За несколько минут до начала встречи журналистов с заместителем губернатора Сергеем Боженовым проходила, казалось, давно канувшая в лету процедура — организаторы раздавали журналистам вопросы для спикера. Правда, корреспондента «Фонаря» это почему-то не коснулось.
«Не уважают вас в органах власти», — посочувствовал один из журналистов и принялся дискутировать с депутатом горсовета и по совместительству представителем «Голоса Белогорья» Татьяной Дубининой о закрытии филиала НИУ «БелГУ» в Алексеевке. Они спорили так горячо, что пресс-конференцию пришлось задержать на секунд 20; даже Боженов, долго и тактично перебиравший бумаги, поинтересовался, о чём идёт разговор.
— Что делать с теми учителями, которые показали низкие результаты на ЕГЭ? — начала встречу корреспондент «Интерфакса».
— Когда мы затеяли эту работу, я своим помощникам говорил: надо сделать так, чтобы она не оказалась непонятой, — ответил Боженов и начал пояснять.
По его словам, инициатива о проведении ЕГЭ для учителей исходила и от самих педагогов, «попросивших провести некую методологическую работу», чтобы отметить «тонкие места» в проведении госэкзамена. «Не с целью проверить знания учителей!» — заверил экс-мэр Белгорода.
Экзамен сдавали почти полторы тысячи педагогов, и только те, кто, по словам Боженова, пожелали принять участие в этой процедуре. В итоге 80 процентов учителей сдали экзамен больше чем на 80 баллов. Несмотря на такие «великолепные результаты», имена педагогов-отличников и тем более тех, кто оказался похуже, не разглашаются — «об этом договорились сразу».
— Но не было такого, чтобы вопиюще плохо?! — пытались найти хоть что-то «тонкое» журналисты.
— Вообще не было. Прекрасные учителя, все на «отлично», — ответил спикер.
Корреспондент «Белгород 24» уточнила у замгубернатора, как родители относятся к техническим средствам, которые школьники приносят на ЕГЭ, — положительно или отрицательно. Вместо ответа между Боженовым и журналисткой сначала состоялся недолгий личный диалог.
— Я в «Белгород 24» всех же корреспондентов знал, вы новый корреспондент?
— Нет, два с половиной года работаю…
— Это я за год растерял… Или со мной не работали, — предположил с некоторой обидой экс-мэр.
Спикер, словно вернувшись в то время, когда с ним ещё «работали» городские журналисты, ушёл в глубокие рассуждения.
Он начал пояснять, что ЕГЭ выполняет прекрасную функцию — чтобы ребёнок не сдавал повторный экзамен в вузе («вот нам говорят, у него стресс, а два экзамена — не стресс?!»). При этом в процедуре экзамена, по словам Боженова, обществу не нравятся две вещи: что нельзя списать и что тестовая часть, которая была на протяжении многих лет, давала возможность «хорошему ребёнку» ошибиться из-за волнения (замгубернатора вспомнил свой пример, когда в похожем тесте по вождению сделал ошибку — благо у него, хорошего ребёнка, было право на неё).
Боженов объяснил, что глава региона Евгений Савченко поставил перед ним задачу сделать ЕГЭ прозрачнее и комфортнее: поэтому замгубернатора, имеющий образование инженера-электромеханика, то есть разбирающегося в письменных и электронных шпаргалках, отправился к главе Рособрнадзора Сергею Кравцову обсуждать, что придумать, чтобы не было обысков учеников перед экзаменом.
— Он говорит: «Сергей Андреевич, не надо ничего, скоро это „отпадёт“, если мы сделаем открытый доступ к этим вещам, чтобы общественность могла видеть, как идёт экзамен, и так далее».
В итоге с этого года в Белгородской области 100 процентов пунктов сдачи ЕГЭ оборудованы «глушилками» — деньги на ноу-хау Боженов просил лично у Евгения Савченко.
— А знаете, где чаще всего происходят подмены на экзамене? — спросил спикер у журналистов.
— В туалете?
Оказалось, что не так всё просто.
— На моменте привоза контрольно-измерительных экземпляров. Несмотря на то, что там тоже настолько всё запечатано, умельцы говорят, что можно получить раньше задания. И на моменте доставки — экзамены едут из Вейделевки в Белгород три с половиной часа, за это время можно взять и подменить работу… При договорённости какой-то.
Чтобы этого не произошло, с этого года в Белгородской области за доставку экзаменов будет отвечать Спецсвязь — «государственная военизированная служба, которая ни при каких обстоятельствах не предоставит никому эти материалы».
Наконец, 100 процентов пунктов сдачи ЕГЭ будут оборудованы онлайн-наблюдением — раньше некоторые школы транслировали картинку только в офлайн.
По словам Боженова, также впервые в этом году были проведены родительские собрания в каждом районе региона. Там специалисты департамента образования «настраивали родителей, что ЕГЭ — это нестрашно».
— Чтобы настроили детей так, что задания составлены так, что ребёнок обязательно с ними справится. Может быть, на пятёрку не напишет, но на тройку обязательно напишет, если он подготовлен! — заметил спикер.
Корреспондент «Российской газеты» рассказала замгубернатора об опыте знакомой восьмиклассницы, которая в день встречи Боженова с журналистами сдавала «пробный ОГЭ» по русскому языку — то есть репетировала экзамен в девятом классе.
— Им сказали так: «Дети, у вас экзамен не через неделю, а завтра. Всё это после шести уроков, вы пишете четыре часа экзамен, придите красивые. А первый урок ещё и физкультура!»
— Номер школы? — поинтересовался Боженов.
— Разуменская школа номер два! — выпалила корреспондент.
