Семья Гладких
Анастасия и Максим Гладких вместе уже 21 год. Они воспитывают четверых детей: дочерей Дашу, Есению и Пелагею, а также сына Авдея. Последней в семье Гладких появилась дочь Даша — её Анастасия и Максим взяли под опеку, когда девочке было 14 лет. Сейчас старшей дочери 17 лет, сыну — 13, средней дочери — шесть, а младшей — четыре.
Пара познакомилась во время учёбы в университете. Анастасия и Максим учились на разных курсах, но на одной специальности в Белгородском университете кооперации, экономики и права. На момент знакомства Насте было 18 лет, а Максим был на год старше. Сейчас семья временно находится в Краснодарском крае. В Белгородском районе у Максима и Анастасии есть большой дом в посёлке Комсомольский, который они построили сами.
— Настя, расскажите, всегда ли вы хотели большую семью?
— Я сама из многодетной семьи, старшая из трёх сестёр. Однажды, когда мы уже начали жить вместе с Максимом, мы посмотрели фильм «Оптом дешевле» (американская кинокомедия про многодетную семью — прим. Ф), и у нас возник вопрос: а кто сколько хочет детей? И мы решили, что хотим минимум троих, может, и пятерых, а также, что у нас обязательно будут приёмные дети. К этому времени мы жили вместе около двух лет. То есть о том, что у нас будет большая семья, мы договорились заранее, ещё до свадьбы.
— Максим, а вы предполагали, что у вас будет несколько детей и раньше, или приняли это решение уже вместе с Анастасией?
— Да, я всегда хотел большую семью, чтобы было не меньше двух детей. А когда начал встречаться с Настей, то подумал, что можно и больше. Вот сейчас у нас четверо, пятого пока не планируем, всё-таки воспитывать нескольких детей — это трудозатратно.
— Настя, почему, как вам кажется, лучше, чтобы в семье было нескольких детей, а не один или два?
— Один ребёнок в семье — это очень тяжело. Он будет постоянно требовать внимания. Такое происходило с нашим сыном, когда тот был маленький. А так как я была единственным человеком, который всё время находился рядом, то все игры, прогулки, весь его досуг организовывала я. Так было, пока не родилась Есения. Даже несмотря на значительную разницу в возрасте, они играют вместе, находят себе совместные занятия. Всё-таки когда детей несколько, они умеют друг друга занять.
А потом родилась Пелагея. Мы с мужем думаем, что это лучшее, что мы могли сделать для Есении. У девочек разница в возрасте два года, но они подружки, неразлучники наши. Бывали даже моменты, когда только одна из девчонок гостила у бабушки, или уезжала со мной в Краснодар, или попадала в больницу, а другая оставалась дома и очень тосковала, не знала, чем занять себя, хотя дома есть и игрушки, и даже брат рядом.
Однажды я услышала теорию одной мамы, которая рассказала, что у неё есть сестра, но они никогда не были дружны, и поэтому она решила, что родит только одного ребёнка, но зато ему не с кем будет ссориться. Я считаю, что это неправильно. Дело в том, что в ссоре всегда находится компромисс. По крайней мере, мы учим этому детей, а также рассказываем им, что они друг другу самые близкие люди, и когда мамы с папой не станет, они смогут поддержать друг друга, пожалеть, оказать финансовую или моральную поддержку.
Этому мы учим и нашу приёмную дочь Дашу (подробно про то, как семья Гладких решила взять под опеку Дашу мы рассказывали здесь — прим. Ф.). Хотя у неё, конечно, свой опыт, так как из детдома мы её взяли уже в 14-летнем возрасте. Мне кажется, она не сразу всё усваивает, но даже такие взрослые дети поддаются воспитанию, и им тоже можно привить понимание того, что братья и сёстры — это самые близкие люди. Даша очень добра к девочкам, в последнее время она сильно сдружилась с Авдеем, хотя, я думаю, в первое время с её стороны была какая-то неосознанная конкуренция. Она и сейчас может не очень хорошо пошутить, зная, что обидит, но даже такие шутки у неё не злые. Сейчас уже и младшие дети умеют над ней пошутить так, что ей это не понравится. Так или иначе дети находят компромиссы в своих отношениях, ссорятся, но затем мирятся.
Поэтому чем больше семья, тем больше социальных навыков приобретают дети. Они учатся жить, общаться не только с родными, но и с окружающим их обществом, потому что ребёнку, у которого есть брат или сестра проще наладить общение с незнакомыми людьми.
