​«Из велоседла страна смотрится по-другому, и люди ближе». Как белгородец съездил на велосипеде в Туапсе

Денис Дюдин живёт в Белгородском районе и очень сильно любит велосипед. Настолько, что отважился на настоящее приключение — поездку из Белгорода на свою малую Родину в Туапсе. Летом за две недели Денис проехал больше тысячи километров и рассказал журналисту «Фонаря» о своих впечатлениях.

Денис расскажите, пожалуйста, немного о себе?

— Я родился в городе Туапсе. Учился в Ростовском государственном университете путей сообщения по специальности «Электроснабжение железных дорог». Больше десяти лет работал в сфере эксплуатации электроэнергетики в системе РЖД сначала в Туапсе, а потом уже в Белгороде, сюда я переехал больше десяти лет назад. Сейчас работаю в сфере проектирования электроэнергетики в местной компании.

— Это ваш первый опыт столь дальних поездок на велосипеде?

— Когда выдаётся время, я езжу в походы выходного дня по Белгородской области и по соседним областям, в том числе и вместе со своими детьми. До Туапсе самый долгий велопоход был десять дней по Крыму. Я всегда ездил в компании с единомышленниками, а сейчас решил поехать в одиночку, и это самое длинное моё велопутешествие.

Здесь и далее фотографии из личного архива Дениса Дюдина

— Что это для вас: проверка себя на выносливость?

— Для меня эта поездка является частью общей перезагрузки от всего накопившегося и отдыха от текущей обстановки. Я получил новые эмоции и бонусом наладил режим сна и отдыха, что мне было трудно сделать на протяжении долгого времени.

— Как вы готовились к поездке? Это решение было продуманным или спонтанным?

— Каким-то особенным образом, честно говоря, не готовился. Я регулярно езжу на велосипеде по делам, на работу, и просто на прогулки. Каждое утро делаю небольшую разминку. В подготовку всё-таки можно записать то, что я заранее составил маршрут и отметил места, которые хотел посетить, а также вспомогательные отметки: вокзалы, больницы, потенциальные места для ночлега и прочее. И заранее подготовил аптечку первой помощи на непредвиденный случай. Я комплектовал её ещё во времена массированных обстрелов города и впоследствии дополнил необходимыми лекарствами.

Продуктами перед поездкой не закупался, у меня были запасы солдатских сухпайков ещё с прошлых поездок, плюс я дополнил свой набор обычной домашней едой — крупы, яйца, тушёнка. В пути я старался, чтобы в рационе было больше и клетчатки. Это помогает организму в таких поездках справиться с нагрузками.

— Почему вы выбрали направление именно в Туапсе? Сколько в общем проехали километров?

— Такой маршрут выбрал из интереса и частично из-за обстоятельств.

Я спланировал путешествие так, чтобы приехать на юбилей к своему отцу. Ну и было интересно посмотреть старые-новые для себя территории и ту жизнь, которая протекает там сейчас. Общая протяжённость маршрута около 1,2 тысячи километров.

Посчитаю точнее чуть позже, и выложу на своём личном канале, который меня все знакомые попросили завести. Отдельный привет полицейским из посёлка Ровеньки (смеётся).

— Какими дорогами ехали — по шоссе, или по бездорожью?

— Выбирал в основном пути по грунтовкам и деревням, ведь трассы не проходят в красивых местах. Ну и вид с трассы -— считай потёмкинская деревня: сверни в сторону — и увидишь реальность. Но, проезжая по территории Донецкой и Луганской народных республик, мне пришлось скорректировать маршрут, и в интересные места я заезжал отдельно.

— С какими сложностями вам пришлось столкнуться в путешествии?

— В этот раз как-то так получилось, что каждый день дул сильный ветер. Это усложняло дорогу. А иногда порывы ветра сопровождались ещё и ливневыми дождями — это было самое сложное и некомфортное в путешествии.

— А если говорить о главных ваших впечатлениях от путешествия?

— В путешествии с ракурса велосипеда страна смотрится совсем по-другому, и люди ближе. Ты едешь с такой скоростью, что всё можешь рассмотреть, и даже заехать в такие места, куда только пешком можно добраться. А людям всегда интересно узнать про путешествие на велосипеде. Люди у нас в большинстве открытые и общительные — кто-то что-то посоветует, кто-то предлагает воды и еды. Впечатления от поездки остались самые положительные.

— Чем вам запомнился каждый из регионов, которые вы проезжали?

— В Белгородскую область я влюбился давно, считай, с первого взгляда. Поэтому и переехал сюда из Краснодарского края. Ухоженность и высокий уровень инфраструктуры, красивейшие белоснежные меловые склоны балок, покрытые шапкой чернозёма с украшением из моря колосьев, небольшие речки в долинах и ледяные источники.

Луганская Народная Республика в северной части похожа на Белгородскую область, только с инфраструктурой беда. Есть красивые места со скальными выступами мела, вполне перспективные для туризма. А в южной части меловые склоны долин сменяются на каменные выступы донецкого кряжа, поверхность которого усыпана терриконами.

Такая же картина и в той части Донецкой Народной Республики, которую я проехал. Эта часть маршрута завершилась прекраснейшим видом с высоты Саур-Могилы.

В этих двух регионах уже сделаны основные трассы и центральные улицы населённых пунктов, ремонтируются садики, школы, больницы, парки, и другие социально значимые объекты. А цены на продукты, жильё дороже, чем у нас, местами раза в три. Из местных многие перемещаются на велосипедах и электросамокатах, похожих скорее на электромотороллеры. Удобно и бюджетно. А на дорогах довольно много советских автомобилей.

