О начале жизненного пути
Во время творческого вечера Иосиф Райхельгауз делился воспоминаниями из своей жизни. Например, он рассказал о родителях: его отец Леонид работал шофёров, прошёл всю Великую Отечественную войну.
— Я горжусь подписью отца на флаге Рейхстага больше, чем всеми спектаклями и книгами, — отметил Иосиф Райхельгауз.
Мама Райхельгауза Фаина Иосифовна тоже видела войну. Он много лет просил её написать историю жизни. После того, как Фаина Иосифовна изложила свои воспоминания на бумаге, он издал книгу. Сейчас режиссёр решил поставить спектакль по этим записям. Рассказывая о матери, Райхельгауз с трудом сдерживал слёзы. Он признался, что этот спектакль очень важен для него.
Райхельгауз рассказал, что не сразу стал режиссёром. Сначала он учился на факультете филологии по специальности «Журналистика». Занимался он плохо,потому что большую часть времени у него занимал студенческий театр. Поэтому, как только Райхельгауз получил диплом, он уехал поступать на режиссёрское отделение в Москву. Там он познакомился с Галиной Волчек, которая, увидев спектакль студента Иосифа Райхельгауза, позвала работать его в театр «Современник» режиссёром. По словам Иосифа Райхельгауза, это стало важно вехой в его жизни.
О поэзии и смехе
Кроме трогательных историй из своей биографии, режиссёр рассказал несколько о театральных буднях.
— Однажды я должен был проводить большую лекцию про Константина Станиславского. Перед ней мне позвонила девушка, отвечающая за визуальное оформление мероприятия, и спросила, где можно взять фотографии для лекции. Я не понял: мои или Станиславского? Она сказала, что можно общие. О том, что Станиславскому должно было стукнуть 150, она, видимо, не знала. Я решил отправить её в литературную часть «Современника». Там тогда сидела очень жёсткая женщина. Но она тоже решила подыграть и отправила девушку в музей МХАТа. Подключились к этой истории все. По-моему, в итоге она так и не поняла, почему она не нашла наших общих фотографий, — рассказал Иосиф Райхельгауз.
Также режиссёр вспомнил о дне, когда собирает поэтов, и они читают свои произведения. Здесь тоже было над чем посмеяться.
— Вы хотите узнать что-то о Валерии Беляковиче (театральный режиссёр и актёр — прим. Ф)? Была прекрасная история. 19 октября – день, когда Пушкин собирал своих лицейских друзей почитать стихотворения. Я продолжил эту традицию. Каждое 19 октября я собираю поэтов, как очень известных – у меня был и Окуджава, и Белла Ахмадулина – так тех, кто не рассказывает о своём творчестве, а занимается в профессии другим. И вот меня в один год попросили придумать способ разжечь угасшее внимание к поэзии. Я придумал вечер «ХУЛИганские стихи», где можно было читать стихотворение на любые темы и с любой лексикой. А Белякович каждый год читал лирическое. Долго сомневался, что читать. И в итоге принёс тетрадку с поэмой матери. Она была обычной деревенской женщиной, но, когда муж изменил, написала стихи, в которых проходилась по нему в самых нецензурных выражениях. Это был фурор! Люди падали с кресел от смеха! Это видео есть в сети, обязательно посмотрите, — посоветовал Райхельгауз.
О театре и актёрстве
Многие гости творческого вечера спрашивали о театре. Некоторые из пришедших признались, что собираются стать актёрами или режиссёрами. Иосиф Райхельгауз ответил, что во время отборов на собственной курс в ГИТИС ему неважно, как абитуриент читает стихотворения и басни.
— Что он читает? Как относится к последним политическим событиям? О чём он думает? Из этого и будет формироваться то, что он [актёр] будет транслировать со сцены. Актёрство – не самое сложное. Я научу общаться с залом, говорить реплики. А вот человеческая глубина либо есть, либо её нет, — заметил режиссёр.
Он посоветовал всем молодым людям узнавать что-то о мастерах курса заранее. По его мнению, главное, чтобы взгляды студента и преподавателя совпадали. Творческая биография мастера курса позволит понять, какой у вас будет наставник. Режиссёр отметил, что неважно, в каком университете учится будущий актёр или режиссёр, главное — кто его учит.
Также Иосиф Райхельгауз высказал своё мнение о нынешних тенденциях в театре:
— Есть две противоположные силы в современном театре. Одни стремятся стать ближе к зрителю. Они делают всё, чтобы он пережил какой-то опыт с ними. Другие же стараются ошарашить человека. Для этого они используют необычные ходы, ненормативную лексику и много чего ещё. Ни одно, ни другое не плохо. Если оно существует, значит нынешнее общество в этом нуждается, — заметил режиссёр.
О Белгороде
Иосиф Райхельгауз приехал в Белгород на дипломный спектакль своей студентки, режиссёра независимого театра «Новая сцена-2» Оксаны Погребняк. О том, как прошла постановка и какие эмоции испытали зрители, можно прочитать здесь.
— У Оксаны очень хороший потенциал, она может ставить интересные вещи. Но Россия устроена так, что в провинции не выйдешь за определённые рамки и не прыгнешь выше головы, каким бы профессионалом ты ни был. На театральное творчество здесь влияет общий контекст. Я звал Оксану переехать в Москву, работать у нас. Но она очень любит Белгород и решила остаться тут. Это очень сложный путь, но я желаю ей удачи, — прокомментировал Иосиф Райхельгауз.
Режиссёр признался, что Белгород – важный для него город. С местной труппой Иосиф Райхельгауз впервые выехал на гастроли за рубеж. Художественный руководитель БГАДТ имени Щепкина Виталий Слободчук позвонил ему и предложил поставить спектакль в Белгороде, а затем отправиться на гастроли в Польшу. В театре «Современник» в то время на гастроли не пускали. К слову, первый спектакль «Школы современной пьесы» тоже прошёл в Белгороде.
О жизни и её восприятии
— Главное, чему я учу, это не игра на сцене, а умение предлагать. Ведь если после этой встречи вы подойдёте ко мне и докажете, что я должен вам помочь в вашей карьере, то будете правы. Человек достоин той жизни, которую живёт. Что бы ни происходило, каждый сам управляет своими поступками, сам куёт свою судьбу. Если человек чего-то действительно хочет, то до последнего убеждает всех и в итоге добивается, — утверждает режиссёр.
Иосиф Райхельгауз доказывает сказанное и на примере своей жизни. Как только ему приходит идея, он пытается её сразу же воплотить в жизнь. Поэтому он успевает делать спектакли, читать лекции, путешествовать по всему миру – от Якутии до Чили. При этом несколько лет назад режиссёр перенес тяжелую болезнь. 62 процента его печени поразил рак.
В конце вечера у Райхельгауза спросили, где он находит силы. Режиссёр ответил так:
— Хотелось бы пожить подольше, конечно, но ведь моя жизнь была полна прекрасных людей, путешествий, больших спектаклей. Она была счастливой, — ответил Райхельгауз.
К счастью, экспериментальное лечение подействовало, и болезнь отступила. По словам режиссёра, она научили его ценить каждый день жизни, и относится к ней, как к празднику.
— Делайте то, что вам нравится. Не откладывайте. Мой ответ: будьте счастливы, — с такими словами режиссёр завершил встречу.