— Ребят, как вы оказались в Армении?
— Л.: Денег у нас было немного. Буквально продать телевизор, получить зарплату, взять накопления. Этого бюджета нам хватило только на Армению и только на Гюмри. Если знаешь, то жилье сейчас в Ереване под тысячу долларов, а здесь мы сняли квартирку за 27 тысяч рублей.
Когда мы ехали сюда, мы думали, будет тепло. Я взял шорты и майку, хотел переодеться сразу, как выйду с самолета. Но здесь совсем не тепло, а в домах в Гюмри — вообще холодно. Они просто не предназначены для таких температур. Отопление не включается. Спасаемся обогревателями и уже переболели один раз из-за этого.
— Как восприняли родители ваше решение о переезде?
— Л.: Меня мама поддержала. Она смотрит много новостей, говорит, что нужно уезжать при любой возможности и так далее. А также сказала, что это хороший повод произвести изменения в жизни. Поэтому я немного вышел из привычного «болотца».
— К.: Мне мама сказала довольно спокойно: «Уезжаешь, да? Ну ладно». А вот друзья не поддержали идею, многие отговаривали.
— Лёш, кем работаешь сейчас?
— Л.: Работал в «Мегафоне» супервайзером, но надоело, и не было возможности работать удалённо. Сейчас устроился тоже в продажи, но в b2b консалтинг — работаю онлайн.
— Чем вам напоминает Гюмри Белгород?
— К.: Он тоже достаточно небольшой... Ладно, говори, Лёш.
— Л.: Русские военные! Что в Белгороде сейчас, что здесь. Только тут они опрятные и более расслаблены. Ведут обычную жизнь, ходят в кафе.
— К.: Да, ведут себя, как армяне, в общем!
— Что ещё можете сказать про город?
— К.: Магазины и кафе работают так же, как и у нас. Это туристический город, на выходные сюда из Еревана приезжают гулять многие.
— Л.: Мы ездили в храм возле реки здесь, очень красиво. Если посмотреть на Трипэдвайзере, то вокруг Гюмри много туристических мест, но мы не особенно успели объехать.
— К.: В основном, в Армении все туристические места — это православные храмы.
— А до этого путешествия вы где-то бывали за границей?
— К.: Нет, мы никогда не выезжали.
— Л.: Погоди, я был за границей в детстве в Украине. И ещё в Абхазии.
— Аналогично, но тогда это не было «за границей», потому что мы ездили с российским паспортом!
— Л.: Ну да, получается, за границей я не был ни разу.
— Есть ли что-то, чего не хватает вам сейчас, что есть в Белгороде?
— К.(крик души): Очень не хватает латте из «Калипсо»! Ни одной нормальной кофейни в Гюмри нет. Это вообще как?! Вкусного кофе с момента приезда сюда я вообще не пила. Еда тоже не нравится — они везде кладут кинзу. Я не пойму этого никогда в жизни, поэтому есть здесь в заведениях я не могу, и готовим дома. То не солят еду, то пересаливают. Странная кухня.
— Что из плюсов вы приметили в Армении, чего у нас нет?
— К.: Здесь всё из камня, нет пластика, нет ужасных вентфасадов.
— Л.: И низкая застройка, из окна поэтому хорошие виды.
— А люди?
— К.: Всё, что касается сферы обслуживания: люди приветливы, не потому что им так сказал начальник, а по-настоящему. Ощущается, что они действительно рады тебе!
— Расскажите про коммьюнити русских, которое образовалось сейчас в Армении?
— К.: Изначально мы смотрели видео на Ютубе, каки куда переехать, в описаниях были ссылки на группы и чаты — так мы нашли и свой.
— Л.: Все эти люди, которых мы знаем, объединились через риелтора, к которому мы обращались. Вообще мы с Кристиной не очень общительные, поэтому собирались с ребятами всего один раз. Большинство из нашего чата приехали в Армению на «постоянку», несколько — просто отдохнуть, а один человек — снимать фильм.
— Я так понимаю, что вопрос, хотите ли сейчас домой, не актуален — за месяц тоски особой нет.
— Л.: Почему же. Есть.
— К.: Конечно, мы хотим домой!
— Л.: Была тёплая просторная квартира, комфорт.
— К.: Здесь нет такого уровня жизни, уюта, тепла, поэтому мы, конечно, скучаем.
Л.: Ещё мне кажется, Кристина кинзу не полюбит никогда. Поэтому мы обговорили, что заработаем денег и двинем дальше в Грузию.
— Из знакомых из Белгорода, получается, нет тех, кто переехал?
— Л.: Нет. Даже есть чатик, где они обсуждали, куда и как уехать, но мало кто решился пока. Кажется, что люди не знают точно зачем. И поэтому происходят метания: переедешь — а дома было лучше, потом дома — стресс, вроде как лучше уехать. От того и нет пока стабильного ответа, нужно это или нет.
— Лёш и Кристин, дайте три совета тем, кто боится переезжать или путешествовать за границу.
— Во-первых, надо быть готовым, что в первое время будет морально тяжело вне зависимости от страны. Не пытайтесь бороться с собой, этот период нужно просто пережить. Он недолгий. Во-вторых, не летайте армянскими авиалиниями, если соберётесь в Армению. Пользуйтесь российскими. В-третьих, будьте открыты новому, не стройте ожиданий, которые не совпадут с реальностью.