В начале августа в интернете появилось видео встречи премьер-министра России Дмитрия Медведева с участниками форума «Территория смыслов на Клязьме», где он высказал своё мнение о труде педагогов.
— Я уверен, что современный энергичный преподаватель способен получать не только ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и ещё что-то заработать, — заявил Дмитрий Медведев.
Корреспондент «Фонаря» узнал у белгородских учителей об их зарплате, стимулировании в школе, способах и возможностях для дополнительного заработка. Ниже приводим мнения четырёх белгородских педагогов.
Полина Жандармова, учитель химии, два года педагогического стажа
— Я, молодой специалист с двумя красными дипломами и с «пропиской» в школе, после вычета налогов получаю зарплату около 20 тысяч рублей.
В каждой школе у нас в регионе существует одинаковая оплата — ставка (18 часов) и стимулирующие баллы. Ставка учителя складывается из часов, которые он ведёт, и зависит от наполняемости класса. Нам давно платят за каждого ученика — это так называемая система подушевой оплаты. Получается, что учителю выгодно работать в большой школе, где классы полные (класс-комплект 25 человек). Однако тут есть интересная особенность: всё, что выше 25 человек, не оплачивается. Например, в нашем районе (девушка работает в Белгородском районе — прим. ред.) есть школы, в которых и по 30 человек в классах сидит.
Ставка зависит и от престижности школы тоже. Если учебное заведение относится к лицеям, гимназиям или школам с углублённым изучением отдельных предметов, тогда появляется специальный коэффициент, повышающий зарплату. Есть коэффициент за сложность предмета. Самыми сложными считаются русский язык и математика, часов у таких учителей больше. Я работаю учителем химии, у меня в 10-11 классах вообще по одному часу в неделю, да и классы небольшие — по 14-16 человек, так как многие уходят из-за ЕГЭ. Ещё есть доплата за местоположение школы, так называемые «сельские». Я работаю в поселковой школе, поэтому мы не попадаем под этот коэффициент. Еще есть повышающие коэффициенты для малокомплектных школ, когда в классе по 2-3 человека. В городе, насколько я знаю, есть ещё доплаты из муниципального бюджета. Таким образом получается, что базовый оклад у учителя одного и того же предмета будет разным, причём довольно часто эта разница весьма существенна.
Теперь что касается стимулирующих выплат. Насколько я понимаю идеологию этой системы, в её основе лежит поощрение усердно трудящихся учителей. При школе создаётся совет, который разрабатывает критерии по начислению этих баллов, и два раза в год этот совет заседает, рассматривает баллы учителей, долго-долго совещается, проверяет и выносит окончательное решение, что засчитывать, а что нет. Как правило, это достижения в профессиональных конкурсах, победы учеников на олимпиадах, конференциях, конкурсах и прочее.
Основная цель — мотивация педагогов к внеурочной работе. Но тут тоже складывается довольно парадоксальная ситуация: фонд выплат не безразмерный, каждый балл стоит определённую сумму, поэтому чем больше баллов набирается (читай: чем усерднее педагоги поработали), тем меньше этот самый балл стоит. Полгода ты работаешь в надежде повысить себе зарплату, а в результате узнаешь, что теперь балл стоит не 200 рублей, а 150. И для чего работал — непонятно.
Меня слова Дмитрия Анатольевича заставили улыбнуться. Сейчас все, кому не лень, говорят о репетиторстве как о возможности дополнительного заработка. Но, во-первых, чтобы заниматься им на законных основаниях, нужно открывать ИП или ООО, чтобы однажды утром в квартиру не постучались судебные приставы. Сумма налогов такова, что не знаю даже, кто захочет с этим связываться. Плюс ещё есть так называемая лицензия на образовательную деятельность. Чтобы её получить, нужно пройти немало инстанций, а это время и нервы. Сегодня заработать за час «нелегальный» репетитор по химии может от 400 до 800 рублей, если же он имеет кандидатскую степень, тогда стоимость часа занятий с ним будет начинаться от 800 рублей. Во-вторых, активному учителю, который работает на благо школы и детей, на мой взгляд, некогда искать себе заработок на стороне. Я себя отношу к этой категории учителей: за два года работы в школе у меня дети — победители областных конкурсов, есть даже один победитель всероссийского конкурса. У меня есть общественные поручения, классное руководство.
