Как мы покоряли священную вершину Шрипада на Шри-Ланке

Великий мудрец Лао-цзы говорил: «Путешествие даже в тысячу миль начинается с одного шага». Есть ещё одно интересное высказывание героя одной очень известной трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена: «Опасное это дело — выходить на дорогу». Приехав в очередной раз на Шри-Ланку, мы решили, что в этот раз обязательно пройдём «Путь». Многие любители активного отдыха и путешествий слышали об этом месте, и я искренне желаю многим туда попасть и пройти этот самый «Путь». Именно «Путь», а не какой-то там «путь». Речь идёт о пешем восхождении на гору Адамов Пик, или, как звучит это название на сингальском — одном из местных языков, — Шрипада.

Адамов Пик, Шрипада, Гора бабочек, Саманалаканда, Сиванолипатха Малай, Священная гора четырёх религий — всё это названия одной из самых известных достопримечательностей таинственного острова Цейлон. Одна из важнейших исторических и культурных достопримечательностей острова и просто обязательное к посещению верующими людьми основных конфессий место. Среди гор Шри-Ланки расположенная в районе города Ратнапура Шри Пада — не самая высокая гора, но самая известная — многие религии считают эту гору одним из главных священных мест. На вершине пика находится впадина длиной около 1,5 метра и шириной 76 сантиметров в форме человеческой ступни.

Буддисты считают гору священной, потому что, по легенде, Гаутама Будда именно здесь коснулся земли ногой во время посещения острова. Шрипада в переводе с сингальского означает «священный след». В исламе и индуизме эта гора носит название «Адамов Пик» и также считается священной. Для первых потому, что они признают в Будде человеческое превращение Вишну, а в исламе отпечаток на вершине горы считается следом Адама. Индуисты верят, что на вершине горы след оставил их верховный бог Шива, и называют гору Шриван Адипатам («космический танец Шивы»). Христиане верят, что здесь оставил свой след святой Фома, христианский апостол, проповедовавший в Южной Индии. Португальцы же говорят, что это был святой Томас, принёсший христианство в Индию.

На вершине горы находится также буддийский храм, построенный вокруг священного отпечатка. Правда, прежде чем посмотреть на знаменитую «ступню», но гору надо подняться. Самому. Пешком. Ночью. По лестнице. Об этом и расскажем.

Немного цифр: высота вершины Шрипада — 2243 метра над уровнем моря, длина «тропы» — восемь километров в каждую сторону, а при подъёме со стороны города Ратнапура — 12 километров в каждую сторону. Количество ступенек — 5831. Уклон тропы в некоторых местах — 75 градусов. Высота ступеней в некоторых местах — 50 сантиметров. Подъём на Шрипада сравнивают с подъёмом без лифта на высоту 200-этажного дома.

Добраться до горы можно несколькими способами. Первый — немного более затратный, но при этом более спокойный: купить экскурсию у многочисленных местных гидов. Второй — менее затратный, но более авантюрный: забронировать один из отелей у подножья горы, прилететь на Шри-Ланку, добраться до городка Хаттон на поезде, а дальше добираться местным транспортом до местечка Делхуси. Есть ещё один способ — совершить восхождение из города Ратнапура, но этот путь длиннее и сложнее. Европейцы, судя по многочисленным компаниям с рюкзаками, предпочитают первый путь.

Основная проблема для туристов, приезжающих на Шрипада «дикарями», — где остановиться для отдыха и подготовки к подъёму. А подготовиться стоит. При подготовке к подъёму надо обязательно учитывать, что чем выше поднимаешься, тем холоднее. Были случаи, когда перед рассветом температура опускалась до семи градусов выше нуля. Это, конечно, скорее, исключение из правил, но взять с собой тёплую жилетку или утеплённую ветровку будет не лишним. Встречали мы и героических туристов, поднимающихся в шортах и майках-безрукавках, но встречали мы их только по пути — ближе к вершине они куда-то запропастились. Может, замёрзли, может, устали, а может, и просто им надоело карабкаться по бесчисленным бетонным ступенькам. Однако не стоит также слишком перестраховываться и брать с собой лыжные курки, меховые штаны и шапки-ушанки — каждый лишний килограмм подобной «страховки» очень дорого может обойтись вам и вашим плечам ближе к вершине. Оптимальный вариант для среднестатистического человека — треккинговые штаны с отстёгивающимися штанинами (к концу обратного спуска может быть уже жарко «на улице»), кроссовки, футболка и куртка или ветровка. Одеваться лучше по мере того, как падает температура.

