«ЕГЭ — это не только стресс». Как белгородским школьникам помогают справиться с волнением на экзаменах

27 мая во всей России школьники начали сдавать единый государственный экзамен. Чиновник и психолог рассказали «Фонарю», чего чаще всего боятся школьники, как можно отвлечься во время экзамена и зачем учителя сдавали ЕГЭ.

В дорожной карте, посвящённой организации и проведению единых госэкзаменов, отдельным пунктом проходит психологическая подготовка. Ответственная за реализацию этого пункта карты директор Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Викторова рассказала, что именно делают психологи.

— Психологическая помощь для выпускников организовывается задолго до экзаменационного старта. Девятые, десятые, одиннадцатые, а иногда и восьмые классы включены в психологическую подготовку к государственному экзамену, к выпускным.

«Любой экзамен — это ситуация оценки. Любая ситуация оценки — тревожна, и она вызывает волнение. Наши выпускники очень многое связывают с результатами выпускных экзаменов: поступление в престижный вуз, поступление на бюджетные места, подтверждение собственного статуса, подтверждение позиции отличника, которая была в течение 11 лет. Некоторые дети это рассматривают как единственную возможность переезда в другой регион. Много планов. Отсюда и появляется это волнение».

— У нас выделены три категории трудностей. Первые — когнитивного характера — когда идёт сложное запоминание большого материала, неумение структурировать большой информационный блок, неумение выделять частное, общее, конкретное, что необходимо в тестовом материале. Здесь нужна тренинговая работа, система работы с выпускниками на протяжении минимум двух лет. Вторые — это эмоциональные трудности. Здесь необходимо говорить о саморегуляции, обладать механизмами самоуспокоения, стабилизации себя. Третьи — это личностные трудности, когда наши выпускники ставят для себя сверхзадачи, которые они, к сожалению или к счастью, выполнить не могут. Когда за два-три года происходит комплексная подготовка наших выпускников, эти трудности минимизируются и не составляют проблемы для ребёнка.

«Психологи работают в течение трёх лет. Это обязательная работа образовательных организаций при подготовке выпускников. Если педагога-психолога нет в организации, это функцию выполняют либо коллеги на основании межсетевого взаимодействия, либо определённые материалы передаются классным руководителям, учителям-предметникам в зоне их компетентности. На это работают наши три центра: в Белгороде, Губкине и Старом Осколе».

Есть ли психологи непосредственно в пунктах сдачи экзаменов?

— Психологи в пунктах сдачи ЕГЭ не присутствуют. Идёт работа заранее. Форматы тревожности или ступора минимальны. Мы волнуемся вне ситуации, а когда мы находимся в ситуации, то всё идёт проще. Да, волнение присутствует, и оно нормативно. Волнение должно быть, но оно не должно зашкаливать, не должно выбивать ребёнка из его нормального состояния. Уже многие годы при департаменте образования на период экзаменов создаётся экстренная группа психологов. При необходимости мы выезжаем в регион. Такого кризисного состояния во время сдачи экзаменов не бывает. Бывает постфактум, когда у ребёнка эмоциональное напряжение переходит в стрессовую долгосрочную реакцию, либо когда есть понятие неуспешности. «Не оправдались ожидания». Мы-то большая армия, которая помогает, но самая большая армия — это семья, которая рядом. Если семья поддерживает ребёнка, с ним простраивает адекватные планы, а не сверхзадачи, оказывает помощь, находит альтернативное решение в сложившейся ситуации — ребёнок конструктивно выходит из любого стресса. Если же ребёнок зажат требованиями родителей, то бывает и состояние ступора, и состояние долгой плаксивости, и состояние эмоциональной невключённости — ребёнок настолько перегорает, что перестаёт эмоционально реагировать, — объясняет Викторова.

По словам психолога, выпускники больше волнуются перед ЕГЭ и после того, как сдали экзамен

— Почему у нас ступора не бывает? Потому что мы проводим несколько пробных экзаменов для одиннадцатиклассников, и проводим их на тех пунктах, где выпускники будут сдавать экзамены. Поэтому сказать, что это совершенно незнакомое для них помещение, мы не можем. Детей до пункта проведения экзамена сопровождает классный руководитель, который отслеживает все эти процессы тревожности, дискомфорта. Многие образовательные организации в качестве сопровождающих лиц направляют психолога, чтобы сориентировать детей. В пункте проведения экзамена психолога нет, и в нормативном документе прописано, что психолог там не может находиться, — пояснила заместитель начальника регионального департамента образования Ольга Медведева.

Что вы посоветуете выпускникам, которые сдают ЕГЭ?