Ростовская область с севера довольно рельефна: есть, за что зацепиться глазу. В полях постепенно растворяются лесополосы, а местами их нет на много километров — просто степь. И после Самбекских высот рельефность упирается в крутой высокий берег Азовского моря. Для любителей посмотреть вдаль отлично подойдёт. Запаха моря здесь не ощущается, скорее речной. Дороги, скажу я вам, местами даже хуже, чем ЛНР и ДНР — глубокие продавленные колеи, слишком узкая обочина. И кстати, не на всех улицах в деревнях есть асфальт.

За рекой Дон начинается равнина Краснодарского края — плоская, как стол — и тянется через всю Кубань до предгорий Кавказа. Здесь небольшие речки и пруды среди золотых полей находятся практически в плоскости, без выраженной долины — есть лишь русло с водой. В лесополосах много плодовых деревьев, в том числе моей любимой тютины (ягоды — прим. Ф.). Река Кубань словно разрезает этот плоский стол пополам. С её высокого правого берега открывается обзор на равнинный левый берег.

На Кубани с дорогами немногим лучше, чем в Ростовской области, здесь все второстепенные улицы населённых пунктов просто с гравийным покрытием. И тем не менее, велосипед или электросамокат для местных жителей не является чем-то странным.

Здесь почти каждый встречный спрашивал меня про велотуризм и маршрут путешествия.

В горной местности Краснодарского края я уже почувствовал себя как дома в детстве: серпантины, лес, виды на вершины гор и горные речки — моё любимое. Эх, белгородское качество инфраструктуры бы сюда...

Мне сложно выделить самое яркое впечатление от какого-то региона. Каждый регион по-своему выделяется, и в каждом было что-то интересное. Будь то внезапная встреча с шебекинцами на мельнице Баркова, ночёвка при храме у Красного Луча, встреча с друзьями в Ростове, купание в горной реке. И у Донецкой, и у Луганской народных республик есть свой потенциал, который сейчас не раскрыт из-за обстановки. Но всё же мне больше всего понравилось проехать всю Белгородскую область, и горный участок Краснодарского края.

— На чём бы не ехать, а дорога домой всегда кажется короче. У вас было также?

-— Я возвращался домой на поезде. По времени, конечно же, быстрее, но по ощущениям — вечность. Поезд — старый хлам с неработающими кондиционерами. Ехал он каким-то очень длинным маршрутом с длительными стоянками, во время которых на солнце вагон просто раскалялся. Этот поезд — просто издевательство над пассажирами! Причём ничего не меняется из года в год. Я, кстати, в 2021 году по этому поводу писал обращение к руководству РЖД, но, как видите, улучшений не случилось. Пожалуй, это была ложка дёгтя во всём путешествии.

— Планируете ли вы ещё такие дальние вояжи?

— Хотелось бы. Есть планы доехать до Байкала, прокатиться по Уралу. Будущей весной ситуация будет понятнее. Ну а в ближайшее время будут только короткие походы выходного дня, в том числе с детьми.

Александр Журавлёв

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Константин Кошкин: у Белгорода было три шанса стать первым регионом в стране по развитию велотуризма

Константин Кошкин: у Белгорода было три шанса стать первым регионом в стране по развитию велотуризма

«Очень не хватает мирного неба». Белгородские велосипедисты рассказали, с какими проблемами они столкнулись в последнее время

«Очень не хватает мирного неба». Белгородские велосипедисты рассказали, с какими проблемами они столкнулись в последнее время

Вячеслав Гладков подарил уходящему на пенсию чиновнику велосипед

Вячеслав Гладков подарил уходящему на пенсию чиновнику велосипед

​Человек с железным оленем. Как Сергей Барс разрушил стену в своей голове и на велосипеде добрался из Казани в Белгород

​Человек с железным оленем. Как Сергей Барс разрушил стену в своей голове и на велосипеде добрался из Казани в Белгород

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Байбаки, промышленный туризм и Крапивенское городище. Чем привлечь в Белгородскую область туристов?

Байбаки, промышленный туризм и Крапивенское городище. Чем привлечь в Белгородскую область туристов?

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку

Счастье — путь домой. Почему белгородцы вернулись, несмотря на сложную оперативную обстановку

Душа рвётся в горы. Сергей Шевченко — о том, как решиться на восхождение на Эльбрус

Душа рвётся в горы. Сергей Шевченко — о том, как решиться на восхождение на Эльбрус

Молодые умы. Как белгородские аспиранты делают прочнее стали, ищут способы очистки сточных вод и лекарство от болезни Альцгеймера

Молодые умы. Как белгородские аспиранты делают прочнее стали, ищут способы очистки сточных вод и лекарство от болезни Альцгеймера

 «Клуб 27»: как подростку в него не попасть

«Клуб 27»: как подростку в него не попасть

​Из окопов в повседневность. Как белгородские ветераны СВО заново адаптируются к жизни на гражданке

​Из окопов в повседневность. Как белгородские ветераны СВО заново адаптируются к жизни на гражданке

 «Я готова менять мир вокруг». Как старооскольская школьница выиграла путешествие до Владивостока

«Я готова менять мир вокруг». Как старооскольская школьница выиграла путешествие до Владивостока

​«Так и будешь всю жизнь по горам лазить?!». Как благодаря туризму белгородка нашла мужа и стала отправлять бабушек сплавляться на сапах

​«Так и будешь всю жизнь по горам лазить?!». Как благодаря туризму белгородка нашла мужа и стала отправлять бабушек сплавляться на сапах

​«Малиновый гладиатор» Архип Кулешов. Как белгородец стал лучшим игроком «Футбол-шоу»

​«Малиновый гладиатор» Архип Кулешов. Как белгородец стал лучшим игроком «Футбол-шоу»

За мечтой. Как белгородский путешественник совершил кругосветку на велосипеде

За мечтой. Как белгородский путешественник совершил кругосветку на велосипеде