Есть серьёзные заболевания, при которых пациенту может помочь только пересадка костного мозга. А если речь об иммунных заболеваниях, то это вообще единственный способ спасти человека.
Подобрать донора очень сложно. По статистике генетический двойник попадается примерно в одном случае на десять тысяч вариантов. В нашей стране порядка 130 тысяч доноров костного мозга. И это очень маленькое количество, чтобы обеспечить всех, кто нуждается в такой операции. Чтобы обеспечить всех больных, которые уже находятся в листе ожидания, нужно минимум миллион доноров.
Донорство костного мозга в нашей стране начало развиваться относительно недавно - в 1990-е годы. Каких только страшилок люди ни рассказывают об этой, в принципе, несложной процедуре.
Реципиенту не пересаживают мозг, как иногда думают люди. И тем более не вытаскивают его щипцами.
Стволовые клетки, необходимые больным людям, чтобы они могли жить, извлекают из периферической крови или тазовой кости. Забор из периферических вен похож на обычную сдачу плазмы методом афереза: из вены одной руки кровь поступает в специальный сепаратор, в котором отделяются стволовые клетки, а затем возвращается в вену другой руки. Процесс может занимать от четырёх до шести часов. Ни боли, ни особых неудобств донор не почувствует.
Когда клетки забирают из тазовой кости, процедура проводится под наркозом.
В отличие от донора крови, стать донором стволовых клеток намного сложнее. Должен найтись генетически близкий человек – «генетический близнец». И могут пройти годы, прежде чем донору позвонят и скажут, что нашёлся реципиент, которому нужна помощь и значит, есть реальный шанс подарить кому-то вторую жизнь.
В федеральном регистре доноров костного мозга значатся около трёх тысяч белгородцев. Все операции с участием белгородцев прошли удачно. По этическим мотивам донор и реципиент не имеют права встречаться в течение двух лет. А потом бывает, что завязывается переписка и начинается настоящая дружба.