— Денис расскажите, пожалуйста, немного о себе?
— Я родился в городе Туапсе. Учился в Ростовском государственном университете путей сообщения по специальности «Электроснабжение железных дорог». Больше десяти лет работал в сфере эксплуатации электроэнергетики в системе РЖД сначала в Туапсе, а потом уже в Белгороде, сюда я переехал больше десяти лет назад. Сейчас работаю в сфере проектирования электроэнергетики в местной компании.
— Это ваш первый опыт столь дальних поездок на велосипеде?
— Когда выдаётся время, я езжу в походы выходного дня по Белгородской области и по соседним областям, в том числе и вместе со своими детьми. До Туапсе самый долгий велопоход был десять дней по Крыму. Я всегда ездил в компании с единомышленниками, а сейчас решил поехать в одиночку, и это самое длинное моё велопутешествие.
Здесь и далее фотографии из личного архива Дениса Дюдина
— Что это для вас: проверка себя на выносливость?
— Для меня эта поездка является частью общей перезагрузки от всего накопившегося и отдыха от текущей обстановки. Я получил новые эмоции и бонусом наладил режим сна и отдыха, что мне было трудно сделать на протяжении долгого времени.
— Как вы готовились к поездке? Это решение было продуманным или спонтанным?
— Каким-то особенным образом, честно говоря, не готовился. Я регулярно езжу на велосипеде по делам, на работу, и просто на прогулки. Каждое утро делаю небольшую разминку. В подготовку всё-таки можно записать то, что я заранее составил маршрут и отметил места, которые хотел посетить, а также вспомогательные отметки: вокзалы, больницы, потенциальные места для ночлега и прочее. И заранее подготовил аптечку первой помощи на непредвиденный случай. Я комплектовал её ещё во времена массированных обстрелов города и впоследствии дополнил необходимыми лекарствами.
Продуктами перед поездкой не закупался, у меня были запасы солдатских сухпайков ещё с прошлых поездок, плюс я дополнил свой набор обычной домашней едой — крупы, яйца, тушёнка. В пути я старался, чтобы в рационе было больше и клетчатки. Это помогает организму в таких поездках справиться с нагрузками.
— Почему вы выбрали направление именно в Туапсе? Сколько в общем проехали километров?
— Такой маршрут выбрал из интереса и частично из-за обстоятельств.
Я спланировал путешествие так, чтобы приехать на юбилей к своему отцу. Ну и было интересно посмотреть старые-новые для себя территории и ту жизнь, которая протекает там сейчас. Общая протяжённость маршрута около 1,2 тысячи километров.
Посчитаю точнее чуть позже, и выложу на своём личном канале, который меня все знакомые попросили завести. Отдельный привет полицейским из посёлка Ровеньки (смеётся).
— Какими дорогами ехали — по шоссе, или по бездорожью?
— Выбирал в основном пути по грунтовкам и деревням, ведь трассы не проходят в красивых местах. Ну и вид с трассы -— считай потёмкинская деревня: сверни в сторону — и увидишь реальность. Но, проезжая по территории Донецкой и Луганской народных республик, мне пришлось скорректировать маршрут, и в интересные места я заезжал отдельно.

— С какими сложностями вам пришлось столкнуться в путешествии?
— В этот раз как-то так получилось, что каждый день дул сильный ветер. Это усложняло дорогу. А иногда порывы ветра сопровождались ещё и ливневыми дождями — это было самое сложное и некомфортное в путешествии.
— А если говорить о главных ваших впечатлениях от путешествия?
— В путешествии с ракурса велосипеда страна смотрится совсем по-другому, и люди ближе. Ты едешь с такой скоростью, что всё можешь рассмотреть, и даже заехать в такие места, куда только пешком можно добраться. А людям всегда интересно узнать про путешествие на велосипеде. Люди у нас в большинстве открытые и общительные — кто-то что-то посоветует, кто-то предлагает воды и еды. Впечатления от поездки остались самые положительные.