Замгубернатора, записав школу, объяснил ситуацию «некой самодеятельностью педагогов, которые хотят помочь детям подготовиться к аттестации». «Но помощь странная, согласен», — заметил Боженов и пообещал решить проблему.
Следующий вопрос был про «нижнюю планку» экзамена в девятом классе. «„Планка“ будет доступная для большинства, чтобы на улице не остались?», — поинтересовался журналист, вспомнив, что эту тему обсуждали на Общественном совете при департаменте образования.
Боженов уточнил, что там речь шла не совсем об этом.
— Руководитель профтехучилища начал говорить: «Вы ставьте не „двойку“ — вы ставьте „тройку“. Пусть он идёт к нам!». Ну давайте мы как зрелые люди, которые хотят, чтобы наша страна была мощной, (подумаем — прим. ред.) — мы что, должны выпускать неучей?
Замгубернатора заявил, что если человек на «тройку» не знает, её ему ставить нельзя, — и продолжил тему.
— На площади сейчас у нас проходила выставка профессий. После этого губернатор проводил совещание, мы с ним вели открытый разговор: что делать дальше с образованием. Вот вы знаете… Моя точка зрения, что надо прекратить всеобщее высшее образование. При этом надо вернуть статусность среднему специальному образованию, а для этого надо к этим учебным заведениям повышать требования.
Боженова логично спросили, будут ли — и если да, то как именно — развивать среднее специальное образование. Спикер признал проблему, отметив, что губернатор ведёт разговор с работодателями, чтобы те «сформировали заказ» — то есть сказали, кто им нужен, и тогда появится возможность для развития.
— Перестройка такого уровня потребует некоторого количества лет, но нынешний опыт, в том числе с якорными работодателями, показывает, что уровень этих учебных заведений в течение двух-трёх лет можно поднять на высочайший уровень.
Вернувшись к ЕГЭ, Боженов заявил, что через интернет КИМы распространяться уже не могут — за этим следят на федеральном уровне. «Это невозможно», — сказал экс-мэр.
— Что с оснащением детскими садами и школами в районах ИЖС? — уточнила журналист Go31 Анастасия Литвинова, напомнив, что Боженов «выходит на федеральный уровень», на котором перед ним теперь «открываются новые возможности».
— Ну если Анастасия за меня будет голосовать… За мои качества, мою подготовку, цели и задачи, а задача — я вам честно скажу — защищать Белгородскую область по всему спектру, не только по образованию… Но так как я несколько десятков лет занимаюсь управлением государственным и муниципальным, я, безусловно, сегодня имею хорошую подготовку по всем направлениям.
Закончив политический ликбез, замгубернатора перешёл к сути, уточнив, где живёт журналистка. Узнав, что она из Таврово-2, Боженов поинтересовался, сколько детей в её микрорайоне. Анастасия затруднилась ответить про количество детей, зато заявила, что самих Таврово «около 20».
— О! В одном доме 12-этажном живёт столько людей, что всех Тавровых не хватит, чтобы детей обеспечить. На улице там три-четыре ребёнка. Поэтому ставить детские сады в пунктах ИЖС экономически невыгодно. И для людей невыгодно — они будут возить в этот детский сад со всех Тавровых.
Взамен власти решили строить учебные заведения вокруг Белгорода, на въезде в город («едешь в город — сдал, едешь обратно — забрал»).
Не таким простым для Боженова оказался вопрос про то, когда появится спортплощадка у Шуховского лицея. Замгубернатора посоветовал обратиться с этим к мэру Белгорода Константину Полежаеву, на что модератор встречи Светлана Захарова посетовала на то, что градоначальник не приходит к журналистам. Боженов предположил, что мэр «подосвободится» ко Дню города, и добавил, что лицей № 38 и назвали «Шуховским», «чтобы подтянуть средства из Министерства образования по этой линии».
На вопрос о современных учебниках, в частности по истории, замгубернатора вспомнил, что с детства не любил этот предмет, но потом начал навёрстывать упущенное.
— История — предмет малоточный. Наука настолько предположительная, что она и позволяет иметь много точек зрения. Отсюда появилось много авторов на ту или иную тему. Не всё так просто. Надо сделать жёсткий фильтр по этой дисциплине. Если мы не сделаем официальную точку зрения, то так и будем великие битвы забывать. Но это та тема, которую взял на себя лично президент, и я уверен, что он с ней справится.
Напоследок Боженова спросили о «последнем звонке» и выпускном, а также запретах, с ними с недавних пор связанных.
— А вы как хотели бы праздновать? — поинтересовался замгубернатора у корреспондента «Комсомольской правды».
— Я праздновала до последнего! — честно ответила девушка.
Не найдя в ней сторонника, Боженов начал пояснять, что в этом году никаких специальных законов не издаётся, но при этом он «категорически против выпускных вечеров с алкоголем».
— На мой взгляд, это просто преступление, — заявил спикер, добавив, что в одно время это стало модно, но большинство детей и родителей не хотели в этом участвовать.
Он напомнил, что в прошлом году впервые выпускники собрались в дворце спорта «Космос», где «много детей перезнакомилось друг с другом», а единственное, что не удалось — это областной бал.
— Мы самых лучших детей «вырвали» с районных мероприятий, и они вынуждены ехать в Белгород, а там их родные классы (остались — прим. ред.)…
В итоге было принято решение больше не делать областной бал.
— Как-то время надо учитывать: рассвет-то всё равно пойдут встречать, а он в четыре утра! А их в 22:00 выпустили из «Космоса» и по всему городу «праздник», — бросила в сторону Боженова Татьяна Дубинина.
Замгубернатора предложил ей воспользоваться депутатским статусом и внести конкретное предложение.
— А потом сделать так, чтобы, не приведи Господь, никто из детей не утонул в речке, не упал с крыши и где-то не подрался, — добавил Боженов.