«Па — можем!». Как белгородцев учат танцам

29 апреля — Международный день танца. Профессиональные и любительские, классические и современные, народные и спортивные — существует множество направлений этого искусства. Татьяна Дюмина поговорила с несколькими профессиональными преподавателями танцев и танцором-любителем танго, чтобы разобраться, как танцевальная индустрия сейчас развивается в Белгороде.

Вы в танцах!

Первый герой нашей публикации — танцор-профессионал, руководитель и ведущий преподаватель студии танца «SKILL DANCE INDIGO» Инна Моргунова. Она родилась и выросла в городе Россошь Воронежской области, но в 18 лет переехала в Белгород и поступила в БелГУ.

Фото из личного архива Инны Моргуновой

Танцую я с самого детства. Ещё в школьные годы начала посещать танцевальный кружок, где больше всего полюбила эстрадные танцы (сейчас — «современная хореография» — прим. Ф). А позже я пошла учиться на цирковое направление в специальное музыкальное учреждение, которое находилось в соседнем посёлке недалеко от Россоши. Там я занималась воздушной гимнастикой и эквилибристикой. Это учреждение я закончила успешно, получив красный диплом. С тех пор у меня есть право преподавания. Так и началась моя танцевальная карьера.

Уже в 16 лет, во время учёбы на цирковом, я начала подрабатывать — помогала своему тренеру обучать малышей. Не прекращала заниматься танцами и во время учёбы в вузе — участвовала в конкурсах и танцевальных проектах. А дальше начался мой преподавательский путь. Я уже имела тренерский опыт, и меня пригласили преподавать детям в один белгородский танцевальный коллектив. Идей рождалось много, руководство и родители учеников меня поддерживали. С детьми мы участвовали в соревнованиях, ездили по разным городам, занимали призовые места. Я зарекомендовала себя как хороший тренер, и вскоре появились толпы желающих учиться у меня.

А полтора года назад я поняла, что хочу создать свой танцевальный коллектив, но никак не могла на это решиться. И тут моя коллега по работе Кристина Карпусёва предложила мне сделать это вместе. И я согласилась. Мы организовали студию «SKILL DANCE INDIGO», которой сейчас руководим, а также являемся в ней ведущими преподавателями. У нас работают и другие педагоги: по акробатике, пластике, гимнастике, тренер для самых маленьких и педагог-репетитор. В студии основной упор мы делаем на современной хореографии и танцевальном шоу.

— Инна, вы не только руководите студией, но и преподаёте в ней. Расскажите, как проходит процесс обучения детей танцам?

— Почти всех своих учеников мы воспитываем с трёх лет. Первый год обучения направлен на общую физическую подготовку мышц к дальнейшей сложной работе. Понемногу мы начинаем «растанцовывать» детей, даём ритмику — в игровой форме учим их считать музыку. Также в это же время происходит выработка дисциплины у юных танцоров. Это самый важный и главный аспект в занятиях с детьми, без которого мы не добились бы никаких высот. Дисциплину мы воспитываем не только в детях, но и в их родителях. Если родитель не заинтересован в работе с ребёнком и в его танцевальном развитии, а водит на занятия любительски, то это не к нам — на первом году обучения такие люди отсекаются. Мы работаем только с теми, кто так же, как и мы, горит творчеством и искусством танца.

На второй год программа обучения усложняется: в неё добавляется гимнастика и акробатика. Делаем мы это для того, чтобы дети учили новые элементы, а также на этом этапе у малышей уже подготовлены мышцы, но пока отсутствует страх в голове, и в выполнении гимнастических и акробатических упражнений проблем у них не возникает. Чуть позже добавляется классический танец, что очень важно, ведь классика — это основа любого танца. Постепенно с каждым годом нагрузка на занятиях увеличивается.

— Всех ли желающих принимаете на обучение? Есть ли критерии отбора обучающихся?

