Про романтика, прагматика и закрытую дверь

В свете поднявшегося хайпа после высказывания митрополита Белгородского и Староосколького Иоанна об участии в Великой Отечественной войне крещёных и некрещёных, да и прошедшей на днях митрополичьей гостиной, я вспомнил, как сам пришёл к той мировоззренческой платформе, которую имею сейчас. Так уж вышло, что она у меня формировалась в студенческое время параллельно с изучением курса истории литературы.

Сперва я считал себя романтиком. Идеализированный взгляд на мир, мечта о единственной женщине, с которой я готов прожить всю жизнь, максимализм с его однозначным делением всего на белое и чёрное, перфекционизм, — вот это вот всё.

Потом на смену пришёл прагматизм, и романтик превратился в прагматика: поиск выгоды, взвешивание целей и ресурсов, строгое планирование, желание докопаться до глубинной структурной сути всего происходящего, рациональный подход, алгоритмизация и прочее. Долгое время моим мировоззренческим базисом был именно прагматизм, а потом произошло одно событие, которое вновь перевернуло мой взгляд на вещи, — смерть режиссёра театральной студии, в которой я занимался. Тогда мой прагматично-рациональный подход перестал работать, потому что преждевременная и трагическая смерть не поддавалась для меня рациональному объяснению, потому что она показала, что все мои планы и алгоритмы рушатся в один момент, и то, что казалось мощным домом, превращается в хлипкий карточный домик.

В тот момент у меня возникло ощущение, что я стою перед закрытой дверью и не знаю, как её открыть. Вроде бы, было понимание и осознание, что её нужно открыть, но я не понимал, как это сделать. Для этого в моей системе снова не хватало базиса, на который можно было бы опереться. И тогда я понял, что какие бы мы системы не строили, как бы скрупулёзно не разбирали все явления по косточками и составляющим, задавая раз за разом вопрос «Почему или зачем?», рано или поздно мы упрёмся в стену и не сможем дать ответа на этот вопрос. Но если тогда мы решим что-то принять на веру, то поймём, что этот вопрос в принципе будет и не нужен. И неважно будет, в кого именно ты веришь — в существование закрытой двери, которую ты не можешь открыть, макаронного монстра, Иисуса, Будду, Кришну или кого-то ещё.

Для себя я определился, что чем бы ты ни занимался, рано или поздно ты придёшь к вере. И это понимание и стало моим тем самым базисом, который я искал, тем ключом, который открыл мою закрытую дверь (повторюсь: моё мировоззрение формировалось с опорой на курс истории литературы, и вот это ощущение закрытой двери и поиска ключа было в полной мере подкреплено тютчевским стихотворением «Наш век»: ... Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!).

Поэтому вся речь митрополита о крещёных и некрещёных в годы войны не вызвала во мне никаких негативных чувств. Я не стал вдаваться в рациональные вещи, которые были в этой речи: что сперва на фронт шли юные бойцы, выросшие во времена гонений на Церковь, и лишь потом на фронте стало больше возрастных бойцов, которые родились до этих гонений. Я для себя сразу же воспринял всю ту речь в её метафизическом смысле — вере как основополагающем оружии в борьбе «тёмных» и «светлых» сил, которой и предстаёт война. Для меня это стало ещё одним подтверждением базиса о том, что рано или поздно человек приходит к вере (в её обобщённо-философском понимании прежде всего, несомнении в том, что что-то существует, даже если мы не находим ответа на вопрос «Почему?»).

Каким бы ты ни был человеком, в минуты высочайшего напряжения, когда ты понимаешь, что до смерти, возможно, остаётся один шаг, когда ты понимаешь, что от тебя в этот момент ничего не зависит, ты сбился с пути и не можешь найти ответ на вопрос: «Зачем?», ты обращаешься к Вере, и это становится твоим спасительным кругом, даёт силы и возможность выбраться из той ямы, в которую ты провалился.

То, что митрополит Иоанн конкретизирует и называет фактически конечным итогом этого движения — православие, — в этом нет ничего удивительного, учитывая, кем он является, и вспоминая вообще всю нашу российскую историю (и Пересвет с Челубеем в его речи тоже были не просто так). Уж точно, здесь нет ущемления значения вклада представителей других религий — тем более, что фраза про «единение традиционных религий» там тоже есть, но чтобы её услышать, надо внимательно послушать все 17 минут выступления, а не только разошедшийся везде фрагмент. Любой священнослужитель — это тот же проповедник, и дело каждого выбирать, хочет ли он слушать его, или ему ближе что-то другое. Заставлять принимать другую точку зрения — не нужно, но отказывать кому-то в праве выражать свою тоже не стоит. Каждый сам ищет свой базис.

Уйти с платформы «куда бы ты ни шёл, рано или поздно ты начнёшь двигаться к вере» я уже не могу лет так десять. Не скажу, что иду по этой дороге быстро, иногда вообще мне кажется, что я стою на одном месте, но ощущение, что я остаюсь на этой дороге — факт. Хотя некоторые черты романтического и прагматического мировоззрения я в себе сохранил до сих пор. Всё это опыт, и его не надо отбрасывать (надеюсь, что хотя бы желание прожить всю жизнь с одной любимой женщиной останется со мной до конца).
Андрей Маслов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

В Белгороде освятили готовящийся к открытию перинатальный центр

В Белгороде освятили готовящийся к открытию перинатальный центр

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

«Машину без ключа нельзя завести. У детей этот ключ сломался». Как в лагере «Парус мечты» лечат детей с ДЦП

«Машину без ключа нельзя завести. У детей этот ключ сломался». Как в лагере «Парус мечты» лечат детей с ДЦП

Белгородец стал исполняющим обязанности руководителя комитета религии Молодёжной Ассамблеи народов Евразии

Белгородец стал исполняющим обязанности руководителя комитета религии Молодёжной Ассамблеи народов Евразии

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

​Белгородская митрополия призывает молиться, чтобы избавить Россию от «бушующих стихий»

​Белгородская митрополия призывает молиться, чтобы избавить Россию от «бушующих стихий»