«Мы не в курсе, что у учреждения есть какие-то проблемы»
Белгородская Академия футбола появилась в 2010 году. Тогда это учреждение было базой для подготовки молодых футболистов для команды «Энергомаш», которая прекратила своё существование летом 2018 года. Спортсменов могли заметить и другие российские клубы. Детей принимали в Академию с шестого класса после конкурсного отбора. Школьники-футболисты могли получить здесь полное среднее образование и дополнительное профессиональное образование.
Противоречивая информация о том, что теперь в Академии будут учить детей с пятого по девятый классы, начала появляться в марте после завершения проверки департамента образования. Обсуждалось, что школу не дадут закончить даже нынешним десятиклассникам.
— У нас в начале марта было родительское собрание, и педагоги озвучили, что идёт проверка. Судя по всему, после этой проверки было вынесено какое-то решение или нашли какие-то нарушения. До нас ничего не было доведено вообще, на сайте информации ноль. О том, чем живёт учреждение и какие есть проблемы, мы не в курсе, — рассказывает мама одного из футболистов Инна Ткалич.
В конце апреля на сайте учреждения опубликовали объявление о том, что школа меняет тип учреждения и переходит на реализацию программ основного общего образования, то есть с пятого по девятый классы.
«Они не дают детям шанса дальше развиваться»
Родители уверены: у школы нет будущего, если она перейдёт на систему обучения среднего школьного звена. Для этого есть несколько причин. Во-первых, в Академию футбола отдают детей специально, чтобы они получили профессиональное дополнительное образование, которое они не могут получить в обычных спортивных школах, так как в них, по словам родителей, тренируют детей до десятого класса. Без такого образования выпускник не сможет стать ни тренером, ни профессиональным спортсменом. Во-вторых, в Белгороде нет колледжей и техникумов, где дети могут получать среднее специальное образование и параллельно этому играть в профессиональный футбол. Такие команды есть в университетах. Например, в НИУ «БелГУ», БелГАУ имени Горина и БГТУ имени Шухова. К слову, после девятого класса сложно поступить в старшие классы другой школы, так как все они разделены по профилю, и там проводят конкурсный отбор, который выпускники Академии могут просто не пройти.
— Если сейчас они выгоняют мальчишек с девятого класса, то у них незаконченное дополнительное образование и неоконченное среднее. То есть они не дают детям шанса дальше развиваться. Тогда чем вы занимаетесь? Выпускаете полуфабрикаты, которые никому не нужны? — беспокоится Инна Ткалич.
Мама футболиста уверена, что в таком случае большинство родителей заберёт своих детей из школы, а другие — не будут видеть смысла отдавать своих детей в Академию.
— Если руководство решится на «реорганизацию», то у меня не будет другого выбора: мы заберём ребёнка и вынуждены будем отдать его в детско-юношескую спортивную школу. Если он не состоится как спортсмен, я должна дать ему достойное образование. Здесь дети живут футболом. Они хотят этим заниматься. Мы, родители, хотим дать им шанс.
«Причём мы здесь? Обратитесь к другим органам!»
30 апреля в Академии футбола провели общее родительское собрание. Заместитель директора Галина Костина сообщила родителям об «реорганизации».
— Хотелось бы вашего понимания. В первую очередь, учителя, администрация школы — мы исполнители федеральных законов. Департамент образования вышел с таким предложением, чтобы мы перешли на основное общее образование. Мы в нашем учреждении не можем дать им право выбора профиля [в 10-м классе]. В марте месяце у нас была проверка, где были выявлены некоторые недочёты в нашей работе. В связи с этим департаментом образования было рекомендовано, чтобы мы перешли на нетиповое учреждение, потому что футбол идёт в разрез с образованием. Мы, принимая детей, должны обеспечить им прохождение [образовательной] программы. Практическую часть они выполняют на полях с тренерами. Для этого нам предложили разработать интегрированные программы, которые не будут идти в разрез с основным образованием и дополнительным образованием по виду спорта «Футбол», — рассказала Галина Костина.
Решение перейти на другую систему обучения вызвало возмущение у родителей.