— Максим, а по вашему мнению, почему несколько детей в семье лучше одного?
— Понимаете, один ребёнок — это как принцесса в башне. Всё внимание родителей направлено только на него. Такого ребёнка, как правило, чрезмерно оберегают, из-за чего круг его общения становится узким. Да и родитель никогда не даст того, что может дать брат или сестра. Это отмечают и мои друзья, которые были единственными в семье.
Когда у нас был один ребёнок, нам было сложно. Когда их стало двое — легче. Когда их трое, разницы мы почти не почувствовали, потому что младшие играют сами с собой, старшие подросли, и им уже не так сильно нужно наше внимание. Когда у тебя четверо детей в семье — это, конечно, сложно, но все трудности компенсируются навыками родительства. Мы уже спокойно можем уйти из дома на несколько часов по делам или отдохнуть, пойти в кино или театр, потому что можем оставить младших на старших. Мы знаем, что младшие дети будут накормлены и вовремя уложены спать.
— Существует такая теория, что если родители принимают решение родить нескольких детей, то лучше, чтобы разница в возрасте детей была небольшая, чтобы они всегда были на одной волне друг с другом. А в вашем случае, насколько критична разница в возрасте между старшей дочерью и другими детьми?
— У нас ситуация другая. Мы взяли Дашу подростком из детского дома, куда она попала в возрасте трёх лет. Многие психологи говорят, что если ребёнка отдали в детский дом, то эмоционально он останется в том возрасте, в котором это произошло. И по Даше это было видно. Например, ей было уже 15, когда она играла с младшими детьми в куклы, лепила вместе с ними снеговиков, строила домики, что для подростка такого возраста редкое явление.
Разница в возрасте между сыном и средней дочерью семь лет. Но при этом Авдей — заботливый брат. Да, бывает, что он выдаёт какие-то мальчишеские шутки, которые девочки не понимают, но это не из-за разницы в возрасте. При этом мы знаем, что ему всегда можно доверить девочек, он с ними посидит, поиграет, займёт их чем-то. Хотя если говорить о самых младших, то между ним связь, безусловно, сильнее, потому что младшая тянется за средней. Она пытается быть с нею наравне. Это видно по процессу взросления младшей — многим вещам мы её даже не учили, она просто повторяла их за средней.
— Настя, расскажите, как у вас с Максимом получается совмещать свои личные дела, работу и воспитание детей? Не всегда же, наверное, можно оставить младших на старших?
— Первый и главный бонус — это то, что папа у нас программист, и работает удалённо из дома. Я работала менеджером интернет-магазина торгового дома Потатушкиных, но из-за того, что в марте мы с семьёй перебрались в Краснодарский край, работу потеряла. А когда я ещё работала, то оставляла детей с мужем, если мне нужно было отлучиться по делам. Утром я могла отвести их в садик, а если вечером не успевала забрать, это делал муж. Когда меня не было дома, супруг присматривал за детьми — в любой момент они могли к нему обратиться.
А если мне нужно было уехать по делам или на встречи, и возможности оставить детей дома не было, я брала их с собой. В этом случае отлично помогали переноски, слинги, коляска. Я всегда была мобильной. И дети, в том числе благодаря таким моментам жизни, стали воспитанными и дисциплинированными, за что нам не единожды делали комплименты.
Также мы стараемся как можно больше привлекать детей к домашним делам, приучаем их с детства быть самостоятельными, учим не боятся какой-либо работы. Сейчас, например, старшенькие очень любят помогать нам по кухне.
— Несмотря на множество плюсов многодетности, о которых вы рассказали, всё-таки несколько детей в семье — это, безусловно, большой труд. С какими сложностями сегодня сталкивается многодетная семья?
— Пожалуй, основная сложность многодетности заключается в том, что у нас не так много личного времени для двоих. Мы не можем вместе поехать куда-нибудь надолго, сходить на свидание вдвоём больше, чем на четыре часа, наше время всё равно ограничено.
Также мы часто сталкиваемся с тем, что реалии российской жизни не рассчитаны для семьи с большим количеством детей. Попробуйте снять жильё на семью, где больше трёх детей, когда едете на море! Это большая сложность. Найти квартиру, в которой всем хватило бы места, почти невозможно, поэтому приходится снимать дом.
