«Познай себя, и ты познаешь Бога»​. Митрополит Иоанн — о ДНК, заданиях от Бога и ударе молнии в крест

В Белгородской митрополии прошла очередная митрополичья гостиная, темой которой стало познание себя: «Познай себя, и ты познаешь Бога». Приводим основные моменты выступления митрополита Иоанна, а также аудиофрагмент разыгранного актёром Владиславом Дёминым на сцене диалога с самим собой.

В Белгородской митрополии прошла митрополичья гостиная, темой которой стало познание себя. Мы приводим приветственное слово митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с небольшими сокращениями.

Фото пресс-службы белгородской митрополии

— Я хотел бы сказать о том, что когда мы говорим: «Познай себя, и ты познаешь Бога», нужно иметь в виду вектор направленности, куда идёт процесс познания. Все думают: «Он устремлён вовне. Я буду путешествовать и что-то пойму, буду больше общаться, больше узнаю». Но познание себя — это то, что устремлено внутрь. Почему? Потому что Господь просвещает всякого человека, приходящего в этот мир. Собственно говоря, мы, рождаясь в этом мире, получаем задания от Бога. И первое, что нам предстоит — узнать, какую задачу он в нас вложил. И это путешествие в глубины своей души. Недаром Христос говорит: «Будьте как дети». Это как раз возвращение к состоянию, когда не инфантильность, а внутренняя открытость для Бога позволяет нам узнать, что уже есть в нашей душе, потому что со временем мы с вами становимся архитекторами или скульптурами (кстати, слово скульптура происходит от латинского глагола sculpere, что означает «отсекаю»).

Так вот, мы скульпторы своей собственной души, мы всё время что-то отсекаем, а первозданность, которая нам дана от Бога при рождении, порой за ненадобностью где-то находится внутри нас, но мы никак ей не воспользуемся. Потом приходит такой момент состояния человеческого духа, когда его духовно-нравственные чувствования, его поступки, вдруг помогают прочесть, то, что у него написано, — ДНК — «текст», который Бог написал вместе с нашими родителями. Там есть слова, которые помогут нас познать, но чтобы прочитать этот «текст», нам с вами необходимо иметь очень высокий духовно-нравственный уровень развития. Для чего? Потому что, если мы освоим технологии познания себя и при этом не будем иметь духовно-нравственной основы, мы можем эти знания использовать против другого человека... Мы знаем, что есть технологии нейролингвистического программирования, есть технологии, когда частоты музыки используют, чтобы ввести человека в депрессию или наоборот взорвать его мозг...

Но сегодня мы будем говорить о путешествиях внутри самого себя, мы будем говорить о том, что возвращаемся в ту первозданность, которую мы обрели, когда появились на этот свет, и это то, что выше всего на этом свете. Бог нас призвал к жизни, мы взяли качества от своих родителей. Они выражаются в чертах телесных, душевных, но самое главное богатство находится в наше духовной сфере, и доступ к этим богатствам познаёт тот, кто будет чист, и поэтому Бог его узрит... В этот день я хотел бы всем нам пожелать обращённости к самим себе. Из нас пытаются всё время сделать служебных людей. Не служивых, которые способны служить, Отечеству, Церкви, долгу, а служебных, которые настроены на определённую волну и имеют своих ограничения. Эта служебность, некая социальная стратификация, расслоение — они разделяют людей, их всё время приглашают поучаствовать во внешнем мире, внешнем путешествии.

— А задача «познай себя, и ты познаешь Бога» заключается в том, чтобы прийти к Богу, прочесть то, какую задачу он записал тебе в душе, и исполнить её. Тогда мы действительно будем счастливы, будем участвовать в том духовном мире, который Бог приготовил для нас. Я желаю всем нам совершить сегодня путешествие в глубины своего сердца, внутрь себя, познать себя лучше... Кстати, один из выдающихся учёных академиков недавно сказал мне: «Слушай, а ты смотришь детские фотографии в свой день рождения? Ты должен час потратить и посмотреть на своих детские фотографии. Поверь мне, тот образ ребёнка, который запечатлён на этой фотографии поможет тебе преодолеть то, что предстоит в ближайшем будущем».

Гостем митрополичьей гостиной стал российский актёр Владислав Дёмин, который представил зрителям диалог двух «Владов Дёминых» — одного, родившегося в Сибири, выросшего в резко континентальном климате, сформировавшегося в 90-е годы, что отложило отпечаток на его восприятие мира и на его систему ценностей, и второго — живущего в Москве, закончившего Российскую академию театрального искусства, актёра, романтика.


В заключительном слове Белгородский и Старооскольский митрополит Иоанн рассказал, как относится к празднованию Яблочного и Медового Спасов, и вернулся к теме, почему молния ударила в крест белгородской митрополии.

— Я благодарен за такой стремительный молниеносный вечер. Наверное потому, что 31 августа в нас попала молния, и вы знаете, это было настолько неожиданно... Мы как раз с врио губернатора обсуждали некоторые вещи, и вдруг нас поразил такой звук. Молния попала прямо в крест, и сейчас он выглядит как символ розенкрейцеров (орден розы и креста — теологическое и тайное мистическое общество, возникшее в период позднего Средневековья в Германии; митрополит Иоанн сравнивает символ общества с внешним видом креста, в который ударила молния — прим. Ф.). Какое было предисловие? Когда мы рассуждали о каких-то глобальных вещах, о том, что сейчас будет смена парадигм, ковидобесие, климатобесие переживём, и потом я дохожу до следующей ступени, которую я пока не буду называть, и в это время шарахает молния... Я понял что... В общем-то, посмотрим, как будут дальше развиваться события...

