«Безопасный город». Как система работает сейчас и что бы могло её сделать более эффективной?

Редакция «Фонаря» отправила запросы в УМВД по Белгородской области и мэрию Белгорода, поговорила с гендиректором белгородского оператора связи «Региональные ТелеСистемы» Дмитрием Романенко и узнала о том, как работает система видеонаблюдения в регионе и в областном центре, сколько преступлений удалось раскрыть благодаря камерам, кто выделяет деньги на работу проекта «Безопасный город» и как его можно сделать более дружелюбным для владельцев камер.

«Безопасный город». Как система работает сейчас и что бы могло её сделать более эффективной?

Кто отвечает за работу системы «Безопасный город»?

Работу аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» регулирует распоряжение российского правительства от 3 декабря 2014 года № 2446-р. В Белгородской области за организационно-техническое и методическое обеспечение системы отвечает Главное управление МЧС по Белгородской области совместно с управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности региона. Как сказано в ответе на запрос, центральным звеном построения «Безопасного города» являются Единые дежурные диспетчерские службы и региональное управление по делам гражданской обороны.

В АПК «Безопасный город» входит комплекс средств видеонаблюдения, фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, преступлений, административных правонарушений и других происшествий.

Сколько таких камер установили в регионе и помогают дли они в раскрытии преступлений?

Система «Безопасный город» работает во всех районах Белгородской области. На начало 2021 года в регионе количество камер видеонаблюдения составило 1 995. Все они входят в правоохранительный сегмент «Безопасного города». С их помощью в Белгородской области с 2015 года и по 2021 годы раскрыли 325 преступлений. Всего за весь период реализации проекта раскрыли 433 преступления.

По данным городского УМВД, в Белгороде сейчас установлены 777 камер, которые находятся на 114 объектах. В своём годовом отчёте за 2020 год начальник УМВД по Белгороду Александр Коробейников заявил, что в городе есть ещё 20 мест, где часто происходят преступления, но там нет камер. Информацию об этом полицейские направили в мэрию Белгорода, чтобы там рассмотрели вопрос об установке камер.

Территориальные управления ОМВД по Белгородской области имеют доступ к просмотру в онлайне изображений только с 861 камеры видеонаблюдения, входящих в правоохранительный сегмент. Записи камер видеонаблюдения хранят на серверах Единой дежурной диспетчерской службы. Видеозаписи предоставляют сотрудникам полиции по запросу, например, при проведении расследования преступлений и правонарушений.

При этом 5 марта 2021 года начальник регионального УМВД Василий Умнов на заседании Белгородской облдумы высказал мысль о том, что система видеонаблюдения в регионе устарела и отстаёт, если её сравнивать с аналогичной в столице .

— «Безопасный город» не территории Белгородской области это позавчерашний день. Примером может служить Москва, где поставлены высокоинтеллектуальные камеры, с помощью которых московская полиция и ФСБ выявляют, раскрывают преступления, — заявил генерал Василий Умнов.

Как в Белгороде перестали использовать «новейшую российскую разработку» — кнопки вызова полиции с системой интеллектуального наблюдения

Как в Белгороде перестали использовать «новейшую российскую разработку» — кнопки вызова полиции с системой интеллектуального наблюдения

Корреспондент «Фонаря» обратил внимание на то, как пять лет назад в Белгороде довольно громко заявили о «новейшей российской разработке» — кнопках вызова полиции с системой интеллектуального наблюдения. Мы решили узнать, как используют эту систему сейчас и насколько она показала себя эффективной.

Кто отвечает за финансирование проекта?

Как сказано в ответе УМВД на редакционный запрос, на развитие системы «Безопасный город» выделяют деньги из местного и федерального бюджетов по государственным и региональным программам. На сайте Главного управления МЧС по Белгородской области мы нашли информацию о том, что эти средства выделяют по подпрограмме № 7 «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса „Безопасный город“ 2014–2025 годы». Согласно найденному документу, всего на период с 2014 по 2020 годы из областного бюджета выделили чуть более 109 миллионов рублей на первый этап реализации (2014–2020 годы), в частности на 2020 год планировалось выделить 10 миллионов. На второй этап планируется выделить из регионального бюджета 50 миллионов — по 10 миллионов на каждый год, начиная с 2021 и заканчивая 2025 годом.

Также мы обратились в мэрию Белгорода, чтобы узнать, выделяет ли городской бюджет средства на реализацию проекта «Безопасный город». В ответе на запрос нам пояснили, что так как это федеральный проект, то администрация города не выделяет деньги на работу системы и не планирует выделять их в 2022–2023 годах. На сайте госзакупок нам действительно не удалось найти контрактов мэрии Белгорода касательно «Безопасного города». При этом отметим, что это не соотносится с ответом региональной полиции, которая ответила, что средства на систему выделяют также из местного бюджета.