Сложности возникают ещё и потому, что много детей — это больше расходов на всё: на продукты питания, на бытовую химию, на лекарства... Если заболел один ребёнок, то от него постепенно заражаются остальные. Мы сами, как правило, болееем последними и по очереди, поэтому один из родителей может позаботиться о детях в период болезни.
Сейчас, когда мы живём в другом регионе, можем отметить, что в Белгородской области для многодетных семей делают многое. В нашей области предусмотрено большое количество дотаций, льгот. Даже в коммерческих организациях всегда есть скидки и льготы для многодетных. Например, нашей старшей дочери мы по скидке многодетности лечили зубы, и в аквапарке старший ребёнок у нас проходил по скидке. А в Краснодарском крае ничего подобного нет. Например, когда мы всей семьёй пришли в Краснодарский зоопарк, куда вход сам по себе очень дорогой, — билет для взрослого стоит 1200 рублей, а для ребёнка — 600, то обнаружили, что скидок для многодетных там нет. В Белгородской области с большой семьёй жить удобнее и приятнее, мы постоянно ощущаем заботу о нас.
Ещё для большой семьи нужна большая машина. В прошлом году мы взяли такую в кредит. Найти шестиместный автомобиль оказалось сложно, потому что у нас в основном продаются либо автобусы, либо четырёхместные машины. А когда у нас большого автомобиля не было, мы ездили на обычном седане, и для того, чтобы поехать в город или аквапарк, один из родителей ехал с девочками на машине, а другой с сыном на маршрутке либо на такси. Это очень тяжело и неудобно.
Но это такие мелочи, которые бесят только в моменте. Вспоминая нашу жизнь от момента, когда мы взяли Дашу, когда родился сын, и до сегодняшнего дня, мы не жалеем ни о чём.
— Вы уже затронули тему того, что в Белгородской области многое делается для многодетных семей. А как ещё государство поддерживает такие семьи?
— Помимо государственных выплат до полутора года, были ещё муниципальные до трёх лет, а когда родилась Пелагея, нам выделили выплату для улучшения жилищных условий — покрыли стоимость части ремонта. По достижении ребёнком трёх лет нам выплатили 86 тысяч рублей. На коммунальные услуги также предусмотрены льготы. На питание в детском саду и в школе для многодетных семей есть скидки. По федеральной программе после рождения третьего ребёнка нам выплатили 450 тысяч рублей на погашение ипотеки.
Скажем так — помощь со стороны государства определённо есть, но нельзя сказать, что финансово она компенсирует всё. Говорят же, что государство выделяет много денег для многодетных семей, поэтому «плодитесь и размножайтесь!». Но это не совсем так. Большая семья — это большая ответственность. Рождение двух, трёх детей — это дорого. Конечно, можно экономить, можно в чём-то себе отказывать, но это тяжело. С детьми всегда случаются форс-мажоры. Много денег уходит на лечение, на одежду — дети быстро растут и меняются в размерах.
— Понятно, что только на льготы многодетным семьям рассчитывать не приходится. Как вы считаете, какую зарплату должны получать родители в многодетных семьях, чтобы на всё хватало и можно было жить с комфортом?
— В пределах Белгородской области минимум 150 тысяч рублей на обоих родителей. Но это минимальный бюджет для покрытия базовых потребностей. Конечно, для каких-то инвестиций, крупных покупок, путешествий, погашения ипотеки или кредитов этих денег не хватит. Также этой суммы достаточно, если семья живёт в собственном доме, и у неё есть машина, потому что поездка даже в другой город без автомобиля обойдётся в приличную сумму.
Вот простой пример. Нашей семье из шести человек нужно было приехать в Краснодарский край. Если бы мы поехали на поезде, то поездка обошлась бы примерно в 18 тысяч рублей. И это только билеты в плацкарт. На собственной машине это обошлось нам в 7 или 8 тысяч рублей в одну сторону.
— Максим и Настя, о чём сейчас мечтает ваша семья?
— О том, о чём мечтает каждый белгородец — чтобы прекратились боевые действия и в Белгородской области стало спокойно. Мы планируем возвращаться в область, в Старый Оскол, чтобы дети могли ходить в школу, в садик. Потому что дети учатся дистанционно очень долго, ещё с карантина. Уровень образования падает.