— Мы принимаем абсолютно всех желающих от трёх до пяти лет. Однако иногда мы можем в одностороннем порядке отказать некоторым детям в дальнейшем обучении. Такое происходит, например, если мы видим, что ребёнок в свои три года ещё очень маленький. Понимаете, дети в этом возрасте все разные: кто-то уже внимательно слушает, знает, кто такой тренер, способен концентрироваться на занятиях, но есть и такие, кто плачет и пока плохо понимает, куда он пришёл. Готов ли ребёнок морально или нет , видно в течение полугода. Родителям тех, кому ещё рано заниматься, мы говорим, что они могут привести ребёнка через год, и ситуация будет совсем иная. А ломать детей и заставлять их заниматься через силу мы не будем, иначе они возненавидят и нас, и танцы на всю жизнь. Всё это мы объясняем родителям, а дальше уже их выбор: ждать ещё год или уйти в другой коллектив, что тоже бывало.

Дети старше трёх лет, желающие обучаться в студии, обязательно проходят просмотры. Они должны иметь базовую физическую подготовку: укреплённый мышечный корсет и минимальную растяжку. Если ребёнок физически подготовлен, то мы оставляем его для занятий в студии на полгода.

Если через полгода-год мы видим результат: ребёнок догоняет группу, не отстаёт от программы, то мы его оставляем на дальнейшее обучение. Если такого не происходит, то мы разговариваем и с ребёнком и с родителями и подбираем ему группу, в которой он ещё год-полтора будет заниматься без участия в выступлениях и выездов на соревнования.

— Инна, как у тренера по танцам, наверняка у вас есть своё мнение о том, должны ли танцоры дополнительно поддерживать себя в форме: соблюдать диету или заниматься спортом, например? Или же танцевальной нагрузки достаточно?

— Я считаю, что для поддержания тела в хорошей форме не только танцорам, но и в принципе всем людям, обязательно нужно соблюдать правильное питание. Физические нагрузки улучшают качество мышц, но за визуально красивую фигуру и лёгкость, которые, безусловно, в танцах важны, отвечает именно правильное питание. Нужно понимать, что хорошая физическая форма и правильный вес — это не только эстетика, но и здоровье. Носить на себе даже пять лишних килограмм — это как взвалить на себя пятикилограммовый мешок картошки. Попробуйте так походить — к вечеру и спина, и ноги, и суставы отвалятся. То же самое происходит, когда мы носим на себе лишний вес, чрезмерно нагружая лёгкие, позвоночник, сердце... Однако я всегда объясняю ученикам, что правильное питание должно составлять 80 процентов рациона, в остальном можно допускать небольшое употребление не самых полезных продуктов.

— Расскажите, пожалуйста, были ли в вашей практике какие-либо необычные случаи на занятиях или на выступлениях? Может, во время танца случались какие-то интересные импровизации, которые потом становились его частью?

— Конечно! Такое часто происходит. Нужно понимать, что до десяти лет дети изучают танцевальную базу и в процессе не отходят от рамок, а уже дальше мы даём им свободу действия. Это значит, что ребёнок может танцевать и двигаться так, как ему комфортно, а мы подстраиваемся и трансформируем танец под него, но смотрится это всегда бомбически. Бывает даже, даёшь юному танцору какую-то хореографическую связку, а у него что-то не получается, или он падает, но в этот момент рождается классное движение, которое становится частью танца.

Мы постоянно работаем на импровизацию: позволяем детям придумывать и фантазировать, чтобы они находились в творческом потоке. Им ведь ещё предстоит работать в этой сфере в будущем, поэтому очень важно не загонять их в рамки. Именно поэтому дети у нас получают творческие задания — сочиняют танцевальные номера себе или друг другу. Потом в студии мы устраиваем соревнования: учащиеся показывают придуманные этюды, а мы их оцениваем.

— Инна, ваша студия SKILL DANCE INDIGO — это больше работа, которая приносит полноценный заработок, или скорее хобби, любимое дело?