В ведении администрации Белгорода имеются видеокамеры внутреннего и наружного наблюдения, используемые для обеспечения безопасности. Сотрудники администрации не имеют доступа к камерам, принадлежащим другим хозсубъектам. Средства из бюджета на поддержание работы камер, принадлежащих другим хозсубъсктам, не выделяются, — сказано в ответе.

В мэрии добавили, что администрация также финансово не поддерживает владельцев камер, которые устанавливают их в Белгороде. На вопрос «Имеются ли в администрации Белгорода ресурсы для хранения массива информации, поступающей с камер видеонаблюдения в городах?» поступил следующий ответ: «Администрация Белгорода в необходимом количестве располагает серверами для хранения информации, которая хранится в течение времени, необходимом для обеспечения безопасности».

Добавим, что другие районные администрации в Белгородской области размещают соответствующие закупки, связанные с «Безопасным городом». Так, журналисты Go31.ru обнаружили, что в этом году администрация Белгородского района разместила на сайте госзакупок три профильных тендера на общую сумму 1,7 миллиона рублей. Мы также просмотрели госзакупки, связанные с развитием «Безопасного города». Например, управление финансов и бюджетной политики администрации Красногвардейского района недавно разместило госзакупку на 3,8 миллиона рублей за монтаж системы телевизионного наблюдения «Безопасный город» в Бирюче. Или госзакупка администрации Волоконовского района, которая появилась в декабре 2020 года, на 480 тысяч рублей за техобслуживание такой системы в Волоконовке.

Гендиректор белгородского оператора связи «Региональные ТелеСистемы» Дмитрий Романенко — о работе городских камер и об обращениях полиции

Белгородские онлайн-камеры в режиме реального времени — это проект оператора связи «Региональные ТелеСистемы». Мы спросили руководителя компании Дмитрия Романенко о том, насколько часто к ним обращаются правоохранительные органы.

— Запросы от разного рода ведомств нам присылает УМВД: уголовный розыск, инспекция дорожного движения и один из отделов полиции города, на территории которого расположено больше всего наших камер. Мы достаточно сильно отвлекаемся на то, чтобы осуществлять выгрузку по этим камерам, потому что, как минимум, по закону мы должны это делать. Для нас мотивация установки камер — демонстрация своих возможностей, то есть продвижение себя как поставщика услуг видеонаблюдения или услуг передачи данных. Мы круглосуточным вещанием камер демонстрируем качество услуг связи, которые работают без перебоев. У этого есть социальная составляющая — люди благодарны за возможность восстановить ход событий, когда, например, нет видеорегистраторов — можно разобраться в ДТП и будет принято справедливое решение.

По мнению Романенко, интерес к трансляциям могли бы проявлять не только сотрудники УМВД, но и работники муниципальных органов власти, которые, например, могли бы наблюдать за уборкой дорог, состоянием разметки и другими сферами. Если бы камеры стояли ещё и на многоквартирных домах, то в них были бы заинтересованы и жители, и управляющие компании, потому что, например, можно было в онлайне следить за уборкой территории.

— Если под это есть законодательная база, которая позволяет штрафовать или хотя бы выдавать предписания, которые имеют профилактическую цель, вероятно, это было бы полезно в конечном счёте для граждан, — считает Дмитрий Романенко.

Предприниматель уверен, что наиболее всего заинтересовано в установке камер МВД, потому что профилактика правонарушений — это их зона ответственности, поэтому перекладывать финансовую нагрузку на местный бюджет некорректно, потому что заказчиком и пользователем в этом случае будут разные структуры. Также Романенко считает, что именно в этом и кроется нюанс медленного и опаздывающего развития городской системы видеонаблюдения как части большого проекта «Безопасный город». Пока оператор связи предоставляет данные правоохранительным органам безвозмездно, хотя логичным бы было, чтобы он мог за неё и что-то получать, ведь он следит за состоянием камер, делает выгрузку, хранит определённое время архив с записями.