Обязательно возьмите с собой дополнительную пару носков и воду. Литровой бутылки вполне хватит на первый этап подъёма, потом всё равно придётся докупать. Брать запас воды на весь подъём не стоит — на всю тропу у вас может уйти четыре-пять литров воды, а тащить на себе лишние пять килограммов — сомнительное удовольствие. О еде: берите с собой бананы или шоколадные батончики — это поддержит работу мышц и позволит им быстрее «прийти в себя» во время коротких остановок в пути. Во время восхождения вы встретите достаточно много придорожных забегаловок, в которых можно отдохнуть и попить чай. На определённом этапе палаточки с чаем и фруктами заканчиваются, но не пропустите палаточку с жизнеутверждающим названием Last Dinner — это самая высокая палаточка на маршруте — выше нет ни чая, ни скамеечек, ни фруктов — только лестница и уставшие путники.

Тропа на Шрипада, в отличие от пути на Гору Моисея в Египте, представляет собой вполне благоустроенную бетонную лестницу, местами с перилами и скамейками. Более того, она освещена. У туристов традиционно считается очень крутым «встретить рассвет» на горе. Паломники поднимаются «в сезон» на Шрипада круглые сутки, семь дней в неделю. Кто-то днём, кто-то утром, кто-то вечером. Особенно много «местных» поднимается в дни религиозных праздников и в полнолуние. В остальное время года желающим подняться на Адамов Пик придётся идти по неосвещённой лестнице, держа в руках фонарик, а сильные дожди сделают восхождение просто неимоверно трудным. Обязательно уточните эти моменты, планируя путешествие, потому что количество местных в праздники и дни полнолуния возрастает в разы. Можно пару часов простоять «в пробке» ближе к вершине и встретить рассвет не на вершине горы, а в каких-нибудь кустах, которые будут загораживать вам весь вид в 50 метрах от финала маршрута.

Весь маршрут условно можно поделить на три части. Первая — широкая дорога, по которой в ряд могут идти человек десять. Самая лёгкая часть пути — невысокие ступеньки, широкие площадки, относительно мало людей, можно идти достаточно свободно. С этого участка просматриваются перспективы подъёма, приходит первое понимание, что «будет ой, как непросто». Эта часть пути заканчивается небольшим водопадом, в котором, по традиции, надо омыть ноги перед дальнейшим подъёмом.

Вторая часть пути: дорога сужается, подъём становится круче, попадаются участки со ступеньками разной высоты. При подъёме видишь только деревья по краям тропы и лестницу, уходящую ввысь в темноту. На этом этапе очень важно не «сорвать» ноги. Если почувствуете усталость до боли в мышцах ног — остановитесь, но не больше чем на пять минут. Иначе потом приятное расслабление будет тянуть вас вниз, и будет сложнее заставить себя подниматься дальше. Если приноровиться и подобрать свой «ритм подъёма», участок можно осилить без лишних проблем. Безусловно, курильщикам придётся тяжело — сказываются высота и разреженный воздух. На этом этапе лучше лишнюю минуту отдохнуть, привести в порядок ноги, пульс и дыхание, чем «сойти с дистанции» на середине.

Рассвет на Адамова Пике обычно наступает в 6:00–6:30 утра. На мой взгляд, оптимальное время выхода для человека со средней физической подготовкой — полночь. Это позволит спокойно пройтись по рыночку у подножья, сфотографироваться у «стартовых ворот», поплескаться в водопаде, купить у местных продавцов моток ниток. Нитки обязательно купите каждому участнику восхождения, моток стоит 50–60 рупий. Для чего он нужен — узнаете дальше. Итак, на втором этапе пути можно попробовать местный чай, во время остановок пообщаться с коллегами по восхождению из разных стран, сделать пару фотографий. Обязательно сделайте фото с подножья горы, когда на фоне чёрной горы светятся фонари на тропе. Другого шанса зафиксировать масштабность пути у вас не будет — с вершины горы при свете дня тропа не видна, а фото «с маршрута» не передают величественности вашего подъёма или степени вашей безрассудности. Фотографы: не берите фоторюкзаки с кучей объективов и штатив с собой — при подъёме они вам не пригодятся, а продвигаться по толпе на вершине со штативом — это сущий ад.

Третий этап восхождения — физически полегче, чем предыдущий — тропа сужается до ширины прохода одного человека, скорость падает до минимума, и есть возможность передохнуть, не сходя с дороги. Перед началом третьего этапа следует выполнить обязательный ритуал — загадать желание. Помните про клубок ниток? Доставайте. И достать этот клубок нужно в строго определённом месте — вы сами сразу поймёте в каком. Просто «делайте как все». И когда будете разматывать клубок, думайте о загаданном желании. Вообще думать о чём-то, загадывать желания (одно из которых обязательно будет — «только бы дойти») можно на протяжении всего подъёма на Шрипада. Считается, что люди, прошедшие весь путь, многое переосмысливают в своей жизни.