— Я бы сказала, что это моя любимая работа. Да, она приносит доход, чему я очень рада, ведь в студии работают и другие люди, которым нужно платить зарплату. Но отмечу, что дети для нас не равно деньги. Мы занимаемся искусством, развиваем детей, делаем то, что нам нравится.

— А почему вы выбрали для студии такое название?

— С этим всё просто: есть такой термин «дети индиго», то есть уникальные дети. Каждый наш ученик по-своему уникален, у каждого есть свои индивидуальные черты, которые выделяют его на фоне других. DANCE в переводе с английского — это танец, а SKILL — мастерство: танец мы оттачиваем не на любительском уровне, а на профессиональном.

— Инна, есть ли уже значимые успехи у коллектива?

— Мы практически каждую неделю участвуем в соревнованиях и чемпионатах. География наших побед широка: студия принимает участие и в региональных, и в федеральных, и в международных танцевальных мероприятиях. Мы неоднократно выигрывали многочисленные денежные Гран-при, становились лауреатами первой степени, призёрами чемпионатов России. Недавно выиграли премию Russian Open Dance, соревнования по которой проходили в Орле. Из более масштабных достижений: наша студия может похвастаться участием в «Танцах» на ТНТ.

Пусть несёт водоворот

Танцами можно заниматься не только профессионально, но и любительски. Танцором-любителем является наш второй герой — Дмитрий Туренко, который проводит в Белгороде занятия по танго.

Дмитрий Туренко, фото из личного архива

Дмитрий родился и вырос в Южно-Сахалинске, а когда ему исполнилось десять лет, вместе с родителями переехал в Белгород. Несмотря на то, что по образованию преподаватель — инженер по автоматизации, он уже длительное время развивает в Белгороде танго.

Сейчас я работаю инженером-программистом техподдержки в банке — это моя основная работа. Однако про своё любимое увлечение я не забываю и раз в неделю провожу уроки танго. Наш коллектив, в котором проходят занятия, называется Bohemios. Это название танго-клуба, существовавшего раньше.

Дело в том, что прошлым летом классные преподаватели клуба уехали в Москву, и мы остались без сильных педагогов. А поскольку я дорожу нашим сообществом, то в качестве меры его поддержки я решил вести уроки танго. По субботам в нашем коллективе мы также проводим милонги — вечера танго.

Танцевальный коллектив Bohemios, фото из личного архива Дмитрия Туренко

Танцую я уже лет девять. Пробовал многие виды танцев: сальса, бачата, хастл... А в 2015 году в Белгороде появилось танго, с того момента началось моё серьёзное увлечение именно этим танцем.

— Дмитрий, чем вас так привлекло именно танго?

— Это хороший вопрос... Есть такая расхожая фраза, что не я выбрал танго, а танго выбрало меня... Думаю, больше всего в этом танце мне нравится совокупность черт и качеств, характеризующих его.

Во-первых, в танго есть этикет. Например, существует такое понятие как codigos — правила поведения на милонге. Во-вторых, танго — это про элегантность, эстетику и характер музыки. В качестве музыкального сопровождения здесь используют классические музыкальные инструменты — люди танцуют под записи оркестров 30-х — 60-х годов. Это традиция, которая соблюдается и сегодня.

Интересно ещё и то, что танго даёт большой простор для импровизации, ведь этот танец подразумевает коммуникацию, диалог с партнёром. Тут нет строгих рамок и заученности — во время танца один партнёр может предлагать, а другой отвечать и следовать за движениями первого.

Фото из личного архива Дмитрия Туренко

Танго — это движение потока, где основной элемент танца — прогулка. Этим танго и отличается от сальсы и других латинских танцев, главными элементами которых являются яркие вспышки движений на танцполе. Танго же в свою очередь больше похоже на водоворот, в котором танцоры сосредоточены друг на друге, и весь танец происходит внутри пары.

— Дмитрий, мы живём в обществе, где считается, что танцы — это женское увлечение. Расскажите, на ваши тренировки приходят только женщины или и мужчины тоже?