Фото пресс-службы белгородской митрополии

Я очень благодарен за то, что на сегодняшнем вечере все почувствовали главную тему: «Познай себя, и ты познаешь Бога, познай себя, и ты познаешь себя со всех сторон». Вообще счастлив тот человек, который может критически на себя посмотреть уже в зрелые годы и попытаться что-то изменить. Это самое трудное, самая тяжёлая гражданская война — война с самим собой, и это, конечно же, то, что всем нам необходимо. Сам процесс познания — это борьба со стереотипами, которые мы усвоили по каким-либо причинам, потому что нас воспитали в этих стереотипах. Преодоление этих стереотипов — это тоже болезненно, всегда трудно, и требует мужественности, критического мышления, а современный век отнимает у человека критическое мышление.

Прежде всего, человек не критически относится к той информации, которая ему даётся и навязывается. Это ведёт к тому, что он теряет критерии истинности, и эта потеря ведёт к страшным последствиям: человек становится всеядным, как по [Людвигу] Фейербаху (немецкий философ-материалист — прим. Ф.). Человек есть то, что он ест. И вот мы съедаем совершенно громадное количество разной информации, потребляем её и не разбираемся, где здоровая, где вредоносная и так далее. Вот, самое простое: 29 августа мы празднуем Спас нерукотворный, а не Ореховый. В августе отмечают Медовый Спас, 19-го — на Преображение Господне — яблочный. Как Спас связан с Преображением? События Преображения произошли накануне грешных страданий Христа, там была весна. Какие яблоки? Там яблоками и не пахло. В Греции есть традиция освящать виноград, потому что из винограда делают сок, из сока — вино, и потом совершают Евхаристию. Вот в чём смысл освящения вина. Но причём тут Яблочный Спас? Это вообще ни в какие ворота. Это просто какое-то информационное извращение. То, чем нас питают. Вы себе не представляете, насколько это трагично, потому что человек легко понимает то, что связано с желудком...

Сейчас есть главное лекарство: взирать почаще на образы святых, потому что окно из мира горнего в мир дольный — это икона, и это окно открывается — это богообщение. Вот истинное познание. Когда человек был в раю, он познавал не мыслительным процессом, потому что разум лукавый, а познавал созерцанием. Созерцание — это образность, то есть, в него входило знание, ценностное, неразделённое, нерасчленённое; образ, воспринимаемый нашей душой, а душа, в свою очередь, есть образ и подобие Божие. Вот, что происходит в тот момент, когда мы действительно познаём через созерцание. Это высшая форма, недостижимая сейчас, потому что в раю человек был сотворён способным воспринимать и видеть Бога, как он есть...

— Процесс познания особо ускоряется, когда в этом участвует музыка как трение небесных сфер, и мы, конечно же, по-другому совершенно осознаём образы. И так образы, музыка, в конце концов Слово, и мы воплотились через Слово. Поэтому мы пришли сегодня к тому, что чтобы познать себя, нужно символически прочитать наш «текст», который написал Бог и наши родители, который содержит ДНК и РНК. Это невероятно трудно, потому что нас всё время приглашают куда угодно, посмотреть в ту или иную сторону, и одолеваются страхом, когда мы вдруг начинаем заниматься собой, своей собственной душой, познавать, идти к духовнику и так далее. Как-то старца спросили, почему ты такой отрешённый, а он говорит: «Я общаюсь с Богом». «Но ты внешне ни на что не реагируешь, посмотри, сколько событий происходит?». Он говорит: «Мне не интересно, потому что я вижу, чем они закончатся». Вы понимаете, истинный процесс созерцания — это ещё и способность подключаться к Вечности...

Больше заглядывайте в себя! Вы все красивые люди, обращайтесь к красоте, которая у вас есть, не любуйтесь ей, а обращайтесь к красоте. Обращайтесь к красоте, которая Богом дана нам всем: к гармонии и любви.


Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено средством массовой информации, выполняющим функции средства массовой информации.
Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

Время кричащего меньшинства. Митрополит Иоанн — о людях «50+», онкологии и повышении пенсионного возраста

Время кричащего меньшинства. Митрополит Иоанн — о людях «50+», онкологии и повышении пенсионного возраста

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«У нас самая низкая договороспособность». Митрополит Иоанн — о единении, уроках истории, пустышках во власти и мэре Белгорода

«У нас самая низкая договороспособность». Митрополит Иоанн — о единении, уроках истории, пустышках во власти и мэре Белгорода

Захар Прилепин в Белгороде

Захар Прилепин в Белгороде

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

Митрополит Иоанн: «Театр имеет свойство забирать наши тревоги и отдавать любовь»

Митрополит Иоанн: «Театр имеет свойство забирать наши тревоги и отдавать любовь»

Белгородцы могут задать вопрос митрополиту Иоанну

Белгородцы могут задать вопрос митрополиту Иоанну

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

Путь к свободе. Митрополит Иоанн — о Пушкине, Церкви и о том, как воспринял новость о своей цитате, ставшей известной всей России

Путь к свободе. Митрополит Иоанн — о Пушкине, Церкви и о том, как воспринял новость о своей цитате, ставшей известной всей России

В Белгороде собирают деньги на памятник детям войны

В Белгороде собирают деньги на памятник детям войны

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

«Против нас фактически восстал весь мир». Речь митрополита Иоанна на открытии выставки «Ангел Святого Белогорья»

«Против нас фактически восстал весь мир». Речь митрополита Иоанна на открытии выставки «Ангел Святого Белогорья»

Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей

Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей

К раненым при обстреле Белгорода пришёл митрополит Иоанн

К раненым при обстреле Белгорода пришёл митрополит Иоанн