На третьем этапе пути на лестнице появляются — о, облегчение! — перила. Здесь будьте готовы к постоянным пробкам и задержкам движения из-за какого-нибудь паломника, мирно спящего на ступеньках или из-за рыдающего ребенка-инвалида (искренне желаю им здоровья), которого родители пытаются затащить на Шрипада в поисках божественного исцеления, или из-за какой-нибудь компании сугубо религиозных товарищей, напевающих монотонную религиозную песенку и шагающих исключительно этой песенке в такт. Им плевать, что скорость людей позади них стремится к нулю. Морально это выматывает. Однако очень сильно подбадривает то, что это уже завершающий этап восхождения. Кажется, что вот уже виден конец «тропы с фонарями». Обманчивое ощущение. Просто тропа делает очередной поворот. Но, тем не менее, это последний этап восхождения, и это вселяет очень большую уверенность, что «всё не зря, скоро мы дойдём и увидим замечательный ланкийский рассвет»...

Кстати, о рассвете — он действительно волшебный, даже если небо будет наполовину закрыто дымкой и облаками, причём волшебный по многим причинам, но о них чуть позже — мы ещё не поднялись на гору. На самых последних метрах пути, когда уже вы своими глазами увидите здания нескольких храмов (хотя храмами это произведение строительной индустрии можно назвать с очень большой натяжкой), вы наткнётесь на табличку, смысл которой: «Снимите головные уборы и обувь». Конечно, заставлять вас это делать никто не будет, но «в Тулу со своим самоваром не ездят». Раз приехали в страну с определёнными традициями — извольте подчиняться. Тут нам и понадобится дополнительная пара носков, которую мы предусмотрительно положили в рюкзак. В буддистские храмы нельзя заходить в обуви — только босиком, но можно и в носках. Советую воспользоваться этим послаблением, потому что ждать рассвет, стоя голыми пятками на мокром, холодном камне пару часов — удовольствие ниже среднего. Хотя многие, отдав дань местным традициям, проникнувшись святостью места через пятки, преспокойно обуваются и ждут рассвет обутыми. Поднявшись на саму вершину, можно не думать куда идти — толпа движется только в одном направлении, заблудиться не получится. Физические силы уже на исходе, но в этот момент и наступает моральное облегчение, знакомое всем, кто более-менее занимался спортом. Не буду его описывать — сами всё поймёте.

Итак, вы на вершине! Перед тем, как подняться в само помещение, где располагается отпечаток ноги, многие подходят и ударяют в огромный колокол. В колокол нужно ударить столько раз, сколько ты поднимался на эту вершину. Прислушиваясь к монотонным единичным ударам в колокол, я в какой-то момент насчитал 13 непрерывных ударов. То есть кто-то поднимался сюда 13 раз. И, я уверен, что это не предел. Наш друг Манджу, по его словам, поднимался больше 20. Запомните этот факт.

Итак, вы на вершине. В колокол ударили, храм посетили, на отпечаток Будды — или Адама — полюбовались. Что теперь делать? Конечно же, можно побродить по нескольким площадкам храмового комплекса, потом найти себе удобное место и ждать рассвет. Лучше будет, если вы займёте место пораньше, и место это будет ближе к той лестнице, по которой вы сюда пришли. С верхней площадки храма вниз ведут две лестницы. Обязательно запомните ту лестницу, по которой поднимались, и спускайтесь именно по ней не потому, что такие правила, а потому что вторая лестница ведёт к спуску с другой стороны горы — в город Ратнапура. Мало того что спуск по этой стороне длиной все 12 километров, так ещё и ваши встречающие будут несказанно удивлены и озадачены, как им вас из этой Ратнапуры забрать. Поездом оттуда приехать в место старта невозможно, а на машине объезжать гору, чтобы вызволить вас, — не один час пути. Рассвет лучше всего виден либо с восточной части верхней храмовой площадки — как раз возле лестницы, по которой вы поднимались, — либо если спуститься с храмового комплекса на пару десятков метров вниз и смотреть на него с лестницы. Мы решили встретить рассвет с самой вершины — зря, что ли, шли?