— Чем вам запомнился каждый из регионов, которые вы проезжали?
— В Белгородскую область я влюбился давно, считай, с первого взгляда. Поэтому и переехал сюда из Краснодарского края. Ухоженность и высокий уровень инфраструктуры, красивейшие белоснежные меловые склоны балок, покрытые шапкой чернозёма с украшением из моря колосьев, небольшие речки в долинах и ледяные источники.
Луганская Народная Республика в северной части похожа на Белгородскую область, только с инфраструктурой беда. Есть красивые места со скальными выступами мела, вполне перспективные для туризма. А в южной части меловые склоны долин сменяются на каменные выступы донецкого кряжа, поверхность которого усыпана терриконами.
Такая же картина и в той части Донецкой Народной Республики, которую я проехал. Эта часть маршрута завершилась прекраснейшим видом с высоты Саур-Могилы.

В этих двух регионах уже сделаны основные трассы и центральные улицы населённых пунктов, ремонтируются садики, школы, больницы, парки, и другие социально значимые объекты. А цены на продукты, жильё дороже, чем у нас, местами раза в три. Из местных многие перемещаются на велосипедах и электросамокатах, похожих скорее на электромотороллеры. Удобно и бюджетно. А на дорогах довольно много советских автомобилей.

Ростовская область с севера довольно рельефна: есть, за что зацепиться глазу. В полях постепенно растворяются лесополосы, а местами их нет на много километров — просто степь. И после Самбекских высот рельефность упирается в крутой высокий берег Азовского моря. Для любителей посмотреть вдаль отлично подойдёт. Запаха моря здесь не ощущается, скорее речной. Дороги, скажу я вам, местами даже хуже, чем ЛНР и ДНР — глубокие продавленные колеи, слишком узкая обочина. И кстати, не на всех улицах в деревнях есть асфальт.
За рекой Дон начинается равнина Краснодарского края — плоская, как стол — и тянется через всю Кубань до предгорий Кавказа. Здесь небольшие речки и пруды среди золотых полей находятся практически в плоскости, без выраженной долины — есть лишь русло с водой. В лесополосах много плодовых деревьев, в том числе моей любимой тютины (ягоды — прим. Ф.). Река Кубань словно разрезает этот плоский стол пополам. С её высокого правого берега открывается обзор на равнинный левый берег.
На Кубани с дорогами немногим лучше, чем в Ростовской области, здесь все второстепенные улицы населённых пунктов просто с гравийным покрытием. И тем не менее, велосипед или электросамокат для местных жителей не является чем-то странным.
Здесь почти каждый встречный спрашивал меня про велотуризм и маршрут путешествия.

В горной местности Краснодарского края я уже почувствовал себя как дома в детстве: серпантины, лес, виды на вершины гор и горные речки — моё любимое. Эх, белгородское качество инфраструктуры бы сюда...
Мне сложно выделить самое яркое впечатление от какого-то региона. Каждый регион по-своему выделяется, и в каждом было что-то интересное. Будь то внезапная встреча с шебекинцами на мельнице Баркова, ночёвка при храме у Красного Луча, встреча с друзьями в Ростове, купание в горной реке. И у Донецкой, и у Луганской народных республик есть свой потенциал, который сейчас не раскрыт из-за обстановки. Но всё же мне больше всего понравилось проехать всю Белгородскую область, и горный участок Краснодарского края.

— На чём бы не ехать, а дорога домой всегда кажется короче. У вас было также?
-— Я возвращался домой на поезде. По времени, конечно же, быстрее, но по ощущениям — вечность. Поезд — старый хлам с неработающими кондиционерами. Ехал он каким-то очень длинным маршрутом с длительными стоянками, во время которых на солнце вагон просто раскалялся. Этот поезд — просто издевательство над пассажирами! Причём ничего не меняется из года в год. Я, кстати, в 2021 году по этому поводу писал обращение к руководству РЖД, но, как видите, улучшений не случилось. Пожалуй, это была ложка дёгтя во всём путешествии.

— Планируете ли вы ещё такие дальние вояжи?
— Хотелось бы. Есть планы доехать до Байкала, прокатиться по Уралу. Будущей весной ситуация будет понятнее. Ну а в ближайшее время будут только короткие походы выходного дня, в том числе с детьми.

















