Белгородец Александр Смагин совершил кругосветное путешествие на… бамбуковом велосипеде. Он рассказал белгородцам о своих приключениях.
«Захотелось чего-то масштабного»
— Я с детства мечтал побывать в самых разных уголках нашей планеты. По мере взросления тяга к путешествиям только нарастала, но я не знал, как совершить задуманное. Тогда я стал заниматься туризмом, в моей жизни появились соревнования, турслёты, а также первые возможности куда-то съездить. Поначалу путешествовал по области, потом за её пределами, затем стал ходить в походы, где и приобрёл необходимые каждому путешественнику навыки. А через какое-то время я уже и сам стал водить туристические группы в походы. Сейчас у меня опыт организации походов и восхождений в более чем 20 стран мира, — начал свой рассказ путешественник.
— Однажды, поднимаясь на очередную вершину, мне захотелось чего-то масштабного. И я решил отправиться в путешествие вокруг света на велосипеде. Я заказал специальный велосипед с бамбуковой рамой у одного питерского умельца. И на нём путешествовал два года — проехал 21 страну, это около 20 тысяч километров.
Лекция Александра Смагина, фотография Татьяны Дюминой
Маршрут мой начался в Санкт-Петербурге, откуда я выехал со своим товарищем. Мы проехали Европу, переправились в Африку, там наши с ним пути разошлись, и я уже сам двигался по Азии в сторону Австралии. При этом важно было учесть все климатические условия: оказаться в Африке зимой, когда там не так жарко, проехать Европу, пока там ещё нет снега, а Азию — пока там не начался сезон дождей.
Но даже в африканскую зиму в местах ближе к экватору после десяти часов утра солнце так сильно пекло, что невозможно было ехать, потому что плавился асфальт и тонкие колёса тонули в нём. Поэтому я ехал только ранним утром — с 6 до 10 часов. Потом приходилось просто отдыхать под тентом, и только после трёх часов дня продолжать путь.
Велосипед с бамбуковой рамой, фотография из личного архива Александра Смагина
В процессе я понял, что больше всего на скорость передвижения влияют ветер и рельеф. Казалось бы, едешь где-нибудь в пустыне Сахаре по ровной, как зеркало, дороге. Но если ветер встречный, можно сколько угодно крутить педали, а скорость всё равно не превысит 7–8 километров в час. Каждое утро в специальном приложении я проверял розу ветров, где можно было узнать направление ветра.
Фотография из личного архива Александра Смагина
«Поразило различие в образе жизни континентов и стран»
— Во время путешествия с какими опасностями вы сталкивались?
— Первые приключения начались в Европе. В путешествие я взял с собой палатку, в которой мы с товарищем ночевали. На ночёвку мы старались выехать за город, чтобы поставить палатку где-нибудь на природе. Однажды во время очередной ночёвки в лесу, мы услышали громкие шорохи где-то в кустах. Они раздавались с разных сторон. Затем мы услышали хруст веток где-то поблизости, и он усиливался.
В какой-то момент стало страшно, мы очень быстро запрыгнули на дерево. Вскоре оказалось, что мы разбили палатку на поляне, через которую постоянно проходило большое стадо кабанов. Первый раз кабаны пробежали, когда мы сидели на дереве, потом, когда они возвращались, мы уже обложили палатку тремя метрами всяческих веток и палок и сидели внутри. Спали по очереди. В будущем я уже понял, что животные, когда находятся в своей естественной среде обитания, в большинстве случаев не представляют угрозы, если их не тревожить.
Например, в Африке или Индии и люди могут быть достаточно агрессивными. Но 99 процентов людей, с которыми я столкнулся за время путешествия, были отзывчивыми и дружелюбными.
— Было ли что-то, что вас особенно удивило во время путешествия?
— Различия в образе жизни разных континентов и стран. Когда я добрался до африканских стран, особенно ближе к экватору, я увидел, что там больше половины населения не имеют доступа к тем ресурсам, которые для нас давно стали чем-то обыденным. Люди живут без электричества, водоснабжения, готовят еду на костре во дворах, строят дома из того, что есть вокруг: песка, глины, воды. У них может быть один мотоцикл и один телефон на всю деревню.
А ещё меня удивило количество и масштаб свалок в Африке. Я как-то услышал занимательную теорию о том, почему так происходит. Дело в том, что раньше африканцы использовали в быту природные элементы. Например, листья вместо тарелок, палочки вместо ложек и так далее. После приёма пищи такую «посуду» просто выбрасывали на землю, и она быстро перегнивала без вреда окружающей среде. Потом появились синтетические материалы, пластик, но привычка выбрасывать всё под ноги осталась. Так Африка и начала обрастать горами мусора.
Фотография из личного архива Александра Смагина
«Увидеть неземные ландшафты мировых вершин»
— Александр, что вы брали с собой в такое масштабное путешествие?
— Сложно заранее предусмотреть, что понадобится в путешествии, а что нет. В итоге оказалось, что невозможно взять с собой всё, что нужно, так как объём рюкзака ограничен. Поэтому я оставил минимальное количество вещей, и чем дальше ехал, тем меньше их оставалось при мне. Единственное, что мне нужно было обязательно — это вещи для подъёма в горы, потому что по ходу путешествия на велосипеде я ещё восходил на различные вершины. Например, поднялся на вершину Килиманджаро.
— Восхождение на какую гору запомнилось больше всего?
— Пожалуй, подъём на Эльбрус и Аконкагуа — высшую точку южной Америки. Эльбрус запомнился, потому что стал первой высокой горой, на которую я поднялся. Аконкагуа находится в Андах, там мне понравился простор гор и неземные ландшафты — как будто находишься где-то на Марсе. А ещё там нереальные рассветы, есть ощущение, как будто ты проснулся во сне… В будущем хочу подняться на Эверест.
— А ещё какие у вас планы на дальнейшие путешествия?
— Сейчас я организовываю подъёмы в горы. Уже спланировал расписание на 2026 год — поднимемся и в горы Непала, на Килиманджаро и в Аконкагуа... Я безумно рад, что путешествия стали моей профессией и из детской мечты превратились в любимую работу.















