Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

31 июля отмечается Международный день необычных музыкальных инструментов. И оказалось, что кладезь таких инструментов — Белгородский академический русский оркестр. Его главный дирижёр и руководитель ансамбля гитаристов «Звуки МирА» Евгений Алешников рассказал Татьяне Дюминой, на чём играют музыканты, как может звучать пила и полиэтиленовый пакет, а также поделился планами на предстоящий музыкальный сезон.

Справка: Евгений Алешников родился в 1961 году в Белгороде. Здесь же закончил музыкальную школу по классу баяна и музыкальное училище. Гитарой увлёкся в армии и сроднился с инструментом настолько, что стал артистом Белгородской филармонии. Закончил Воронежский институт искусств по классу гитары, и там же аспирантуру по классу оркестрового дирижирования. У Евгения Алешникова огромный педагогический опыт. Более 15 лет он руководил симфоническим оркестром в Белгородском музыкальном училище имени Дегтярёва и преподавал и там классическую гитару. После ещё несколько лет был деканом факультета музыкального творчества в Белгородский институте культуры. Последние 11 лет Алешников — художественный руководитель Белгородской государственной филармонии и главный дирижёр Белгородского академического русского оркестра.

Евгений Алешников и ансамбль гитаристов «Звуки мирА». Фото из архива Белгородской государственной филармонии

Кугиклы? Не, не слышали...

— Расскажите про оркестр. Есть ли в нём необычные музыкальные инструменты?

— Зависит от того, как интерпретировать слово «необычные». Это могут быть редкие инструменты, или инструменты, которые пришли в нашу страну из-за рубежа. Там они самые обыкновенные, а для нас экзотичны. К необычным музыкальным инструментам можно причислить и старинные русские народные, фольклорные инструменты, которые бытовали в России, но уже вышли из обихода.

В нашем репертуаре есть произведения, в которых задействованы кугиклы, — это наш местный белгородский инструмент, похожий на флейту Пана, только количество используемых трубочек тут меньшее. Поэтому кугиклы звучат при исполнении произведений, связанных с Белгородчиной. При изготовлении инструмента скреплялись две-три камышовые трубочки разной величины. У исполнителей могло быть несколько комплектов инструмента, и вместе они играли целыми аккордами.

Фото с сайта «Ярмарка мастеров»

Ещё береста. Для изготовления этого «инструмента» отделяют слой коры, и, когда на ней играют, она издаёт звуки, похожие на пение соловья. В нашем оркестре есть музыкант, который играет на бересте, но вместо неё можно использовать и полиэтиленовый пакет. Только не каждый пакет подойдёт.

В оркестре есть маримба — академический музыкальный инструмент, похожий на ксилофон, только с гораздо большим диапазоном.

Мы играем на различных перкуссионных (ударных — прим.Ф) инструментах. Их родина — Латинская Америка и Африка, но используются инструменты и в русском народном оркестре, и в симфоническом, и в джазовом. В ансамбле гитаристов «Звуки МирА», который исполняет музыку народов мира, они тоже задействованы.

Маримба

Необычными музыкальными инструментами могут стать и предметы, которые изначально предназначены для бытовых целей. Например, коса, хотя она используется редко. Конечно, это уже не та коса, которой косят траву. На «музыкальной» косе есть специальные зарубочки, они и позволяют ей более ярко, интересно и разнообразно звучать.

Ещё пила — большая специально обработанная двуручная пила тоже звучит. Причём она может быть и «ударным» инструментом, и «смычковым» инструментом и звуки будут разными.

Один из популярных инструментов — кахон. С испанского переводится как «ящик». В Белгороде он появился ещё в 1980-х годах. Ребята из Латинской Америки привезли, они в нашем пединституте изучали русский язык. А у нас тогда был ансамбль гитаристов «ЮВЕЛС-82» в ДК Железнодорожников, где я играл. Тот кахон был самый примитивный, фольклорный. Сейчас, конечно, есть профессиональные, у них внутри него много различных музыкальных инструментов, а звучание зависит от того, куда наносится удар. То есть этот инструмент может заменять целую ударную установку.


