БУКЭП
— Я выбрала БУКЭП для рассказа, потому что он — это и есть цель переезда в Белгород. Сначала я пошла учиться, а потом уже познакомилась с городом, всё узнала. Копер для меня очень родной, тут прошли, можно сказать, самые беззаботные годы. Я сюда приходила на встречу выпускников — на десять лет выпуска. Нас мало пришло с группы, правда, но зато увидела многих преподавателей.
До переезда в
Белгород я жила в Норильске. Это обычная практика, что из Норильска все
уезжают. Человеку там жить сложно: загрязнённые воздух и вода,
постоянный холод. Так что переезжать после школы я в любом случае
собиралась. А выбрала Белгород из-за территориальной близости к
бабушке и папе. В итоге я жила у тёти целый год и за это время мы стали
как родная дружная семья.
В 11-м классе ещё не было понимания, чем я хочу заниматься по жизни. Мы посетили Белгород за год до поступления, чтобы познакомиться с университетами, взяли брошюрки. Какими-то логическими умозаключениями мы с мамой пришли к тому, что нужно поступать на таможенное дело. На следующий день после вручения аттестата я улетела из родного города навсегда. Приехав в Белгород, дабы не тянуть время, мы решили сразу подать документы и ждать вступительных экзаменов. А тут, оказывается, было правило, что если школу с медалью заканчиваешь — поступаешь по собеседованию, то есть сразу. Я пришла в розовых широких штанах, огромной футболке (как обычно одевалась в то время) — с расчётом, что только отдам документы. Мне задали вопросы по школьной программе, я ответила и услышала: «Поздравляем, вы поступили». Я так удивилась: «Всё, что ли?» Вышла к маме под впечатлением, и мы отправились отмечать.
Большой частью университетской жизни был КВН. Я играла и за команду БУКЭПа (в то время был БУПК), и за команду БелГУ, где училась заочно. В то время все творческие студенты играли в КВН. КВН помог мне чувствовать себя уверенней на сцене. Тем более, я была единственной девочкой в команде, поэтому все женские роли были мои. Это влияло на учёбу и отношения с преподавателями. Я училась хорошо, закончила с красным дипломом, преподаватели меня любили. Если была какая-то репетиция, то можно было с чистой совестью пропустить скучную лекцию.
Сама учёба здесь мне тоже нравилась. Я могу сравнить
БУКЭП и БелГУ. Мне показалось, что БелГУ был какой-то… коррупционный что ли.
Там, вне зависимости от того, сдашь ты или не сдашь, требовали купить их
продукцию — кружки, футболки. А здесь этого не было.
В тот момент я понимала, что вряд ли проработаю всю жизнь по специальности. Но и то, что уйду в музыку, ещё не знала. Тогда мы не строили планов и не ставили целей. Была важна дружеская обстановка, где все свои. Мне кажется, мало у кого после школы есть понимание, чем он хочет заниматься. А если ты осознаёшь, к чему у тебя лежит душа, то стоит отправляться туда. Не нужно думать: «Где я буду больше получать?» А вот сразу, куда душа лежит, туда и идти. Сейчас я уже думаю, что надо мне было поступать в Институт культуры. Мне бы было там поинтереснее.
Я потом даже работала по специальности — была таможенным брокером. Это посредник между клиентом и таможней. Клиент общался непосредственно с нами, а мы оформляли ему товаросопроводительные документы. Это очень ответственная работа с большими суммами. Ты считаешь целый день и находишься в постоянном напряжении.
НИУ «БелГУ»
— Я больше
помню БелГУ как место КВНовских тусовок. Учёбы как таковой не было,
потому что я училась на заочном, то есть, приходила только на сессию. В
команду я попала через Адика, моего будущего мужа. Он учился на юрфаке
очно, а я поступила на тот же факультет заочно и параллельно училась в
двух универах. Сначала мы были в команде юрфака, которая называлась
«Наше право». Потом нас взяли в сборную университета «Пятый элемент». В
эту команду помимо студентов входили «старички». В БелГУ я больше всего
любила МКЦ. Все игры КВН проходили там. А ещё у нас в МКЦ была КВНовская коморка — в подвале, сбоку от главного входа.
Нам выделили помещение, где мы собирались, писали и хранили реквизит. Там у нас стоял целый ящик «Ролтона», но заваривать его было нечем, поэтому перекусы были сухие. За что действительно можно сказать спасибо БелГУ, так это за поддержку любого творчества. Здесь ценили и КВН, и духовой оркестр, и танцоров. Нас финансировали на поездку на фестиваль КВН в Сочи, отправляли в Геленджик в творческий лагерь. Это было очень веселое время и немаловажную роль в этом сыграл Константин Курганский (в то время он был директором МКЦ, сейчас возглавляет управление культуры области — прим. Ф.).
Квартира Noize MC
— На первом курсе я познакомилась с Ваней Noize MC, а потом и с Адиком, который был его одноклассником. Первое время Ваня и Адик приходили записывать музыку в квартиру, где я тогда жила у тёти. Она находилась на Мокроусова. Ваня жил в центре, а их школа была прямо у меня во дворе. Ну и я имела на тот момент подходящий компьютер. Ребята установили мне все нужные программы и что-то постоянно придумывали, записывали. Потом Ваня поступил в московский университет, а мне как раз надо было съезжать с квартиры тёти. Так я и стала снимать его комнату в квартире мамы.