— Рассматривать это замечательным этапом в жизни. Потому что это подведение итогов 11 лет школьной жизни: успехов, дружбы, поражений, взлётов, падений, открытий. Надо сконцентрироваться и написать. Они свободно это могут сделать. Волнение обязательно будет, потому что это итоговая ситуация. Экзамен — это всегда праздник! Что делать на экзамене? Если разволновался, нужно пойти попить водички. Это говорят и психофизиологи: это переключение вида деятельности. Пока выйдешь из аудитории, дойдёшь до кулера, попьёшь водички — эта активность переключает. Нужно не всегда смотреть в бланк, а иногда переключать внимание на окно, на пейзаж. Обязательно чётко распределить своё время: сначала пройтись взглядом по всему тестовому материалу, ознакомиться с ним, решить те задания, которые легко даются, не циклиться на том задании, которое вызывает трудности. К нему нужно вернуться, когда большая часть заданий будет выполнена, — рассказала Екатерина Викторова.

— Выпускники после сдачи ЕГЭ отмечали, что основные трудности связаны не с предметом или психологией, а с организацией своего времени: как правильно организовать свою деятельность в тех жёстких временных рамках, в которые они поставлены. В этом году белгородские педагоги выступили инициаторами проведения ЕГЭ для учителей. «Давайте мы сами попробуем сдать, чтобы квалифицированно и компетентно дать совет ребёнку, как организационно построить свою работу». Учителя русского языка, математики, обществознания и физики написали ЕГЭ. Учителя отметили, что теперь они могут чётко рассказать ребёнку, как лучше подойти к работе. Понятно, что есть определённая специфика у каждого предмета: по математике лучше вот так строить свою работу, с этого начинать, этим заканчивать, но это не обращать внимание, ведь это задание принесёт минимальное количество баллов... По русскому языку строить работу нужно совершенно по-другому. Надеюсь, этот опыт тоже поможет нашим выпускникам. Педагоги активно откликнулись на эту инициативу. Из 1,8 тысячи педагогов около полутора тысяч приняли участие, — говорит Ольга Медведева.

Эксперт «Фонаря»

Детский психолог Нина Шкилёва:

— Единый государственный экзамен, сколько бы на его тему не возникало споров, — это часть нашей реальности, и к ней надо адаптироваться. Любой экзамен является стрессом, так должно быть. Если это не так, то значит выпускнику не важно, какого результата он достигнет и как это повлияет на его дальнейшее образование. Однако высокий уровень стресса может влиять на результаты. Очень хорошо, что работа с этой проблемой ведётся в школах области.

ЕГЭ — это ситуация тотальной проверки, не только для учеников, но и для конкретных учителей и целых школ. Вся система ещё не успела адаптироваться к ней. В стрессе находятся все, и учителя тоже — это не может не отражаться на том, как они взаимодействуют с классом. Дети и родители боятся ЕГЭ, начиная класса с четвертого. Поэтому в поддержке нуждаются все участники образовательного процесса, не только выпускники.

А ещё школа — это не только борьба со стрессом и необходимость саморегуляции. Это огромный пласт жизни, очень важный, в котором личность развивается, общается, узнает себя, учится себя ценить, формирует цели и ценности. Всего этого, к сожалению, становится совсем не видно за постоянной подготовкой к тестированию.

Текст: Олеся Шкреба
Фото: Антон Вергун

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Игорь Шаповалов: «Я ухожу на гребне волны»

Игорь Шаповалов: «Я ухожу на гребне волны»

Экзамен под прицелом. Почему школьники и учителя не боятся камер на ЕГЭ 

Экзамен под прицелом. Почему школьники и учителя не боятся камер на ЕГЭ 

«Мы что, должны выпускать неучей?». Замгубернатора Сергей Боженов — о том, что волнует белгородских школьников

«Мы что, должны выпускать неучей?». Замгубернатора Сергей Боженов — о том, что волнует белгородских школьников

«Не хотим устраивать бедлам». Игорь Шаповалов рассказал, как белгородские школьники будут сдавать ЕГЭ и праздновать выпускной

«Не хотим устраивать бедлам». Игорь Шаповалов рассказал, как белгородские школьники будут сдавать ЕГЭ и праздновать выпускной

​В Белгороде выпускники-стобалльники получат по 50 тысяч рублей

​В Белгороде выпускники-стобалльники получат по 50 тысяч рублей

В Белгородской области впервые перепроверили итоговые сочинения. Что делать школьникам, которые в итоге получили «незачёты»?

В Белгородской области впервые перепроверили итоговые сочинения. Что делать школьникам, которые в итоге получили «незачёты»?

Любовь с первой тренировки. Как белгородский школьник сдаёт ЕГЭ и готовится к соревнованиям по пулевой стрельбе

Любовь с первой тренировки. Как белгородский школьник сдаёт ЕГЭ и готовится к соревнованиям по пулевой стрельбе