Про ДТП с детьми в 2020 году
В Белгородской области, как и в целом по стране, ситуации с травматизмом детей на дорогах постоянно находится под пристальным вниманием различных служб и ведомств. При этом, с одной стороны, в регионе почти на 17 процентов снизилось количество ДТП с участием детей и подростков, но с другой — выросло число аварий, совершённых из-за нарушения правил самими детьми. В 2020 году таких ДТП было 34, в них пострадал 31 ребёнок, трое из них погибли.
— Очевидно, что ребёнка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на дорогах. Если учесть, что почти 75 процентов белгородских дошкольников проходит через детские сады, а школьное образование является всеобщим, то многие кивают в сторону этих социальных институтов, обвиняя, что они не научили, — говорит Николай Рухленко.
Первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области считает, что работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна быть направлена на три категории: родителей, детей и педагогов. По его словам, и детские сады, и школы проводят тематические родительские собрания, родительские лектории, семейные праздники-соревнования и другие мероприятия, но некоторые родители относятся пренебрежительно к этим инициативам. Дети из таких семей — это своего рода группа риска в будущем, поэтому с ними работать нужно в первую очередь.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд, кажется, что да — надо только познакомить его с правилами дорожного движения, и никаких проблем не будет. Но на самом деле очень трудно. Николай Рухленко объясняет, что дети быстро запоминают правила и также быстро их забывают, а дополнительно к этому они ещё и не умеют в надлежащей степени управлять своим поведением. Он считает, что главная причина всего этого — то, что в школе нет обязательного предмета или учебного курса по основам безопасности дорожного движения.
— Нет не по тому, что этого не хочет департамент, а потому, что федеральные государственные образовательные стандарты его не предусматривают. Существует достаточно строгий набор предметов с указанием часов на их изучение, а также установленная Роспотребнадзором максимальная недельная образовательная нагрузка, превышение которой недопустимо. Именно наличие предмета обеспечивает системность в той или иной сфере знаний, методика его изучения предполагает регулярное повторение ранее изученного с контролем знаний, умений и навыков, — продолжает Николай Рухленко.
Сегодня о безопасности дорожного движения у нас в регионе дети фрагментарно узнают на уроках ОБЖ — предмета, который перестал быть обязательным на протяжении всех лет обучения.
Школьники изучают ПДД только на ОБЖ?
Если анализировать ситуацию по региону в целом, то сейчас в белгородских школах есть несколько путей, как обучать детей правилам безопасности дорожного движения. По данным областного департамента образования, в 21 муниципалитете региона работает 87 центров образования, в каждом из которых есть так называемая «Точка роста» с кабинетом ОБЖ. В этих кабинетах установили современное оборудование, которое позволяет отрабатывать навыки оказания первой медицинской помощи. Самое главное — в центрах «Точка роста» занимаются не только ученики этой школы, но и дети из близлежащих.
Многие школы в 2020-2021 учебном году ввели учебный курс по ОБЖ, в котором рассматриваются темы по безопасности дорожного движения с реальными жизненными ситуациями, которые позволяют планировать, делать выбор, действовать и корректировать своё поведение в повседневной жизни.
Николай Рухленко приводит конкретные примеры, как это реализуется: просмотры видеофильмов, выступления агитбригад и ролевые игры, целевые прогулки и экскурсии. Также в некоторых школах перед уходом детей домой учителя организуют пятиминутки безопасности.
— Мы не можем делать выводы о воспитательном воздействии данных мероприятий на конкретного ребёнка сиюминутно, потому что результат, как правило, отдалён во времени, — поясняет Николай Рухленко, — В области имеется мобильный Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». В силу ряда причин этот мобильный Центр работает не в полную меру и не на все муниципальные образования.
Дополнительно ко всему, во всех школах региона создали отряды юных инспекторов движения, которые периодически соревнуются на традиционном «Безопасном колесе». Однако в работе с детьми, вышедшими из возраста юных инспекторов, остаётся большой пробел.
— Школьники в возрасте от 15 лет остаются не у дел, а именно в этом возрасте возникает желание выделиться, погонять по дорогам, почувствовать удовольствие от риска. Вот здесь как раз нужны подходы и формы, рассчитанные на интересы и потребности современных подростков, — резонно считает представитель депобра.
А в детских садах учат правилам безопасного поведения на дорогах?
— В той или иной степени, безопасному поведению на дорогах обучает каждый детский сад. Но в 132 наиболее крупных детских садах с охватом почти 11 тысяч детей это направление является приоритетным. Возникает вопрос: это много или мало? Это оптимально на настоящий момент, потому, что материально-техническая база, кадровые и финансовые условия не позволяют это обеспечить в остальных детских садах, — уверяет Николай Рухленко.
В этих садах есть центры безопасности, автогородки, которые позволяют проигрывать с детьми различные обучающие ситуации. Однако сейчас этой базой воспользоваться могут лишь 15 процентов дошкольников региона. Но Рухленко уверяет, что департамент будет расширять сеть таких детских садов.
Как вообще в области обстоят дела с педагогами и оборудованием для занятий по безопасности дорожного движения?
Николай Рухленко говорит, что сегодня оборудование для занятий по безопасности дорожного движения — это то, что осталось от времён, когда в школах массово изучали профессию водителя (кабинеты, уголки, транспортные площадки, стационарные и мобильные автогородки, различные комплекты, комплексы, тренажёры и другие). В 2020 году по проекту «Успех каждого ребёнка» в регионе купили семь комплектов ПДД на 1,6 миллиона рублей. Эти комплекты получили Ракитянский, Ивнянский, Краснояружский, Ровеньский районы, а также Алексеевский, Губкинский и Грайворонский городские округа. Гранты на оборудование для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в отрасли «Образование» на федеральном уровне не предусмотрены.
— Высокое качество работы по безопасности дорожного движения можно обеспечить только при высоком уровне профессиональных компетенций педагогов, которые осуществляют эту работу. Никакие методы и технологии невозможно приложить к учителю, обладающему низкими знаниями в данной сфере. Белгородский институт развития образования ежегодно проводит курсы для 70 педагогов. Считаем, что этого недостаточно, — говорит Рухленко.
Восполнять пробел необходимо за счёт семинаров, которые работники ГИБДД могли бы проводить для сотрудников школ. Также можно поощрять учителей в этой сфере образования и дополнительно мотивировать их к участию в номинации «Лучший педагог по обучению основам безопасного движения на дорогах» на региональных конкурсах.
При этом, Рухленко рассчитывает, что дополнительно на ситуацию повлияют июльские изменения 2020 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ним с 1 сентября 2021 года обязательными документами в школах станут рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. В рабочую программу можно внести раздел «Дорожное и транспортное воспитание». В этом плане департамент уже сориентировал все школы и районные управления образованием.
— В настоящее время департамент осуществляет разработку подпрограммы по развитию воспитания детей в Белгородской области в рамках государственной программы «Развитие образования Белгородской области». Ещё одну подпрограмму «Профилактика гибели несовершеннолетних от внешних факторов» с дополнительным финансированием на 2022-2025 годы предполагается разработать в ближайшее время и реализовать в рамках государственной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области», — анонсирует направления работы Николай Рухленко.
Сейчас главная задача, по словам начальника управления образовательной политики департамента образования Белгородской области, — не допустить формального отношения всей образовательной вертикали к детскому дорожно-транспортному травматизму.