Вообще в белгородской филармонии нередко можно услышать необычные музыкальные инструменты. Например, осенью прошлого года прошёл замечательный концерт «Гармоники мира». Приезжал музыкант Пётр Ткаченко и играл с нашим оркестром. Тогда звучали и французская аккордина, и кнопочный аккордеон, и английская концертина, и немецкая губная гармоника, и африканская мбира, орган. Он играл на китайском шэне — инструмент, которому более 2 тысяч лет.

— Игре на этих необычных музыкальных инструментах тоже учат в институте?

— Нет, в институте такому не обучают, но музыкант, хорошо владеющий своим инструментом, может освоить и другие. Например, ударники обязаны осваивать музыкальные инструменты, необходимые для использования в партитуре, например, кастаньеты. Это тоже довольно редкий для России инструмент. Есть различные варианты кастаньет, и играют на них по-разному.

«Экспекто патронум!» Ах нет, это другая палочка...

— Человеку, не связанному с музыкой, сложно представить, как устроена работа дирижёра. В чём её особенности?

— Дирижёр — это профессия второй половины жизни.

Почему так? Потому что дирижёром должен стать уже состоявшийся музыкант, который хорошо владеет хотя бы одним музыкальным инструментом, а лучше несколькими. Немаловажно иметь опыт игры в оркестре, понимание его проблем изнутри. Дирижёр должен знать всё о тех инструментах, которые есть в оркестре: способы звукоизвлечения, их возможности, взаимодействие между собой, в группах, между группами и так далее. Есть ещё и технические особенности дирижирования. И не владея техникой дирижирования, руководить исполнением музыкального произведения будет проблематично. Ну и, конечно, дирижёр должен обладать обширными знаниями о направлениях в музыкальном искусстве, стилях исполняемых музыкальных произведений.

Евгений Алешников.Фото из архива Белгородской государственной филармонии

— Чтобы руководить оркестром, важно уметь выстроить отношения с каждым музыкантом, а у каждого человека не только свой характер, но и своё восприятие музыки. Как вам это удаётся?

— Артистам оркестра, хотят они этого или нет, дирижёр диктует свою волю. Конечно, каждый музыкант имеет своё мнение об исполняемом произведении. Большинство музыкантов нашего оркестра — профессионалы с высшим музыкальным образованием.

Люди всю жизнь в музыке: сначала пять-семь лет ходили в музыкальную школу, потом четыре года в музыкальное училище, далее пять лет обучались в вузе, а кто-то пошёл ещё дальше и два года отучился в аспирантуре. Музыкант учится 17–18 лет чтобы начать что-то понимать в музыке.

И не факт, что даже после такого внушительного количество времени, потраченного на учёбу, он станет настоящим музыкантом. Но безусловно, полученные знания и умения позволяют рассуждать о музыке, которую музыкант исполняет, и иметь своё мнение. Так вот, дирижёр должен найти подход к музыканту, убедить, что интерпретация, предложенная дирижёром, действительно интересна и даёт возможность зрителям понять это произведение.

Шаг за шагом, нота за нотой...

— А Вы сам когда заинтересовались музыкой? С детства решили стать музыкантом?

— Я учился в общеобразовательной школе № 2 (сейчас — гимназия № 2 Белгорода — прим. Ф.), и в здании нашей школы открыли музыкальную школу. Я решил сходить на прослушивание, у меня определили музыкальные данные и предложили обучаться в музыкальной школе. Конечно, я захотел учиться игре на гитаре, но в то время в музыкальных школах не было класса гитары, поэтому я поступил в класс баяна, и успешно его окончил.

Почему именно классическая гитара?

— И сейчас у молодёжи гитара достаточно популярный инструмент. Также было и в моей молодости, хотя тогда я особо не понимал, что такое классическая гитара, и что такое гитара вообще. Ведь у этого инструмента много различных ипостасей. В те годы, когда я хотел его изучить, практически не было педагогов по классу классической гитары во всей стране, не то что в Белгороде.

Это связано с историей развития классической гитары в Советском союзе. В определённое время шестиструнная классическая гитара была объявлена космополитичным инструментом, в какой-то степени даже буржуазным. Классическую шестиструнную гитару у нас называли испанской, по аналогии с семиструнной русской гитарой. А в Испании победил фашизм, поэтому гитару запретили, и в Советском союзе она практически перестала существовать. Естественно, не было и педагогов по классу гитары.

Со временем, конечно, стали появляться преподаватели игры на гитаре, но проблема была в том, что изначально они обучались игре, например, на балалайке, и гитарой владели непрофессионально. Поэтому многое приходилось изучать самому.

— Есть мнение, что занятия музыкой особенно полезны для развития интеллекта. Почему так происходит?

— Музыка — достаточно сложное искусство, в котором много составляющих. Во-первых, развивается чувство ритма и усидчивость. Думаю, все понимают: чтобы достичь чего-то в музыке, нужно долго трудиться за инструментом.

Во-вторых, занятия способствуют развитию мелкой моторики, а это очень влияет на развитие умственной деятельности человека. Поэтому заниматься музыкой полезно не только тем, кто планирует стать профессиональными музыкантами, но и людям, которые собираются заниматься математикой, физикой и другими точными науками.

Кроме этого, на занятиях музыкой изучаются ноты, звуковысотность, развивается слух — задействуются несколько мозговых центров, которые должны активно работать. Только при их чётком взаимодействии у человека может что- то получиться.

— Вы много лет в педагогике. По вашим наблюдениям, какие личностные качества помогают студенту стать хорошим музыкантом?

— Упорство, пожалуй, наиболее значимое. С ним даже при средних музыкальных данных можно добиться довольно высоких результатов, и без него же, имея почти гениальные данные, ничего не получится. Это миф о том, что музыкант — человек творческий, может себе позволить ничего не делать, бездельничать, а потом выйти и что-то сыграть. Такого не бывает. Музыкальное искусство — это ежедневный, многочасовой труд.

Как звучит Сатурн

— Евгений, какие планы у музыкантов на ближайшее будущее?

— Грядущий сезон будет насыщенным. В конце сентября в филармонию приедет вокальный ансамбль «Воронежские девчата». Давно их не было на Белгородчине. Великолепный певческий коллектив, с которым у нас состоится концерт.

11 октября ансамбль «Звуки мирА» будет играть с хрустальной арфой. Это музыкальный инструмент из бокалов. Они наполняются разным количеством воды, из-за чего меняется звуковысотность, и можно играть довольно сложные композиции. Из Санкт-Петербурга приедет музыкант, владеющий этим инструментом. Готовим программу «От жестокого романса и до песен бардов».

Ещё московский композитор Григорий Зайцев написал специально для нас симфонию «Движение планет». В ней 13 частей, длится она 75 минут — работа серьёзная, монументальная. Сам автор приедет, чтобы рассказать о симфонии. В ней можно будет услышать, как звучат все планеты Солнечной системы, солнце и луна. Думаю, на этом концерте стоит побывать.

Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Белгородской филармонии выступят одарённые дети Черноземья на фестивале «Viva Maestro!»

В Белгородской филармонии выступят одарённые дети Черноземья на фестивале «Viva Maestro!»

​«Чтобы забыть о *****, мы танцуем». В белгородской филармонии организовали концерт для беженцев из ДНР

​«Чтобы забыть о *****, мы танцуем». В белгородской филармонии организовали концерт для беженцев из ДНР

Человек-паук сыграл на органе в белгородской филармонии

Человек-паук сыграл на органе в белгородской филармонии

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

«Культурная среда». «Ария», Ричи Блэкмор и Reactable — какую неакадемическую музыку слушают исполнители белгородской филармонии?

«Культурная среда». «Ария», Ричи Блэкмор и Reactable — какую неакадемическую музыку слушают исполнители белгородской филармонии?

 «Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Связанные шахтой. Как Яковлевский ГОК объединяет семью Цукановых

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

Она им рассказала, что такое 别尔哥罗德. Как белгородка Мария Васильченко стала китайской «лаоши»

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов