектами фонда — 200 детей в образовании, входящий поток семей маленьких деток в службы ранней помощи, которых не хватает, ноль человек пока что в проектах взрослой жизни, потому что мы их только начинаем. По сути, сегодня фонд сопровождает 35 госучреждений — девять служб ранней помощи, 26 детских садов и школ. Однако тех детей, которые сегодня ждут помощи от властей, больше 11 тысяч в области. К этому нужно прибавить примерно столько же, которых мы уже не видим в статистике, потому что они стали взрослыми, они старше 18 лет. К этому нужно прибавить тех, кто ещё не родился.
С мнением Натальи Злобиной согласились и представители общественной организации «Родительская инициатива». В конце февраля этого года на странице «Родительской инициативы» в Facebook появилось открытое письмо министру труда и соцзащиты России Антону Котякову. В нём родители просят обратить внимание на то, что региональный департамент соцзащиты допускает «системное нарушение прав их детей».
— Но вопросы у нас не только к социальной защите, но и к образованию и здравоохранению, которые были год назад и остались по сей день. К сожалению, в очередной раз нам приходится убеждаться, что проводимые показательные совещания Наблюдательного совета, созданного год назад, расходятся с реальным положением дел. Поэтому сейчас мы готовим обращения в вышестоящие инстанции по всему протоколу поручений, который утвердил Евгений Савченко год назад. Видимо кроме нас, родителей, его никто больше не видел и не читал, — пишет на странице в Facebook председатель организации Валентина Акиньшина.
К слову, недавно в телеграм-канале «Белгород № 1» вышел подробный текст о том, что изменилось после того, как бывший губернатор Евгений Савченко встретился с родителями и дал поручения, связанные с реализацией проектов помощи детям с РАС. Всё это закреплено в официальном протоколе. Однако, по мнению родителей, с того момента ничего не поменялось. Напомним, что ранее родители хотели проводить митинги на Соборной площади из-за того, что в регионе не оказывают должным образом помощь детям с РАС.
Что говорит о меморандуме руководитель фонда «Синяя птица»?
Ольга Димченко рассказала, что впервые предложила ввести меморандум о правдивости информации в публикациях НКО и СМИ на заседании наблюдательного совета, которое прошло 1 февраля (полное название — Наблюдательный совет по вопросам реализации портфеля проектов, направленных на решение проблем детей с РАС и другими ментальными нарушениями — прим. Ф). В совет, который существует больше года, помимо «Синей птицы» входят ещё пять фондов: «РО ВОРДИ», «Каждый особенный», «Мир без границ», «Родительская инициатива» и «Солнце в руках». Как отмечает руководитель «Синей птицы», суть меморандума не в том, чтобы писать о реализуемых проектах только хорошо, а в том, чтобы писать правду.
— Это меморандум не односторонний, не только НКО что-то должны, это двухсторонний меморандум. Я предложила разработать такой документ, чтобы его подписывали организации, которые получают субсидии администрации Белгородской области. Я считаю, что нужно разграничивать проекты, которые делает только администрация, проекты, которые НКО делает вместе с администрацией, и проекты, которые делает только НКО. Мне кажется важным, чтобы и администрация при размещении информации о помощи и каких-то проектах обязательно упоминала НКО, если они участвуют в этом. Точно так же и НКО, когда пишут о проектах, должны писать, что это совместный проект, а не только «наш проект», если это вправду делается совместно. Даже если помощь только финансовая — местные субсидии или фонд президентских грантов. В любом случае, это поддержка. Любые организации, на мой взгляд, должны писать правдивую информацию о том, как помогает или не помогает администрация в проектах. Жалобы тоже имеют право быть, но они тоже должны быть правдивыми и объективными: что есть, чего нет, а что требует внимания.
По словам Ольги Димченко, её предложение вошло в протокол заседания. Его одобрили члены совета, а также замгубернатора Наталия Зубарева и уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых. На самом заседании возражений по поводу меморандума не прозвучало. Замечания не появились, даже когда протокол заседания выложили в чате совета. Также Ольга Димченко после заседания Общественной палаты Белгорода пообщалась с руководителем фонда «Святое Белогорье против детского рака» Евгенией Кондратюк и рассказала о своём предложении. Евгения поддержала её.
— Если родители только узнали о диагнозе своего ребёнка, то они находятся в сложном моральном состоянии и начинают искать информацию о том, какую помощь могут получить. Поэтому важна правдивая информация, чтобы родители видели ситуацию со всех сторон, чтобы были конкретные маршруты помощи. Я считаю, что все организация, которые считают, что пишут правду, неважно плохое и хорошее, будут готовы подписать меморандум. Есть очень хорошие результаты, например, по стоматологии шикарные отзывы от родителей, потому что нашим детям многим могут лечить зубы под наркозом. Сейчас это отлично делается в детской областной больнице, не приходится частным образом обращаться, тратить деньги на наркоз и лечение. Есть плохие отзывы о других проектах, есть застопорившиеся проекты, — рассказала корреспонденту «Фонаря» Ольга Димченко.
— Я думаю, по любым детям с ментальными нарушениями есть как хорошие моменты в плане помощи от администрации, департамента здравоохранения, так и есть много моментов, которые требуют доработки, инициации новых проектов. Вопросов всегда много. Раньше я тоже думала, что администрация не помогает, но я пообщалась с ними год, и у меня нет такого ощущения. Я вижу, как депздрав старается, что-то меняет, учит специалистов, я вижу отзывы родителей, вижу, как стараются городское управление образования и региональный департамент образования. Я не могу сказать, что помощи нет совсем. Я общалась с Еленой Батановой, Наталией Зубаревой и Галиной Пятых, и все они говорят: что у нас куча всего, что нужно дорабатывать и есть проекты, которые нужно инициировать. Никто из них ни разу не сказал, что в этом плане у нас всё отлично.