— Больше, конечно, приходят женщины. Действительно, в нашем обществе почему-то сохраняется стереотип, что мужчины не танцуют. На самом деле, это очень круто, когда мужчины танцуют. И в Аргентине, на родине танго, это всегда ценилось. Кстати, не танцующие мужчины там всегда были гораздо менее интересны женщине, чем танцующие.

— Дмитрий, как проходят занятия в вашем коллективе?

— Как правило, начинаем мы с разминки: разогреваемся, подготавливаем тело к танцу. Затем приступаем к выполнению базовых упражнений на технику, разбираем и отрабатываем элементы и танцевальные связки в паре.

Во время урока все участники танцуют друг с другом по очереди. В танго очень важно часто меняться партнёрами, чтобы практиковаться в коммуникации. В этом заключается вся особенность занятий: мы учимся, чтобы потом поехать в другой город на какой-нибудь фестиваль и потанцевать с незнакомыми людьми. Поначалу для многих это, конечно, стрессовое испытание, но чуть позже этот процесс становится интересным, ведь мы не только танцуем, но ещё и знакомимся, общаемся с единомышленниками.

— Все ли желающие могут прийти к вам на занятия?

— Сейчас я занимаюсь только с продолжающими [обучение], а новичков отправляю к профессиональным педагогам, тем самым ещё и не отбираю у них хлеб, так сказать...

— Участвуете ли вы сами или вместе с коллективом в танцевальных фестивалях, соревнованиях, мероприятиях, посвящённых танго?

— Я сам в соревнованиях не участвую, но часто бываю на танго-фестивалях в качестве танцора-любителя. Тут важно отметить, что преподавательских амбиций у меня нет. Просто сейчас наш коллектив переживает сложные времена, и преподавать в нём необходимо. Поэтому доказывать что-то посредством участия в конкурсах и соревнованиях мне не нужно. На самом деле, мне гораздо больше нравятся камерные мероприятия до 200 человек, где можно просто душевно потанцевать.

— Дмитрий, белгородцы любят танго?

— По опыту своих коллег могу сказать, что люди интересуются, приходят записываться на занятия. Но дальше уже зависит от человека. Кто-то, для кого танго — это способ приятно провести пару вечеров, приходит и уходит. Другой же находит для себя в танце, в музыке, в идее что-то особенное и остаётся.

Ещё важно отметить, что сейчас в нашем городе танго для многих — это способ отвлечься. В связи с обстрелами и напряжённой атмосферой в Белгороде, танго стало палочкой-выручалочкой, с помощью которой люди могут «перевести дыхание». Я сам не переставал проводить уроки, очень хотел поддержать наших танцоров в это непростое время, и тем самым помочь как им, так и себе. Несмотря на некоторый риск мы продолжали проводить по субботам милонги. И люди приходили и были благодарны. У нас даже есть девиз: «Танцуем несмотря ни на что!».

«Забудь два притопа, три прихлопа»

Вырастить из ребёнка чемпиона — задача, с которой могут справиться только профессионалы с большим опытом работы. Именно над такими задачами изо дня в день трудится третья героиня нашей статьи Лиана Молчанова, танцевальный тренер школы-студии EVitA.

Лиана родилась и выросла в Белгороде, здесь же училась в БГТУ имени Шухова, а также получила дополнительное тренерское образование. В школе-студии EVitA Лиана работает с момента её создания. Параллельно с преподаванием девушка посещает различные танцевальные мастер-классы по всей России.

— Лиана, предыдущие наши герои рассказали, что занимаются танцами уже много лет, и любовь к этому виду искусства у них возникла уже в раннем возрасте. Расскажите о своём опыте, когда вы заинтересовались танцами?