Я в школе иногда чуть ли не ночую. Мне муж иногда предлагает раскладушку привезти. Я ни в коем случае не жалуюсь, просто хочу сказать, что с такой позицией у меня просто не остаётся времени на поиски дополнительного заработка.
Андрей Федотов, учитель английского языка, три года педагогического стажа
— Зарплата в школе у меня более 25 тысяч рублей. Гораздо более. У педагогов, безусловно, есть своя ставка в зависимости от сложности преподаваемой дисциплины и количества обучающихся. Но, помимо этого, есть и стимулирующий фонд. Он меняется и подтверждается дважды в год. Чем больше баллов, тем больше стимулирующих. В этих баллах отражается всё: участие в конкурсах, подготовка детей к олимпиадам, текущая успеваемость классов, посещение семинаров и образовательных программ. Вот именно из этой части и складывается моя зарплата.
Ещё со студенческих времён я не привык сидеть на месте. Да и зарплаты, сколько бы её не было, всё равно мало. Поэтому иногда приходится (ну а в большинстве случаев это просто в удовольствие) работать по корпоративам. Хороший довесок к школьному заработку.
Конечно, абсолютно верно, что «энергичный преподаватель найдёт возможность работать», но педагогический труд занимает практически всё свободное время. Мы не работаем с 8 до 17 часов. У нас ненормированный рабочий день, подготовка к которому отнимает даже свободное время. Поэтому я считаю совершенно неправильным, когда педагоги ВЫНУЖДЕНЫ (не по собственному желанию) искать альтернативные источники заработка, совмещая со своей основной деятельностью. Думаю, это касается в большей степени сельских учителей, чья заработная плата в несколько раз меньше, чем у их городских коллег.
Арина Пономарёва, учительница русского языка и литературы, семь лет педагогического стажа
— Зарплаты в белгородской школе хватает с трудом, хоть её размер и превышает 20 тысяч рублей. Молодому учителю хочется и новинки литературы купить, и на хобби потратиться, и на обновки для гардероба, и спортом заниматься, и по музеям-театрам на каникулах походить, ведь учитель всегда должен быть образцом стиля.
Репетиторством давно не занимаюсь, так как не хочу иметь дело с налоговой. Из дополнительного небольшого и эпизодичного дохода — продажа ретро-нарядов для любителей стиля 50-х годов или сдача в аренду платьев в стиле «ретро» для тематических фотосессий и вечеринок. Раньше, года три назад, была ведущей свадеб и детских праздников.
В школе система стимулирования есть, получаем доплаты. Для этого упорно и результативно работаем. Большую часть времени я провожу в школе.
Хочется достойно зарабатывать, пропорционально результатам. Свой труд я бы оценила от 50 тысяч рублей, ведь это ненормированная работа. Бывает, что мы уходим даже в 22:00. Главное — достойный результат, но хочется, конечно, большей стоимости стимулирующего балла.
Андрей Петренко, преподаватель-организатор ОБЖ, полгода педагогического стажа
— Я своей работой доволен. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Работаю на полторы ставки, зарплата выходит около 25 тысяч рублей (с учётом надбавки за работу в сельской школе). Кроме того, мне оплачивают дополнительно наём жилья как педагогу сельской школы.
Стимулирующие выплаты начисляются в сентябре и январе. Так как я пришёл работать в феврале 2016 года, пока я ещё не получал стимулирующие.
В моём случае большой необходимости искать подработку нет, но если хочешь откладывать на квартиру или машину, то она, конечно, не помешает. И для меня это становится актуальным. Мне иногда удаётся подработать в выходной день — могу провести мероприятие или задачи по физике на заказ порешать, — и это неплохой бонус для «поддержки штанов». Многие учителя-предметники занимаются репетиторством, что тоже можно отнести к допзаработку. Но в таком случае приходится экономить своё личное время.
Конечно, энергичный преподаватель способы для заработка найдёт, но ему придётся чем-то пожертвовать: временем и вниманием к семье, родным или, что хуже всего, здоровьем, ведь часто при таком ритме приходится работать на износ. К тому же, дополнительные занятия могут отчасти мешать делать основную работу, если кардинально отличается род деятельности. Качество и продуктивность падают.