Ваня несколько лет назад приезжал на 9 мая с семьёй. Мы сидели в беседке во дворе всю ночь: играли на гитаре, песни пели. И никто ничего не сказал, хотя мы орали на весь двор! Видимо, понравилось (улыбается). Услышав музыку, подошли чернокожие ребята: стояли, «качали» рядом.
Первая собственная квартира
— Квартиру мы купили с «бабушкиным ремонтом», но зато в самом центре города. Хоть и не было возможности сделать ремонт, всё равно было приятно от ощущения: «Это моя квартира». Друг забомбил нам граффити на всю стену. Сейчас там живёт моя бабушка, а на месте граффити — огромный шкаф-стенка (не оценила она современное искусство). В интернете есть видео из этой квартиры «Noize Mc и Адик Фристайл 20 мин». Ваня и Адик устали ждать, когда мы с Аней, будущей женой Вани, вернёмся из магазина, и очень долго фристайлили по этому поводу.
А рядом с квартирой, в пешей
доступности, находился «Квадрат». «На Квадрате» происходили тусовки
неформальной молодёжи города. Приносили гитары, диски. Интернет был не у
всех. Поэтому все собирались и обменивались музыкой. Телефонов тоже не
было — приходилось договариваться о встречах заранее.
Потом началась волна скинхедов, и они начали разгонять эти собрания. Так «Квадрат» и сошёл на нет. Да и все разбрелись по компаниям. Ребята начали ко мне домой приходить, и отпала необходимость тусовок в центре. Скорее всего, так произошло и у других.
Первая студия
— Мы однажды выступили с белорусским коллективом «Аддис Абеба» в Минске. Это и стало отправной точкой! Пришло понимание, что живой коллектив — это совсем другие вибрации. До этого мы ездили вдвоём и читали под минус. Когда мы переехали в Белгород ( ГидроПонка несколько лет жила в Москве — прим. Ф.), то решили, что надо собирать команду музыкантов. У нас уже были на примете басист и гитарист. Нашли барабанщика. Поиграли с тремя музыкантами — показалось маловато. Нужно добавить духовые. Позвали трубача. Трубач привёл тромбониста. Так постепенно все кого-то звали, пробовали, сыгрывались. Одни уходили, другие приходили на их место. Таким образом, методом проб и ошибок родилась команда НебуHigh.
Первой репетиционной базой был бункер под «Контактом». Потом мы решили, что нам нужна своя база, сделанная под себя, с возможностью записи. На чужих репетиционных точках можно только играть, а записывать надо уже в другом месте. Мы сняли гараж, сделали своими силами там ремонт.
Как показывает практика, все музыканты обычно где-то
подрабатывают на отделке. Я ещё не встречала такого музыканта, который
бы на стройке не работал. Поэтому все что-то умели. Помимо ремонта нужно
было сделать звукоизоляцию, правильно расположить инструменты, чтобы
все друг друга слышали. Мы создавали домашние студии для записи рэпа, но
построить место для команды — совсем другое. Это был наш первый
подобный опыт.
На этой студии мы записали первый альбом. Самым сложным оказалось записывать ударную установку: каждый барабан, каждая тарелочка записывается на свой микрофон на отдельную дорожку.
Ещё было сложно заниматься сведением песен. Проект трека в рэпе составляет около 10 дорожек: минус, основной голос, бэк-вокал, припев. А когда записываешь живых музыкантов, это 100 дорожек минимум. Каждую из них надо выровнять и свести. Это всё сложно и трудозатратно. На этой студии мы играли долгое время. Там было очень классно. Единственный минус: этот гараж находился на пригорке, и грунтовые воды затапливали подвал, который находился под гаражом. Если дождь проходил, в подвале всегда было воды по колено. Из-за постоянной влажности мы стали переживать за инструменты. Пытались сначала ставить насосы, но не помогло. Поэтому переехали в другой гараж.
На данный момент мы оборудовали студию у себя дома: там мы записываем музыкантов, а репетируем, как когда-то давно, на репетиционных точках.
Сейчас в моей жизни наступил период, когда я мало куда выбираюсь. Главным культовым местом стал дом. Там мы растим детей, создаём уют и записываем музыку. Сейчас работаем над новым альбомом группы НебуHigh, который в скором времени увидит свет и порадует наших слушателей.
Справка «Фонаря»
ГидроПонка — рэп-исполнительница, живущая в Белгороде. В 2007 году она стала участвовать в интернет-баттлах и быстро добилась в них успеха. В интернете получила большую известность после выхода клипа «Без Б зажигает суперзвезду» для финала третьего неофициальный баттла «Без Башки» Hip-Hop.ru. В 2009 году Гидропонка участвовала в телешоу на «Муз-ТВ» «Битва за респект 2» и дошла до полуфинала. Вместе с мужем Адиком 228 создала группу НЕБУHIGH. Сейчас коллектив записывает уже третий альбом.