— Вам рекомендовали... Но вы же сами понимаете, что это путь к закрытию! Моему сыну говорили, что у него есть какие-то таланты, а теперь получается — всё. Он должен идти после девятого класса в педколледж, а там команды нет. Команды есть в вузах. Допустим, закончил он 11 классов, пусть бы он не был великим футболистом, но он бы пошёл туда, где есть своя футбольная команда. А получается, что они уходят в никуда. Надо же бороться! Здесь и тренерам нечего оставаться... Если бы мы знали, Юрий Николаевич (Кривченко — директор школы — прим. Ф.), мы бы эту волну подняли! — ответил отец футболиста Эдуард Криворучко.
— Зачем я плачу взносы? Деньги мне никто не вернёт. Автобусы заказываю я! Форму покупаю я! У нас ничего нет. Стены рушатся. Причём мы здесь? Что вы говорите, что во всём мы виноваты? Обратитесь к другим органам, у нас есть учредитель — департамент образования, — парировал директор Академии футбола Юрий Кривченко.
— А вы согласны с этим решением? — задали вопрос родители.
— А кто меня спрашивал?! Я проработал пять лет. Всё сделал и развалю за пять минут? Вы думаете, что говорите? — эмоционально ответил Кривченко.
На родительском собрании родителям предложили альтернативный вариант обучения. Так, по словам Галины Костиной, руководители Академии футбола обратились в управление физической культуры и спорта с просьбой выделить для воспитанников академии десять бюджетных мест по направлению «Физическая культура» и создать футбольный клуб, в котором дети продолжали бы свою спортивную карьеру.
— У нас в педагогическом колледже всего 25 мест на физкультурное отделение. Я не говорю конкретно про футбол. Только на физкультурное отделение. Туда они [дети] поступают по среднему баллу аттестата и конкурсу. Они обязаны сдать три экзамена: гимнастику, лёгкую атлетику и плавание. Кто наших детей готовит к этим экзаменам? Лёгкую атлетику они сдадут, — не вопрос. Какое плавание? Какая гимнастика? — говорит мама одного из учеников Гюльнара Кулиева.
Также, по информации администрации учреждения, Академия футбола сотрудничает и с футбольным клубом «Салют». Это подтвердил представитель клуба. Корреспонденту «Фонаря» рассказали, что клуб и Академия готовят единую методику подготовки игроков, где основной упор сделан на атаке и командной игре. Зимой тренеры и руководители клуба провели отбор воспитанников учреждения и выбрали трёх игроков. Они планируют войти в состав в команды в следующем игровом году. По словам представителя «Салюта», в клуб преимущественно хотят набирать воспитанников белгородских спортивных школ. Следующий отбор состоится летом.
«Они нарушили конституционные права детей»
После собрания родители решили написать письмо в областной департамент образования. При его подготовке они изучили нормативно-правовую базу и пришли к выводу, что решение о смене типа обучения — это прямое нарушение прав ребёнка.
— Смена типа учреждения не говорит о его реорганизации. Согласно статьи 17-й федерального закона «О некоммерческих организациях», при изменении типа автономного учреждения, оно вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, аккредитации и иных документов до окончания срока их действий. Лицензия у Академии бессрочная, а аккредитация действует до 2023 года. Решений об отзыве лицензии и информации о нарушениях в учреждении нет. Также в 18-й статье ФЗ «Об автономных учреждениях» говорится о том, что реорганизация учреждения запрещена, если она влечёт нарушение конституционных прав граждан, в том числе и на получение бесплатного образования, — рассказала «Фонарю» Гюльнара Кулиева.
«Они взбудоражили ситуацию»
Жалобу родители отправили в департамент образования области. 7 мая с ними встретился первый заместитель начальника департамента — начальник управления организационной деятельности Николай Рухленко, который заявил, что департамент решение о реорганизации не принимал.
— У нас получился хороший диалог. Нам сказали, что решение принимал не департамент. Оказывается, администрация школы по-тихому хотела избавиться от проблем. Проверка была плановой, там ничего страшного не нашли. Все нарушения можно было устранить перед проверкой, — добавила Гюльнара Кулиева.
Мы направили в департамент образования редакционный запрос. С нами связался Николай Рухленко и пояснил позицию ведомства. Он рассказал, что проверка никакого отношения к ситуации не имела. Она проводилась по плану и была согласована с прокуратурой Белгородской области. По результатам проверки эксперты из управления по контролю и надзору в сфере образования нашли нарушения и выдали предписания для их устранения.