Камеры ставятся в маркетинговых целях, в первую очередь, но при этом получается так, что мы работаем на УМВД, хотя не обязаны это делать. Мы тратим своё время на их интерес. Если это будет официально оформлена как услуга, то это, на мой взгляд, позволит представителям муниципальных властей и УМВД качественно улучшить показатели раскрываемости преступлений, ДТП, мелких конфликтов. Сейчас они часто обращаются в хозяйствующие субъекты. Если посмотреть по российским госзакупкам и поискать по слову «видеонаблюдение», то мы увидим, что большинство региональных заказчиков — муниципальные органы власти и есть небольшое количество, где заказчиком является УМВД. Я думаю, что полиция может позволить себе такие услуги, пока же выходит, что они какие-то камеры ставят, к чему-то имеют доступ, но всё равно приходят за видео к нам. Пока складывается такая ситуация: чем больше я буду ставить камер, тем больше обязанностей на меня будет ложиться, так как по закону я должен давать доступ к архиву. Но ведь мы все понимаем, что в такой ситуации мне будет проще демонтировать камеры, чем под них держать отдельного человека или же нагружать этой работой другого сотрудника, который будут выполнять эти обязанности параллельно с основной работой.

Сколько камер находятся в распоряжении «Региональных ТелеСистем»?

У компании есть 26 камер в публичном доступе на сайте и ещё 11 (из 32 ранее работающих для управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгорода) непубличных камер по проспекту Богдана Хмельницкого от пересечения с улицей Студенческой до остановки «Родина». Эти камеры оставили на поддержании на случай чрезвычайных происшествий.

Сколько заявок поступает оператору связи от полиции?

В январе 2021 года оператор получил 20 заявок, в феврале — 36. Всё это были заявки от ГИБДД и отдела уголовного розыска УМВД по Белгороду.

Стоимость услуг оператора «Региональные ТелеСистемы»

Хранение архива на одной камере в течение 14 календарных дней стоит 500 рублей в месяц, передача данных — столько же. Обслуживание камеры, а именно протирка объектива, фокусировка, кадрирование два раза в месяц, либо по заявке также стоит 500 рублей в месяц.

В это не входит рабочее место диспетчера, но мы могли бы отдать доступ напрямую в ведомство или ЕДДС, где дежурные могли заниматься необходимой выгрузкой, — говорит Дмитрий Романенко.

А можно как-то иначе организовать работу?

Можно. Руководитель «Региональных ТелеСистем» приводит в пример успешный московский опыт (напомним, что начальник регионального УМВД тоже говорит об успешности московского опыта — прим. Ф.)

— Опыт департамента информационных технологий Москвы показывает, что употребление услуги в Москве — эффективно. Когда гражданин находится в доме, в котором произошло ЧП, он звонит по единому номеру и сообщает, например, о том, что ему помяли автомобиль, а ему отвечают — «ваша заявка 13 24». Он обращается с заявлением в полицию и отмечает, что предварительно оформил такую заявку. У представителей управления внутренних дел есть доступ во внутренние системы, где они вводят номер заявки и получают выгрузку по заявке гражданина. Либо делают самостоятельно, если это нужно для какого-то расследования. В данном случае операторы связи выступают только инфраструктурно, их заработок заключается в ежемесячной абонентской плате, если камеры работают исправно, и не происходит никаких накладок. При этом инвестируют в инфраструктуру они за свой счёт и за свой счёт поддерживают её, — рассказывает Дмитрий Романенко.
Андрей Маслов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

В Белгороде за год камеры видеонаблюдения помогли раскрыть 62 преступления

В Белгороде за год камеры видеонаблюдения помогли раскрыть 62 преступления

«Людям нравится подглядывать за другими». Как белгородцам помогают камеры видеонаблюдения?

«Людям нравится подглядывать за другими». Как белгородцам помогают камеры видеонаблюдения?

Небезопасный город

Небезопасный город

Социальные вопросы и качество жизни людей. Как врио губернатора Вячеслав Гладков не (?) работает по методичке

Социальные вопросы и качество жизни людей. Как врио губернатора Вячеслав Гладков не (?) работает по методичке

Кто в Белгородской области может проводить медосмотры работников? А кто процедуру ЭКО? [разбор]

Кто в Белгородской области может проводить медосмотры работников? А кто процедуру ЭКО? [разбор]

На белгородца, оставившего в подъезде мешок с минами, завели уголовное дело

На белгородца, оставившего в подъезде мешок с минами, завели уголовное дело

 В Шебекинском районе прошли учения спецслужб

В Шебекинском районе прошли учения спецслужб

В УМВД по Белгородской области рассказали, почему забирали документы у «нелегальных» маршрутчиков

В УМВД по Белгородской области рассказали, почему забирали документы у «нелегальных» маршрутчиков

В Белгороде оштрафовали более ста водителей, заехавших на автобусные остановки

В Белгороде оштрафовали более ста водителей, заехавших на автобусные остановки

В Белгородской области силовики не стали комментировать ситуацию с «минированием судов»

В Белгородской области силовики не стали комментировать ситуацию с «минированием судов»

В Белгородской области за пять лет раскрыли только каждый пятый поджог автомобилей

В Белгородской области за пять лет раскрыли только каждый пятый поджог автомобилей