Рассвет. В определённый момент вы услышите пение монахов и звуки храмовых барабанов. Это значит, что уже скоро. Когда барабанный бой достигнет кульминации, а потом в один миг всё смолкнет, — появится первый луч солнца. Очень многое зависит от состояния неба утром — это может быть и кристальная чистота, а может и затянутый облаками горизонт. Ни один гид не возьмётся предсказать, какое будет утро именно в этот день. Но даже если горизонт будет затянут дымкой, это ни с чем не сравнимое зрелище — рассвет в туманных горах. Видеть, как рождается из черноты солнечный свет, — потрясающее ощущение. Учитывая, сколько при этом затрачено физических и моральных сил — вдвойне потрясающее. Когда немного рассветёт, не спешите бросаться вниз и задержитесь на полчаса. Во-первых, вы увидите службу, послушаете ещё раз бой барабанов и пение монахов. Во-вторых, это просто удобно, потому что основная толпа схлынет вниз и спокойно спускаться в своём ритме будет намного проще. Ведь вам предстоит ещё одна, не менее тяжёлая часть восхождения — спуск с горы.

Многие считают, что спускаться намного легче, чем подниматься. Возьмите их с собой, а потом задайте этот же вопрос после спуска. Не буду вдаваться в подробности процесса, просто поверьте на слово: быстрее — да, проще — отнюдь. Из-за крутизны лестницы и очень высоких ступенек для многих спуск превращается в не менее тяжёлое испытание, чем подъём. Морально — спускаться намного проще — потрясающий вид на сочную зелень на склонах горы, чувство совершённого как минимум подвига. Осознание того, что «я это смог» питает гордостью и требует быстрее спуститься и поделиться впечатлениями как минимум с гидом, а как максимум — написать во все социальные сети, чтобы все знали, какие мы тут все молодцы. Но не спешите радоваться — спуск занимает от полутора до двух часов. Самый тяжёлый этап для спуска — второй. Крутые ступеньки разной высоты очень больно бьют по уставшим пяткам. На этом этапе не менее важно, чем на подъёме, следить за мышцами ног — можно «поймать судорогу». В таком случае спуск растянется очень надолго. Лучше спускаться не вдоль лестницы, а поперёк, как бы зигзагом.

В какой-то момент спуска вы встретите странных людей, идущих вам навстречу. Нет, не тех, которые только начинают своё восхождение. Хотя таких людей человеку, живущему в средних, а тем более в «высоких» широтах, понять очень сложно. Совершать восхождение в жару больше 34 градусов по Цельсию — это просто пытка. Я говорю про людей, которые идут вам навстречу и несут на головах мешки, коробки, бутыли с водой и газовые баллоны. Помните чаёк, который вы с удовольствием пили по пути к вершине? А как, вы думаете, он туда попадает? На гору ведь можно только взойти пешком: Адамов Пик является священным, никакие подъёмные средства устанавливать на нём нельзя. Всё то, что вы видели в палаточках на горе, доставляется туда на плечах и головах работников. Каждый день, после рассвета, они начинают своё ежедневное восхождение на Адамов Пик. Хорошо, если заведение, где они работают, расположено на первом участке пути. А если на высоте около 2 тысяч метров? Помните, как я просил запомнить звук 13 ударов колокола на вершине? Сколько раз будут бить в колокол эти труженики? 20, 30, 50, 100? К колоколу их лучше не подпускать — застрянут надолго. Для них это не какой-то «подвиг», «очищение» или «благословение» — это их ежедневная тяжёлая работа. Вот такая работа — подниматься на Шрипада.

Текст и фото: Константин Кошкин

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Восемь белгородских проектов вышли в финал конкурса событийного туризма

Восемь белгородских проектов вышли в финал конкурса событийного туризма

105 минут на путешествие. Как я завтракал ещё на «Богданке», а обедал уже на Невском

105 минут на путешествие. Как я завтракал ещё на «Богданке», а обедал уже на Невском

Книжная полка. Какие книги о путешествиях во времени и пространстве мы советуем прочесть

Книжная полка. Какие книги о путешествиях во времени и пространстве мы советуем прочесть

От общения к письму. Как белгородцев учат китайскому языку

От общения к письму. Как белгородцев учат китайскому языку

Альтернатива с пересадками. Как из Белгорода добраться на курорты Северного Кавказа

Альтернатива с пересадками. Как из Белгорода добраться на курорты Северного Кавказа

На вершине Эльбруса установили флаг Волоконовского района

На вершине Эльбруса установили флаг Волоконовского района

Прочувствовать Калининград

Прочувствовать Калининград

«Сирота казанская». Что успеет белгородец за три дня в Казани

«Сирота казанская». Что успеет белгородец за три дня в Казани

«Путешествовать больше». В какие страны можно полететь из Белгорода в 2018 году?

«Путешествовать больше». В какие страны можно полететь из Белгорода в 2018 году?