— Им предписывалось только устранить нарушения и причины, способствующие этим нарушениям. Инициатива от департамента образования по реорганизации не исходила. Это было поручение подумать над программой развития этого учреждения, совершенствования деятельности, качества работы. На совещании департамента и управления физкультуры и спорта руководство Академии футбола сказало, что смысла в существовании уровня среднего общего образования по существу нет, так как дети в 10-й класс идут, ориентируясь на поступление в университеты и сдачу ЕГЭ. Они сосредотачиваются на интеллектуальной подготовке, при этом интерес к занятиям футболом теряют. Они [руководство Академии] сказали, что оптимальным будет тот вариант, чтобы в школе функционировал уровень основного общего образования. Это их предложение. Они взбудоражили ситуацию, — прокомментировал Николай Рухленко.
По словам Рухленко, представители Академии футбола после общения с сотрудниками департамента и родителями от своего предложения отказались. Единственное изменение, которое ждёт школу, — переход с типового общеобразовательного учреждения на нетиповое. Что это значит? По законодательству школа должна отводить на изучение основной школьной программы 30–32 часа в неделю и десять часов внеурочной деятельности. В Академии футбола ещё 12 часов отводится для занятий футболом. Соответственно, времени реализовывать внеурочную деятельность (например, преподавание основ православной культуры) у Академии нет. При нетиповой форме школа сможет переносить часы занятий футболом на внеурочную деятельность.
— Нас ещё смущает следующее: завуч Марина Мехнина на собрании обмолвилась, что приём в 10-е классы осуществляется на конкурсной основе (приём в 10-е классы осуществляется по среднему баллу аттестата, а также баллам, полученным по обязательным предметам и профильным предметам по выбору — прим. Ф.). Мы переживаем, чтобы не получилось так, что по требованиям из детей никто не прошёл в 10-й класс, и Академия не объявила департаменту, что они закрываются потому, что не состоялся набор в старшие классы, — переживают родители.
Николай Рухленко пообещал, что старшие классы обязательно останутся в школе. В ближайшее время родители вновь встретятся с руководством Академии футбола, чтобы окончательно закрыть этот вопрос.
Какие проблемы ещё есть в Академии?
Это не единственная проблема родителей. Они говорят, что их дети жалуются на школьное питание.
— У меня неприхотливый к еде ребёнок. Однако периодически он звонит и говорит, что из них там делают китайцев: дают рис и рыбу. Причём рыбу 5–6 раз в неделю. Рыбу дети не едят — всё идёт в мусорку. Печень есть невозможно. А у них нагрузки: они за полтора часа тренировочного процесса пробегают 10–15 километров. То есть растущий организм приходит и видит эти маленькие порции. Мы пытались успокоить мальчишек: понимаете, есть ограничения, жареную картошку вам никто готовить не будет, всё должно быть приготовлено по ГОСТам. Мы каждую неделю забираем ребёнка домой на выходные (дети не только учатся в школе, но и живут при ней — прим. Ф.) . И каждый раз он везёт с собой огромный пакет еды. Это 1,5–2 тысячи рублей! — говорит Инна Ткалич.
На сайте госзакупок указано, что на 2019 год школа закупила больше шести тонн говядины, курицы — 1,5 тонны, рыбы — около 300 килограммов. Ещё одна закупка на 159 тысяч рублей — лососевая икра. Однако родители утверждают, что в этом году «дети икру ещё не видели». Представители столовой заявили, что поставок икры ещё не было. Её начнут выдавать футболистам в новом учебном году.
На жалобы родителей и детей врач Академии футбола Елена Писаренко ответила, что мальчики не худеют, а главное в школе никто не отравился.
— То есть, если ты не отравился в школе, — это плюс. А то, что дети не едят — не важно. Мой ребёнок похудел на три килограмма за последнее время. Это не нормально! — реагирует на слова врача Гюльнара Кулиева.
Вопросы по питанию «Фонарь» также задал представителям департамента образования как учредителям Академии футбола. Ответ на запрос они должны дать на следующей неделе. Мы продолжим следить за развитием ситуации в школе и, как только получим ответ на редакционный запрос, опубликуем позицию областного департамента по этому и другим вопросам, касающихся Академии.