В редакцию «Фонаря» обратилась Людмила Кисар — собственница одной из квартир дома №2 по улице Железнодорожной в Шебекине. Напомним, что из-за обстрелов ВСУ в июне многоэтажка горела несколько дней. По словам Людмилы Юрьевны, людям выплатили компенсацию за утраченное жильё от 100 до 200 тысяч рублей. Сумма оказалась такой якобы из-за отсутствия статуса ЧС у территории, при его наличии она могла быть больше.
В итоге эксперты признали дом непригодным для восстановления, собственникам пообещали новое жильё. Часть жильцов уехала жить к родственникам, кого-то отселили в пункты временного размещения, где они находятся по сегодняшний день — почти полгода. Людмила вспоминает, что вначале власти обещали сдать дом до конца декабря 2023 года. Позже сроки сдвинули на 2-3 квартал 2024 года, то есть с момента трагедии пройдёт почти год, а основные работы будут проходить зимой.
— Изначально нам обещали, что проведут экспертизу фундамента, восстановят его, и на этом же самом месте построят тот же дом из белорусских панелей. Теперь они не могут прийти к единому соглашению по нашему плану: по старому плану советских времён 1977 года строить нельзя, потому что нет ни панелей таких, ни материалов. Они обещают строить из пенобетона, будут строить материалами, которыми можно работать в морозы. Ну, простите, строительство в морозы — это по новой «оттайка» и сырость, далее пойдёт грибок, — переживает владелица будущей квартиры.
Ещё один момент, который беспокоит Людмилу и её соседей, — планировка будущих квартир. По квадратуре они будут совпадать с теми, что были. Но внутри предусмотрены совсем другие параметры — евростандарты. Например, совмещённая с гостиной кухня и совмещённый санузел.
— Первый проект они предложили: кухня 14 квадратов и комнаты 9-10 квадратных метров. Представьте: кухня большая, я согласна и абсолютно не против большой кухни, и две комнаты по 9-10 квадратов... Куда, если приедут дети, я их размещу? Молодые люди, может быть, кто-то и согласен, но кто-то тоже не согласен. Есть такие люди, у которых двухкомнатная квартира, и там живут четыре человека: двое детей и двое взрослых, например. Ну как разместить в таких комнатах? Это просто нереально... То подойдёт индивидуальное отопление, то не подходит, то они хотят совместить централизованное отопление и двухконтурные котлы. Всё постоянно меняется, — рассказывает жительница Шебекина.
Общение между собственниками, представителями подрядчика фирмой «Веголос» и администрацией проходит в чатах и вживую. По словам Людмилы, переписка идёт постоянно, сходы — каждую пятницу. Однако на самом объекте активности мало.
— Многие люди хотели бы получить компенсацию за разрушенные квартиры на руки и уехать. Поскольку слышны обстрелы, как где «бахают» и «грохают», опять прилетает, опять людей там ранило. Это очень тяжело... На территории, где раньше стоял дом, идёт подготовка фундаментной плиты, стоит арматура. Но сосед, который снимает квартиру рядом, говорит, что рабочих практически не бывает. Появятся два-три человека — нету... Как таковая стройка не движется, — с сожалением признаётся Людмила.