Недавно у нас даже был такой случай — мы всей семьёй посещали Большую Азишскую Пещеру, и в конце экскурсии экскурсовод сказал, что можно загадать желание. И когда мы вышли из пещеры, младшая дочь поинтересовалась: исполнится ли желание, если его рассказать. И мы сказали ей, что для того, чтобы некоторые желания исполнились, их наоборот нужно озвучить. И оказывается, что она загадала, чтобы закончилась [Роскомнадзор]. Удивительно, но мы загадали тоже самое.
Семья Краснопёровых
Алеся и Сергей Краснопёровы познакомились ещё в детстве — их родители дружили, и молодые люди часто пересекалась на семейных посиделках, но тогда ещё не интересовали друг друга. После того, как Алеся и Сергей повзрослели, их пути разошлись лет на десять, если не больше. Каждый закончил университет, а после того, как Сергей вернулся из армии, Алеся узнала об этом, захотела взглянуть на старого знакомого и добавила его в друзья во «ВКонтакте».
Сергей тоже вспомнил Алесю и написал ей, завязалась дружеская переписка. Они увиделись спустя неделю: 21 сентября Сергей приехал в гости к родителям Алеси на Аспос (пристольный праздник в селе Фощеватово Волоконовского района — прим.Ф). Обычно в этот день по старой традиции люди ходят в гости без приглашения и пекут традиционное блюдо — лапшовник. Именно в этот праздник снова встретились Сергей и Алеся.
Родители девушки так рады были увидеть молодого человека, что даже не спросили, как он к ним попал. Тогда девушка впервые в жизни посмотрела на Сергея другими глазами и поняла, что это близкий ей человек. По словам Алеси, тогда между ними и вспыхнула искорка, со временем превратившаяся в семейный очаг, который уже 14 лет согревает семью Краснопёровых тёплыми чувствами. Сейчас у Алеси и Сергея две дочери — Саше, старшей из них, восемь лет, а младшей Насте три года.
Алеся работает в Министерстве по делам молодёжи и более 15 лет занимается общественной деятельностью в БРОО «Новое поколение». Её супруг трудится в сфере здравоохранения, работает юрисконсультом в Областном медицинском центре «Резерв».
Какой должна быть семья?
— Для меня семья — это обязательно дети. Это главная составляющая семейного счастья. Ради них хочется жить и к чему-то стремиться. У нас две дочки. Всю свою любовь и заботу делим между ними пропорционально. Младшая во всём подражает старшей и развивается не по годам, а старшая чувствует свою ответственность и необходимость. Это очень забавно и важно одновременно. Я рада, что у нас двое детей. Ведь один ребёнок похож цветок в теплице. У него сложнее проходит адаптация и социализация. Поэтому чем больше детей, тем им проще и интереснее жить, — рассказывает Алеся.
Как совместить работу и воспитание детей?
— Раньше, когда была возможность отвести детей в школу и детсад, вопросов о том, как всё успеть, не возникало. Совмещать работу и воспитание детей было вполне реально: днём все при деле, а вечером, когда вместе, личные дела и домашние хлопоты в радость. Сейчас сложнее: дистанционка и ограниченное количество мест в дежурных группах сильно связывают руки. Но приходится как-то выкручиваться. Спасибо бабушкам и дедушкам, что помогают. А вообще, пока всё держится на надежде, что скоро неспокойная ситуация в городе закончится, и мы вернёмся к обычной жизни, в которой реально всё успевать и ничем не жертвовать.
С какими трудностями сталкивается семья?
— У нас теперь отсутствует возможность постоянно быть вместе и проживать свою жизнь без страха за детей и близких. Ходить в школу и садик, посещать кружки и секции. Ещё есть проблемы с доступностью жилья. Пока дети маленькие, много времени и сил уходит на их воспитание. А чем больше в семье детей, тем выше потребность в дополнительных квадратных метрах, но не всегда есть возможность улучшить жилищные условия тогда, когда это необходимо. И это печально.
Хотя государство старается поддерживать семьи с несколькими детьми. За второго ребёнка, например, возвращается часть родительской платы в детском саду. Также есть приоритеты для второго ребенка при поступлении в школу и сад, в которую ходит старший. Ещё нам доступна семейная ипотека под шесть процентов.
Какую зарплату должны получать многодетные родители?
— У каждой семьи свои потребности и траты. Кто-то умудряется прожить на 30 тысяч рублей рублей в месяц с тремя детьми, а кому-то и 200 тысяч с одним ребёнком будет мало. Я за усреднённый вариант. Зарплата должна быть такой, чтобы даже при наличии ипотеки оставались средства на повседневные траты.
Все фотографии предоставлены героями интервью