— Начала я танцевать в четыре года. Тогда мама отвела меня на занятия в студию Dance Хаос. Но мгновенной любви к танцам у меня не сложилось. В начале мне было сложно, родителям даже приходилось заставлять меня посещать тренировки, но со временем я втянулась в процесс — танцевать стало интересно. А когда мне исполнилось 15, тренер предложила мне вести танцевальные тренировки у малышей. С того момента и началась моя преподавательская карьера. Получается, я занимаюсь танцами уже 11 лет.

— Лиана, какое танцевальное направление зацепило и заинтересовало вас больше всего?

— В школе нас обучали эстрадным танцам и танцевальному шоу. Современный эстрадный танец включает в себя все виды танцев: классические, современные, джаз, модерн, джаз-фанк и тому подобное. Мне больше всего нравилось танцевальное шоу, потому что там рассказывается целая история в танце. Сейчас, когда я сама работаю с детьми, я ставлю им именно танцевальное шоу.

— Раз уж мы заговорили о вашей тренерской деятельности, расскажите подробнее, чему именно вы обучаете детей в школе?

— В школе я преподаю такие направления, как эстрадный и современный танец, а также готовлю детей к соревнованиям. В конкурсах мы с детьми часто участвуем с танцевальными шоу, так как они больше ценятся: номера танцевального шоу очень яркие, более интересные и с красочными костюмами.

— Лиана, как проходят ваши тренировки?

— Я работаю с несколькими детскими группами. У начальных групп тренировки длятся полтора часа, а у продвинутых — два с половиной или четыре, так как с более опытными детьми мы уже работаем на результат.

Обычно тренировка начинается с бега — таким образом мы разогреваем мышцы. Это обязательный этап, без которого нельзя обойтись. Затем идёт разогрев: небольшая подкачка, чтобы разработать тело до конца. После этого следует растяжка, отработка прыжков, вращения: разнообразные пируэты и фуэте. Затем наступает время работы непосредственно с танцем: детки повторяют разученные ранее связки, отрабатывают новые элементы и растанцовываются. Растанцовка включает в себя как разученные ранее движения, так и импровизации.

Фото из личного архива Лианы Молчановой

Кстати, говоря об импровизациях, упомяну, что дети у меня всегда получают домашнее задание — придумать часть танца самостоятельно. Таким образом мы развиваем фантазию у юных танцоров, работаем над тем, чтобы они чувствовали своё тело и музыку.

В конце тренировки приходит время самой нелюбимой её части — закачки: мы закачиваем пресс, спину, делаем приседания, прыжки, планки — укрепляем всё тело. Тренировки у нас проходят почти каждый день.

— Лиана, по вашим наблюдениям, сколько нужно времени, чтобы ребёнок освоил базовую программу занятий и смог танцевать?

— Смотрите, основную часть учеников мы набираем в сентябре, хотя приём в группы на занятия длится весь год. На каждой тренировке я даю детям базовые упражнения, и уже к январю у них чётко поставлена база: они могут садиться на шпагаты, делать мостики, перевороты, колёса и тому подобное. В январе-феврале я ставлю танец, а в марте уже выпускаю деток на сцену.

— Лиана, а как вы отбираете детей на обучение в школу? Всех ли желающих принимаете на занятия или нет?

— В свои группы я принимаю всех желающих. Многие родители после первого занятия сомневаются, способны ли их дети танцевать. Но я всегда успокаиваю их и говорю, что о способностях ребёнка никогда нельзя судить по результатам первого урока. За свой опыт работы я наблюдала самые разные случаи. Бывало, на занятия приходили, казалось бы, очень способные дети, которые в итоге чемпионами не становились. А иногда получалось наоборот: ребёнок ходил на занятия не один год, упражнения ему давались с трудом, он работал через слёзы и боль, но в итоге включился в процесс и стал настоящей звездой. Понимаете, в этом деле важны не только способности, но ещё и характер, желание ребёнка, а также стремление родителей поддерживать своего юного танцора, помогать ему развиваться в любимом деле.

Фото из личного архива Лианы Молчановой

Спустя время отбор происходит сам собой. Если в начале года в группу набирается около 30 участников, то к его концу дети «просеиваются», и остаётся около 20 человек тех, которые ещё долго будут обучаться в школе.

Уйти учащиеся могут по самым разным причинам. Иногда родители не соглашаются с моим подходом к тренировкам, так как я требовательный тренер, и на моих занятиях царит жёсткая дисциплина. Случается и такое, что дети сталкиваются с неожиданными сложностями на тренировках, так как танцами мы занимаемся профессионально, а не просто для удовольствия. Два притопа, три прихлопа — это не про меня.

— Детей какого возраста вы принимаете на занятия?

— Я работаю с детьми от двух до 12 лет. Детей старше на занятия не беру, потому что у них уже появляется характер, и с ними становится сложно работать. А ещё маленьких детей в группах всегда набирается гораздо больше, что отлично подходит для постановок танцевального шоу, которое я очень люблю.

— Сталкивались ли вы с трудностями в работе с детьми? Есть ли какие-то особенности во взаимодействии с ними?

— Мне не сложно работать с детьми, даже с самыми маленькими. Я люблю детей, люблю свою тренерскую работу. Все дети добрые, открытые, с каждым мы находим общий язык. Трудности иногда возникают в общении с родителями, которые не всегда подключаются к танцевальной деятельности своего ребёнка, не видят его успехов, не считают занятия танцами серьёзным делом. Бывает также, что родитель может обидеться на меня, если в процессе занятий я прикрикиваю на ребёнка или ругаю его, хотя я делаю это не со злости, а потому что у детей нужно вырабатывать дисциплину.

— Лиана, а как насчёт успехов ваших подопечных?

— Участие в конкурсах и соревнованиях — это неотъемлемая часть занятий в нашей школе. Я стараюсь вывозить детей на соревнования в разные города. Мы уже ездили в Воронеж, Курск, Москву. В прошлом году участвовали в соревнованиях в Ялте, где заняли первое место. Также мы регулярно участвуем в чемпионате России по танцам, который проходит в Орле. Почти всегда наши группы занимают первые места.

В 2022 году танцевальный коллектив нашей школы отобрался на чемпионат мира, который должен был пройти в Риме. У нас тогда уже всё было подготовлено, но в связи с политической ситуацией участие в чемпионате пришлось отменить. Но мы не отчаиваемся и ждём, пока ситуация в мире успокоится, и в будущем мы обязательно поедем на международные соревнования.

Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородец прошёл кастинг телепроекта «Танцы» в Воронеже

Белгородец прошёл кастинг телепроекта «Танцы» в Воронеже

Разрывающий оковы. Как белгородец Виктор Лукинов выступил в финале танцевального шоу «Ты супер! Танцы» [видео]

Разрывающий оковы. Как белгородец Виктор Лукинов выступил в финале танцевального шоу «Ты супер! Танцы» [видео]

Памятник пожилым танцорам и игровая крепость. Как предлагают изменить парк Победы в Белгороде?

Памятник пожилым танцорам и игровая крепость. Как предлагают изменить парк Победы в Белгороде?

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

«Я спросил у...». Разговор с нейросетями о будущем смартфонов

«Я спросил у...». Разговор с нейросетями о будущем смартфонов

«Не могу пропускать всё, что происходит вокруг». Как житель Корочи оставил работу и стал зарабатывать на паблике «Короча наизнанку»

«Не могу пропускать всё, что происходит вокруг». Как житель Корочи оставил работу и стал зарабатывать на паблике «Короча наизнанку»

«Продлить время, чтобы побыть рядом». Как белгородский аспирант создаёт виртуального ассистента рентгенолога

«Продлить время, чтобы побыть рядом». Как белгородский аспирант создаёт виртуального ассистента рентгенолога

«Йога — это не религия». Как белгородец Евгений Дынько уже более десяти лет занимается хатха-йогой

«Йога — это не религия». Как белгородец Евгений Дынько уже более десяти лет занимается хатха-йогой

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода